/ фото автора,

Беларусь, объявив о намерении инвестировать в развитие порта в Клайпеде, обозначила серьезность намерений по перевалке грузов через Литву. Корреспондент TUT.BY побывал в порту и оценил дальнейшие перспективы сотрудничества. 

Фото: klasco-ekspedicija.lt
Фото: klasco-ekspedicija.lt

Клайпедский порт образован в 1991 году слиянием отдельных торгового и рыболовного портов. Он является самым северным незамерзающим портом Балтийского моря, а также наиболее крупным транспортным центром Литвы, в котором соединяются морские и сухопутные пути. Через Клайпедский порт пролегают основные судоходные линии в порты Западной Европы, Юго-Восточной Азии, а также в порты американского континента. 

фото

Площадь порта составляет 415 га, площадь акватории - 623 га. Порт может принимать суда длиной до 320 метров с максимальной осадкой 13,5 м. Сейчас ведутся работы, чтобы этот показатель увеличить еще на 1 метр. 

фотофото
фотофото

Деятельность порта создает 4,5% ВВП Литвы и 23 тысячи рабочих мест. Его годовая мощность составляет 52 млн тонн грузов. Однако пока самый лучший результат был достигнут по итогам 2011 года - 36,6 млн т. В 2012 году было перевалено 35,2 млн т, из них треть - белорусского происхождения. В частности, Беларусь экспортировала через Клайпедский порт 5,7 млн т калийных удобрений, 2 млн т мазута, 880 тыс. т азотных удобрений. 

Приступивший в начале февраля к руководству Дирекцией Клайпедского государственного морского порта Арвидас Вайткус говорит, что проблем хватает, так как реализация некоторых проектов серьезно отстает от графика. При этом он отмечает, что порт постоянно совершенствуется. "С 2002 года мы инвестировали в развитие порта около 1 млрд литов (400 млн долларов). 1,7 млрд литов вложили стивидорные компании, арендующие здесь землю", - рассказывает он. В Клайпедском порту действуют 14 стивидорных компании, практически все из них частные. Через Литву экспортируются минеральные удобрения, нефтепродукты, сельскохозяйственные продукты, а также грузы в контейнерах. 

фотофото

фото

У Дирекции порта на ближайший год большие инвестиционные планы. Объем инвестиций запланирован в размере 127 млн долларов без учета НДС. Средства формируются за счет портовых сборов, сдачи в аренду земли, а также за счет фондов Евросоюза и банковских кредитов. Они будут направлены на развитие внутрипортовых дорог и железнодорожных путей, углубление акватории, внедрение информационных систем. Один из самых грандиозных проектов - это строительство терминала сжиженного природного газа.

Вместе с тем дирекция порта сталкивается и со сложностями, характерными для Беларуси. Дело в том, что уже второй год на латание дыр в бюджете Литвы планируется забрать 50% прибыли у управляемой государством Дирекции порта. Реально администрация коммерческой деятельности не осуществляет. Доходы Дирекция получает от аренды портовой земли и взимания сборов с заходящих в порт судов. Вайткус упирает на то, что без денег на развитие порт может утратить конкурентоспособность. "Сегодня конкуренты Клайпеды инвестируют большие средства в свое развитие. Прекращение инвестиций будет означать шаг назад. Клайпедский порт может лишиться возможности принимать новые грузы, они уйдут в другие порты", - говорит директор литовского порта. Он утверждает, что инвестиции в порту окупаются за 2,5 года, поэтому нерационально изымать деньги из деятельности с такой высокой эффективностью. О такой эффективности, какую дает порт, может мечтать даже частный бизнес, отмечает Вайткус. Впрочем, глава порта говорит, что понимание проблемы со стороны руководства страны уже найдено. 

фото
Посол Беларуси в Литве Владимир Дражин (слева) и глава Клайпедского порта Арвидас Вайткус

Отгрузка львиной доли белорусских грузов идет через четыре компании. Самый известный оператор - это "Клайпедская стивидорная компания(KLASCO), которая является лидером по перевалке грузов в порту с объемом 13-13,5 млн тонн в год. Компания входит в концерн Achemа grоup. До своей кончины в 2011 году ее контролировал один из состоятельных литовцев, глава Конфедерации промышленников Литвы Бронисловос Лубис. Сейчас компания находится в управлении его наследницы и супруги Лидии Лубене

Ежегодно KLASCO переваливает около 3 млн тонн удобрений "Беларуськалия". Примерно такой же объем приходится и на Biriu kroviniu terminalas (БКТ). "Мы и БКТ по контрактам с "Беларуськалием" работаем на паритетной основе", - сообщил белорусским журналистам заместитель коммерческого директора KLASCO Мечислав Виткаускас. По его словам, KLASCO и БKT заключили трехгодичные контракты с "Беларуськалием". "31 декабря заканчивается действие контракта. Сейчас мы работаем над согласованием условий следующего соглашения. Хотим его заключить уже на пять лет", - отметил Виткаускас. "В настоящее время мы ведем большое строительство, вкладываем серьезные инвестиции, поэтому хотели бы с грузоотправителем оформить долгосрочные отношения", - добавил он. Топ-менеджер KLASCO отметил, что компания переваливает не только белорусские калийные удобрения, но и, например, трубы Белорусского металлургического завода, а также сахар-сырец, который импортирует Беларусь. 

"Беларуськалий" собирается приобрести 30% акций терминала сыпучих грузов БKT, подконтрольный семье Удовицких. Как сказал агентству BNS директор Biriu kroviniu terminalas Видмантас ДамбраускасСумма сделки - 30 млн долларов, которую назвал белорусский премьер Михаил Мясникович, не совсем точная, однако уточнить ее Дамбраускас отказался. "Суть сделки заключается в том, что те услуги, которые нам оказывает литовская компания, будут оплачиваться за счет дивидендов, которые мы будем получать ежегодно", - утверждает посол Беларуси в Литве  Владимир Дражин. "По сути это кредит на 10-15 лет", - добавил он. При этом выбор для покупки акций именно этого терминала дипломат пояснил более выгодными условиями, предложенными БKT. 

фото
На терминал БКТ прибывают вагоны "Беларуськалия"

На продукцию "Беларуськалия" приходится около 80% грузооборота БКТ. Его мощности позволяют ежегодно переваливать до 8 млн т грузов. В этом году компания планирует перевалить 4-4,5 млн т. 

Мощности стивидорной компании Bega позволяют переваливать свыше 5 млн т грузов в год. Больше всего компанией переваливается удобрений, минеральных материалов, цемента, ведется перевалка и других насыпных, пакетированных и наливных грузов. За прошлый год Bega перевалила около 900 тысяч тонн продукции "Гродно Азот". Премьер-министр Михаил Мясникович анонсировал возможную покупку "Гродно Азотом" пакета акций Bega. Однако руководитель группы коммуникации и информации Bega Гедиминас Гудавичюс эту информацию не подтвердил. "Могу лишь сказать, что с белорусской стороной ведутся разговоры об осуществлении совместных проектов. Речь идет о создании новых мощностей для перевалки грузов", - отметил он. "Совместный проект - это строительство терминала. Сумма инвестиций еще обсуждается", - пояснил посол Дражин. Инвестируя в развитие мощностей, компания рассчитывает на увеличение перевалки грузов в том числе для Беларуси. Стоит отметить, что в ноябре премьер-министр Михаил Мясникович встречался с президентом Bega Алоизасом Кузмарскисом.

фото

Еще один крупный оператор, заинтересованный в белорусских грузах, - "Клайпедос контейнерю терминалас". Работа компании нацелена на комплектацию контейнерного поезда "Викинг". Гендиректор компании Вайдотас Шилейка говорит, что компания в год переваливает около 1 млн тонн белорусских грузов. "Треть грузов - белорусские. Это продукция МТЗ, МАЗ, "Белшины", плотно работаем с вашими экспедиторами. Кроме того, помогаем импортировать оборудование для белорусских заводов", - сказал Шилейка. 

фото

фотофото

В последнее время в Беларуси обсуждаются варианты переориентации грузопотоков из портов Литвы, Латвии и Эстонии в порты Ленинградской области. В частности, бурное развитие демонстрирует порт Усть-Луга, который переманивает грузы у других российских портов, Таллинского, Рижского и Вентспилского портов. Тем временем темпы грузооборота Клайпедского порта в этом году повысились. За первый квартал обработано на 1,6 млн тонн грузов больше, чем за аналогичный период прошлого года. "Пока развитие Усть-Луга не сказалось на деятельности нашего порта. Но в будущем это будет серьезный конкурент, - отметил TUT.BY Вайткус. - Правда, для Беларуси Клапейда в любом случае выглядит наиболее подходящим вариантом - это самое короткое логистическое плечо и высокий уровень сервиса". 

Дирекция Клайпедского порта планирует повышенное внимание уделять не только перевалке грузов, но и развитию туристической составляющей. Незадолго до визита в порт корреспондента TUT.BY в Клайпеду прибыл знаменитый парусник "Крузенштерн". Желающих побывать на четырехмачтовом учебном судне было хоть отбавляй.

фото
"Крузенштерн"

фото
Военно-морской флот Литвы также базируется в Клайпедском порту

{banner_819}{banner_825}
-30%
-10%
-30%
-51%
-15%
-10%
-20%
-20%
-17%
0061173