154 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
Коллапс с водой в Минске
  1. Почему из-за прорыва всего одной трубы сотни тысяч минчан остались без воды? Разбираемся
  2. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  3. Покупатель с 50 тысячами долларов — король на рынке квартир в Минске. А королю не нужно спешить
  4. Усилить защиту силовиков, ужесточить наказание за экстремизм. Какие изменения в УК поддержали депутаты
  5. Переговоры на 4 часа, прогноз по доллару, эхо водного коллапса и фото с поцелуем — все за вчера
  6. Мингорисполком назвал две версии аварии на водопроводе в Чижовке
  7. «Трупный яд попал к соседям через доски в полу». История Леонида, который убирает дома после смерти
  8. Провизор дает шесть простых советов, которые помогут вам сэкономить на лекарствах
  9. СМИ выяснили, кто может быть четвертым фигурантом по «делу о госперевороте»
  10. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  11. Внимание: синоптики предупредили о резком ухудшении погоды
  12. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  13. Мингорисполком отказал организаторам в проведении «Чернобыльского шляха»
  14. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  15. «Жена была выше на две головы. На улице старались идти порознь». Неизвестные факты о классике беллита
  16. «И линии нарисуем, и достойно ответим». В Москве прошла встреча Лукашенко и Путина
  17. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  18. Путин ответил на предложение Зеленского встретиться
  19. В подвешенном состоянии. История многодетной семьи из Бреста, которая готовится на три года отправить папу на «химию»
  20. Следственный комитет объявил в розыск Герасименю и Опейкина
  21. Поцелуй молодой пары попал на фото TUT.BY. Что с ней стало спустя три года?
  22. Все умеют считать деньги — свои. А как насчет общих денег из кошелька страны? Проверим?
  23. Украина вводит спецпошлину на белорусские автобусы и грузовики
  24. Прогноз от властей: каким будет курс доллара в ближайшие три года
  25. Самая красивая пара современной «фигурки»: выиграли ЧМ и счастливы вместе вне льда
  26. Минчанка рассказала, как за неделю вырастила на балконе грибы и получилось ли на этом сэкономить
  27. «Нельзя отворачиваться от друга, чьи глаза закрываются в последний раз». Как пережить смерть любимого питомца
  28. Посмотрели, что происходит сегодня в Чижовке, где вчера случилось коммунальное ЧП
  29. Мингорсуд сегодня рассматривает апелляцию на приговор журналисткам «Белсата» за стрим с «Площади перемен»
  30. МИД недоумевает по поводу заявления Литвы о возможной аккредитации посла США в Беларуси


/

Очередная программа Сергея Чалого "Экономика на пальцах" посвящена вопросам приватизации в Беларуси.

Не так давно был получен ответ от Минэкономики на запрос по поводу введения госуправляющих на предприятиях, которые были приватизированы у государства или получены в аренду (например, "Коммунарка" и "Спартак"). По мнению Сергея Чалого, номенклатура готовит такие правила игры в области отношений собственности, чтобы заранее иметь преимущество при переменах. Ожидается, что уже на ближайшей сессии парламента будет рассмотрена поправка в закон о приватизации.



Анализу этой темы посвящена программа.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (32.98 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (176.24 МБ)

Петр Прокопович назвал модернизацию комплексной. Экономическая модернизация подразумевала изменение системы управления предприятиями и отраслями. Сейчас разрабатывается среднесрочная программа на три года и говорится, что выполнение программы модернизации позволит приблизиться к параметрам программы социально-экономического развития с 2011 по 2015 год. Понятно, что ничего из этого не исполнится, потому что там фигурирует зарплата 1000 долларов и 66%-ный рост ВВП за 5 лет. На уровне внутренних документов эти задачи уже сняли, но теперь и нас начинают приучать к тому, что на следующем Всебелорусском собрании придется объяснять, почему не смогли достичь таких результатов.

Модернизация разрастается эпитетами. "Важнейшей составляющей макропрогноза на среднесрочную перспективу является комплексная модернизация белорусской экономики, не только технологическая, но также организационная и институциональная". Нигде не звучит "изменение среды и отношений". Структурной перестройки экономики по-прежнему нет.
Петр Прокопович сейчас является еще и руководителем межведомственной рабочей группы по подготовке проекта основных направлений бюджетно-финансовой налоговой политики на 2014-2016 годы. Если вводится трехлетнее среднесрочное планирование, и вводилось оно еще в прошлом году, почему требуется принимать трехлетнее планирование в этом году? Получается скользящая программа на каждый год.

Зачем вводить дополнительный среднесрочный трехлетний план вдобавок к пятилетнему и однолетнему?

Когда появляется возможность стабильности, увеличивается горизонт планирования для экономических агентов. Это очень важно. Мы напоминаем, что у нас есть план, он ежегодный, хотя и трехлетний.

Сегодня КГК завел первое уголовное дело по поводу деревообрабатывающего производства. Не успели начать модернизацию, как тут же заведено дело по нанесенному ущербу государству по стандартной схеме: завышение контрактной стоимости по импортному контракту и поставке импортного оборудования. По большому счету, это делают все. С деревообработкой получалась интересная история. Не просто так до визита президента на этих предприятиях ничего не делалось, а потом вдруг, наконец, стали закупаться станки. Под камерой говорилось: "Вы уже давно закупили станки, а они до сих пор не дают результата". С тем производством, на которое заведено дело, по иностранному кредиту было куплено иностранное оборудование. Сейчас предприятие с этим оборудованием работает так, что не может расплатиться по процентам кредита. Иными словами, финансовое и хозяйственное положение предприятий ухудшилось в процессе модернизации и технологического оборудования.

Похоже, в правительстве прекрасно осознают эту опасность. 26 марта вышло распоряжение правительства "О некоторых мерах по ужесточению подхода к разработке и экспертизе бизнес-планов инвестиционных проектов". Написано прямо там: "Документ принят с целью повышения эффективности бизнес-планирования и исключения возможности необоснованного завышения стоимостных показателей бизнес-планов инвестиционных проектов". Без ритуальной отсылки к экономии и бережливости не обошлось. "Предусматривается сравнение расходов на реализацию бизнес-планов инвестиционных проектов с аналогами, действующими в мировой практике". Я не знаю, как это будет делаться.

Предусматриваются требования к инвестпроектам. Обязательный расчет об основании инвестиций в строительство при разработке бизнес-планов со строительными нормами Беларуси.

Проведение экспертизы бизнес-планов в части оптимального выбора технологий, применяемых по инвестпроектам, их инновационности, своевременности возврата кредитных ресурсов, привлеченных правительством или полученных под его гарантией. Также внимание будет уделено вопросам целесообразности реализации бизнес-планов инвестиционных проектов в целом.

Если проводить аналогию модернизации с ускорением темпов роста во время СССР и быть оптимистом, то хорошо, что вслед за ускорением была перестройка. Может, вслед за модернизацией начнется некое структурное преобразование.

Пока не видно даже интеллектуальных попыток что-то подобное сформулировать. Для нас программа уже давно описана. Есть исследования Всемирного банка. Первое было опубликовано в 2011 году и рассматривало в целом систему госрасходов и их эффективности. Основной вопрос там был пенсионного обеспечения и вопрос, что делать с крупными государственными предприятиями. Сейчас издали второй отчет, где речь идет о межбюджетных отношениях, здравоохранении и образовании.

Также МВФ на макроэкономическом уровне предлагал нам, как можно избавиться от советской экономики тотального перераспределения, когда за счет рентабельных предприятий на плаву поддерживаются нерентабельные и в целом эффективность экономики ниже, чем могла бы быть. Интересным был последний приезд миссии МВФ. После этого пошли сообщения с хорошими заголовками: "Беларусь в апреле предложит МВФ для совместной реализации финансовую программу развития". Но оказывается, речь идет вовсе не о программе. Андрей Харковец говорит: "Минфин, Минэкономики и Нацбанк приступили к разработке концепции программы макроэкономических реформ".

Сейчас многие стали высказываться о возможности кризиса. Ответ министра экономики Николая Снопкова такой: "Самое сложное в экономике – это психология. Поэтому чем меньше будем говорить о кризисе, тем меньше вероятность того, что он произойдет". Но ответ на вопрос, какие выводы сделаны, он так и не дал: "Не хочу в 2013 году рассуждать о том, почему произошло то, что было в 2011 году. Объективно все имеет смысл. Надо смотреть в завтра. Вообще нельзя называть ошибками то, что было, потому что мы таким образом развиваемся".

Есть свежее исследование НИСЭПИ, где размещен интересный раздел, посвященный модернизации. Процент людей, которые верят в то, что модернизация экономики на основе технологического прорыва возможна, равен 35%. На вопрос: "Как, вы думаете, будут потрачены деньги, направленные на модернизацию предприятий?" - вариантов ответа было три. Кроме "эффективно" и "не эффективно", есть еще вариант "будут разворованы". Наименьшее количество процентов собрал вариант "будут потрачены эффективно" (26%).

Сейчас проходит очередная сессия Палаты представителей, и наибольшее обсуждение в обществе вызвали возможные поправки в закон о приватизации: введение владельческого надзора. Фактически это введение представителей государства в акционерные общества. Если есть довольно большое количество миноритарных акционеров, которые не участвуют в управлении. Наши власти решили, что это неправильно, и решили там, где есть доля государства в уставном фонде, наделить представителя государства в руководящих органах правом голосовать этими "молчунами". Оказывается, такая возможность есть даже для тех акционерных обществ, у которых доли государства и вовсе нет. Формально это защита прав миноритарных акционеров.

Мне удалось получить официальный запрос Минэкономики от Совета по привлечению иностранных инвестиций о причине введения владельческого надзора. Полномочия ему даются сравнимые с тем, как если бы у государства был блокирующий пакет, хотя на самом деле оно таковым не обладает и может вообще никаким пакетом не обладать. "Предназначение государственного представителя (представителя государства) – принимать участие в управлении обществом в интересах миноритариев, получивших право собственности в силу определенных обстоятельств, а не в силу осознанного решения и выступающих зачастую пассивными участниками корпоративных отношений, что в отдельных обществах затрудняет их функционирование". Дается яркий пример: ООО "Борисовский инструментальный завод", акции которого были проданы стратегическому инвестору. Он обещал численность сохранить и зарплату увеличить. На самом деле численность сократилась, а зарплата не увеличилась. Я, правда, не понял, почему это яркий пример и почему это связано с миноритарными акционерами, если это вопрос главного акционера, попросту не выполнившего условия.

Дальше начинается казуистика: "Назначение государственного представителя, равно как представителя государства, никак не ущемляет права миноритариев". Не указано, что может получиться так: голоса этих молчунов, добавленные существующим пакетом государства, внезапно перевесят. Конечно, это никак не ущемит интересы главного акционера, который вдруг может оказаться не в большинстве. Им предоставляется право приостанавливать исполнение решений собрания акционеров, если реализация этих решений противоречит общественной пользе, безопасности, наносит вред окружающей среде, нарушает права и интересы граждан. "Противоречит общественной пользе" — это вообще потрясающая вещь, под которую можно подвести все, что угодно. Нет никакого формального способа измерить общественную пользу.

Тут появляется расхождение. "Речь не идет о том, чтобы посредством государственного представителя повернуть процесс приватизации вспять и обращать в собственность государства вновь упущенные акции". Это, правда, не дает права обращать в собственность государства — это дает право голосовать чужими голосами. "Принятие проекта закона не повлечет изменений порядка вынесения вопросов на рассмотрение общего собрания, включая вопросы выпуска акций. Поскольку представитель государства правом вынесения предложений на повестку дня общего собрания наделен, а государственного представителя таким правом наделять даже не предполагается". Чтобы было понятно: помимо представителя государства, который является представителем собственника государства, голосующего исключительно голосующей долей, появляется еще государственный представитель. Он может быть там, где нет представителя государства, и будет голосовать и за государство, и за миноритарных акционеров.

В запросе говорится о преимущественном плане исполкомов и Минского горисполкома на покупку акций. Я уже рассказывал про "Красный пищевик". Это предприятие было акционировано в первой половине 90-х годов, затем действовал мораторий на обращение на вторичном рынке почти всех предприятий. Он был снят с 1 января 2012 года. У этого предприятия к тому моменту был крупный акционер и много мелких акций у трудового коллектива. До января 2012 года они были неликвидны. У главного акционера не было контрольной доли, но он в течение нескольких месяцев купил акции у работников и увеличил свою долю. В марте принимается решение о том, что для предприятий, входящих в стратегические перечни, облисполкомам и Мингорисполкому предоставлено преимущественное право приобретения акций. К тому времени процесс покупки акций главным акционером был завершен. И в итоге это решение действовало задним числом – с 1 января. После этого местные органы власти решили воспользоваться данным им правом по приобретению акций, все отыграли назад, и теперь мажоритарный акционер совсем не мажоритарный.

Полагается, что закрепленная в данном указе норма в принципе не ограничивает права граждан и других участников хозяйственных обществ. Кроме того, это является правом, но не обязанностью исполкомов по приобретению акций таких обществ. При этом акции приобретаются исполкомами по предложенной продавцом цене.

Еще одна такая вещь была раньше. В директиве № 4 было два пункта, которые можно рассматривать как предшественников преимущественного права покупки. У местных органов власти появлялась возможность взять акции предприятий в доверительное управление.

Это значит, что скоро государство купит акции простого народа?

Скандал с "Коммунаркой" и "Спартаком" был достаточно громкий, после этого таких вещей не повторяли. Правда, они сломали систему сбыта, потому что она шла через структуры, подконтрольные тому же владельцу "Спартака" и "Коммунарки". Теперь с этим большие проблемы, складские запасы выросли. Сделали только хуже.

После этого была история с фабрикой "Луч" и созданием холдинга, хотя это было частное предприятие и менеджмент и владельцы были против. Помимо прямого отъема, можно поговорить с менеджментом и убедить его. Если у государства нет акций, как сделать, чтобы они были? Можно попросить сделать дополнительную эмиссию и потом, конечно, воспользоваться преимущественным правом. Это тоже не получилось, но работа с менеджментом продолжалась. В составе холдинга "Луч" было несколько предприятий, и у них были акции своего предприятия, находящиеся на балансе своего же предприятия. Строго говоря, акции как будто есть и как будто их нет.

И вот в конце 2012 года внеочередное собрание акционеров принимает решение о безвозмездной передаче государству 5,5% акций, находящихся в его распоряжении. "Отико" и "Сивельга" тоже дали по 10% и 5,5%. Суммарно государство получает 21%. Государству ничего не оставалось, как поручить Комитету по госимуществу принять их на баланс. Более 100 тыс. акций безвозмездно переходят государству. Причем этот 21% делает государство крупнейшим акционером.

Наша экономическая система в некоторых чертах напоминает феодальную систему. У нас мало настоящих предпринимателей. Чаще всего это аффилированные с чиновничеством частные предприятия, либо зарегистрированные на родственников, либо их ресурсная база. Они работают благодаря тому, что им создают возможность извлечения прибыли, устранив конкурентов. Понятно, что чиновник, имеющий возможность производить решения, может с их помощью извлекать рентный доход из своей собственной деятельности. В данном случае чиновники не становятся владельцами.

Но всем понятно, что эта система хороша до тех пор, пока чиновник находится на том месте, где он сидит. Когда он потеряет это место, этот доход он тоже потеряет. Он теряет возможность генерировать решения, благодаря которым тебя благодарят. А у нас возраст чиновничества, которое способно принимать решения такого рода, становится все более критическим. По закону о госслужбе, им, так или иначе, надо выходить на пенсию, а сделать этого они не могут, потому что, если они уйдут, они потеряют источник дохода. С другой стороны, президент говорил, что никакой номенклатурной и чиновничьей приватизации не будет. Поэтому надежды как-то конвертировать состояние в собственность тоже нет.

Это тоже важный момент докапиталистической экономики, когда богатые люди у нас есть, но в капиталы эти состояния не превращаются. Даже если это крупные олигархи, мы все понимаем, что это не столько настоящий олигарх, сколько временный управляющий. Все прекрасно понимают, что завтра на месте Чижа управляющим этой империей может оказаться любой другой человек.

Это не наше единственное изобретение. В России это хорошо показали на примере Ходорковского: все эти собственники были временными управляющими собственности, которая когда-то была государственной и при желании может стать государственной или частной в других руках.

Именно из-за того, что приватизации нет, нет возможности превратить этот источник дохода в рентный, дивидендный. Тут хочется вспомнить добрым словом покойного Бориса Березовского, который был изобретателем схемы "Зачем покупать предприятие, если можно купить менеджмент?". Пример "Луча" показывает, что схема работает. Иными словами, зачем тратиться на приобретение, светиться, когда можно приватизировать решения, которые будут генерироваться подконтрольными людьми. Конечно, это изобретение было гениальным. С другой стороны, оно же и погубило Бориса Абрамовича, потому что получилось, что у него на руках ничего не оказалось.

При том, что внешне это кажется почти эквивалентными вещами, набор стимулов и мотивация совершенно другая. Не являясь собственником, ты не заинтересован в долгосрочном доходе от предприятия. Ты фактически приватизируешь не имущественный комплекс, а денежные потоки. Имея возможность их контролировать, ты можешь направить их туда, куда тебе нужно. А дальше это предприятие не приватизируется, но в течение какого-то времени его денежные ресурсы начинают оседать на другом предприятии, аккумулируются в другом месте и в конечном счете превращаются в чей-то личный капитал. В данном случае все законно. Иными словами, именно отсутствие процесса приватизации приводит к тому, что чем дольше мы его будем оттягивать, тем хуже в сложившейся системе будет положение предприятий.

Мы не идем на приватизацию, потому что боимся, что придет частник, выдоит и бросит. Но на самом деле происходит совершенно обратное. Пока приватизации нет, приходит чиновник. Когда она состоится, такой возможности у него не будет. Есть владелец, государство, а есть менеджер, выступающий представителем его интересов. Но у него могут быть свои интересы, которые могут вступать в противоречия с интересами мажоритарного акционера ЧУП Республика Беларусь. Ясно, что долго эта ситуация продолжаться не может. Рано или поздно эта приватизация должна состояться. Вполне возможно, что она не будет происходить ровно столько, чтобы успеть решить две задачи. Первая – успеть воспользоваться этой экономической схемой.

А второй момент: когда объявят приватизацию, нужно не допустить, как получилось в России. Юные комсомольцы освоили собственность. Затевали перестройку и конвертацию в собственность одни люди, а какие-то ушлые проныры забрали все себе. С каким трудом потом это пришлось возвращать! Чтобы этой ошибки не совершить, необходимо подготовить правила игры будущей приватизации таким образом, чтобы они заранее определяли победителя. Правила общие для всех, но выставлены таким образом, что при желании результат все равно будет один и тот же. Это позволит избежать нежелательных рисков в течение этого процесса.

Поскольку приватизации у нас не происходит, очевидно, что ни первая, ни вторая задачи еще не решены. Базовая догадка заключается в том, что мы еще при нашей жизни увидим частный рынок, частную собственность и вполне нормально функционирующую экономику. Но отмашка будет дана только тогда, когда те, кто будут давать отмашку, будут абсолютно убеждены в том, что они создали систему, в которой это делать не страшно.
-5%
-10%
-15%
-40%
-15%
-20%
-10%
-30%
-30%