Какие цели преследуют экономические власти, планируя переход на 100-процентную оплату населением коммунальных услуг? На этот вопрос читателя TUT.BY в рамках совместного проекта нашего портала, Исследовательского центра ИПМ и Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC (Киев) отвечает эксперт BEROC Мария Акулова.

Вопрос от пользователя takoj bolsche net: Со временем будут заставлять население выходить на 100-процентную оплату за коммунальные услуги - воду, электро- и теплоэнергию, газ. Пишут, что это делается для того, чтобы разгрузить в данном вопросе предприятия, т.к. сейчас та доля, которую недоплачивает население, оплачивается предприятиями. Значит ли это, что это делается для того, чтобы снизить долю энергоносителей в себестоимости продукции и таким образом ее удешевить и сделать конкурентоспособной по стоимости и цене? Или же готовятся выставлять предприятия для приватизации и этим освобождают их от лишнего бремени для будущих владельцев?

Для начала отметим, что проблема высокой энергоемкости сегодня является одной из наиболее актуальных для Беларуси. Необходимость ее решения назревала давно. Казалось бы, за последние годы уровень потребления энергоресурсов значительно снизился по сравнению с началом 1990-х годов. Однако по этому показателю наша страна серьезно отстает от европейских государств. То, что белорусские предприятия вынуждены больше тратить на энергетическую составляющую, негативно влияет на уровень конкурентоспособности нашей продукции на внешних рынках.

Программа правительства предполагает снижение уровня энергоемкости ВВП на 7% в 2013 году, а в целом в 2011-2015 годах планируется снижение на 30-32%. Для сокращения потребления энергоресурсов понадобится обновление основных фондов, замена оборудования на более технологичное и производительное. Это окажет положительное влияние на привлекательность белорусской продукции, поскольку позволит одновременно улучшить ее качество и снизить себестоимость.

Однако любая модернизация подразумевает необходимость расходовать финансовые ресурсы. Источниками обновления основных фондов могут быть средства иностранного инвестора, собственные средства предприятий или бюджетные вливания. Ситуация с привлечением иностранного капитала сегодня весьма непростая, что подтверждается снижением уровня показателя инвестиционной привлекательности Беларуси на 3 пункта в рейтинге Doing Business-2013 (данный рейтинг ежегодно составляется Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией и оценивает бизнес-климат и инвестиционную привлекательность разных стран мира).

Принятая в Беларуси практика оплаты за энергоресурсы создает для предприятий дополнительные сложности. В связи с тем, что нагрузка за потребление энергоносителей перекладывается с населения на промышленный сектор, растет себестоимость продукции, а ее конкурентоспособность снижается. К тому же субсидирование населения за счет предприятий не решает проблему эффективного потребления энергоресурсов. Следовательно, корректировка тарифной политики в первую очередь нацелена на поддержку предприятий. Предполагается, что снижение нагрузки позволит повысить их конкурентоспособность. А это, в свою очередь, может поспособствовать притоку внешнего капитала и тем самым стимулировать процесс модернизации производств.

Если говорить о влиянии реформы системы оплаты энергоресурсов на процесс приватизации, то оно может быть, скорее, косвенным. Дело в том, что приватизация активов зависит не только от финансовых показателей деятельности предприятия и стоимости актива, но и от других факторов. Среди них - уровень защиты прав собственности, прозрачность процесса приватизации и макроэкономическая ситуация в стране.

-52%
-10%
-20%
-10%
-10%
-20%
-10%
-25%
0061173