Поддержать TUT.BY
144 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Теплое начало недели, а потом — похолодание. Прогноз погоды на ближайшие дни
  2. «Ребенок неудачно упал и оказался в коме». История Веры, которая работает в детском хосписе
  3. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  4. Мининформ прекратил вещание телеканала Euronews в Беларуси
  5. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  6. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси
  7. Задержан глава партии БНФ Григорий Костусев
  8. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно-Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  9. Белорусов стали массово приглашать на вакцинацию от коронавируса. Узнали, как проходит процедура
  10. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  11. Льняное масло: особенности применения, о которых нужно знать
  12. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  13. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  14. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  15. Врач рассказывает, по каким симптомам узнать пневмонию
  16. Можно ли отсрочить климакс? Гинеколог отвечает на важные вопросы
  17. Начался суд по делу о наезде BMW на силовиков 11 августа. Водителю грозит до 25 лет тюрьмы
  18. На какие курорты из Беларуси у туроператоров этим летом запланированы полеты?
  19. Врача-невролога Руслана Бадамшина уволили — в день выхода из СИЗО он пришел на работу позже
  20. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  21. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  22. На картодроме в Стайках открыли сезон. На гоночном треке соревновались на время и Tesla, и УАЗ Patriot
  23. Уголовные дела на руководителей BYSOL и исчезновение Александра Федуты. Что происходило 12 апреля
  24. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  25. На основателей Фонда солидарности BYSOL завели уголовное дело
  26. Сколько стоит тур на море в этом году и где можно отдохнуть в Беларуси? Интервью с экспертом туризма
  27. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  28. Самые теплые, крепкие и дешевые стены: сравнили газосиликат, керамзитобетон и керамические блоки
  29. Как река превращается в море. Большая вода на Полесье
  30. Кого государство назвало причастными к террористической деятельности после выборов-2020? Инфографика


/

Второе пришествие Петра Прокоповича - символический ответ властей на главный вопрос экономических обозревателей - какой же будет макроэкономическая политика властей в 2013 году?

Иногда они возвращаютсяКожаный комиссар с наганомНе стареют душой ветераны550 долларов без кризисаЗа чем следить?

Через полгода после ухода Сергея Румаса в "Банк развития" пост вице-премьера по экономике занял человек, чье имя прочно ассоциируется у людей с валютным кризисом 2011 года.

Что означает возвращение 70-летнего чиновника в правительство, и каким курсом теперь будет двигаться "уникальная белорусская экономическая модель"?

Сергей Чалый

На эти вопросы попробовал дать ответ Сергей Чалый в очередном выпуске "Экономики на пальцах".

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (29.29 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

Иногда они возвращаются

Это назначение можно формально считать повышением - с помощника президента до вице-премьера. Что особенно важно, эта вакансия была занята Сергеем Румасом - одним из людей, человеком, который олицетворял странные и непонятные рыночные теории и пресловутую рыночную экономику Мясниковича-Румаса.

Итак, заполняется вакансия, которая осталась после Сергея Румаса - человека, который в кризисное время играл ключевую роль в составе правительства, отвечая как раз за макроэкономику, бюджет, исполнение параметров социально-экономического развития и, в целом, за всю экономическую стратегию.

Вспомним, что Петр Петрович вначале возвратился на пост помощника президента. Первым делом ему было поручено проследить за нашей пресловутой модернизацией - за тем, чтобы на каждом предприятии были разработаны планы модернизации. Вероятно, он довольно успешно за этим проследил - судя по тому, что было принято даже отдельное постановление Совмина от 30 декабря, где перечислен список предприятий, которые показали документы о модернизации на период с 2013-го по 2015 год. Об этом чуть позже.

Сейчас Прокопович возвращается с чрезвычайно широкими полномочиями - теперь он человек, буквально контролирующий все: бюджет, параметры социально-экономического развития и модернизацию (последняя сейчас является фактически главным коньком властей до выборов 2015 года). Петр Петрович будет контролировать все - от макро- до микроэкономики. Фактически у нас появился второй теневой премьер.

Понятно, что это еще и символическое назначение. Президент возвращает на пост человека, который олицетворяет собой докризисную экономическую политику - ту политику, которая к валютому кризису и привела. Рынку подан очевидно негативный сигнал о том, что по факту рыночника заменили человеком старых убеждений. Человеком, который был одним из разработчиков и отцов так называемой уникальной экономической модели.

Основная проблема, с которой столкнулись власти, - стала очевидной вопиющая неэффективность нашей экономики. Кризис 2011 года во многом снял дисбалансы, которые накапливались за многие годы - по большому счету, с 2006-го. Шаги, на которые пришлось пойти, чтобы потушить пожар, нашу уникальную экономическую модель отменили. Прошлый год показал, что любые попытки стимулировать экономический рост старыми методами - в частности, государственными инвестициями или другими директивными способами - не работают. Как только мы начинаем возвращаться к таким практикам, сразу же создаются проблемы, которые моментально выплескиваются, и в первую очередь на валютный рынок. Иными словами, старыми методами результатов не достичь.

Даже при сверхблагоприятной экономической конъюнктуре (за вычетом второй половины года) экономика дает только 1,5% роста. А второй квартал вообще был минус 1,5%, если считать не в годичном, а квартальном выражении. То есть экономического роста нет. И очевидно, что дальше того уровня, на котором мы оказались, происходит деградация промышленного комплекса, мы теряем конкурентоспособность. Планировалось, что Таможенный союз обеспечит нам какую-то степень защиты, но вступление России в ВТО будет постепенно увеличивать конкуренцию на рынке, положение наших предприятий будет ухудшаться. Мы загнали себя в тупик, из которого нет хорошего выхода. Ответом на это и послужил знаменитый план модернизации, которая понимается исключительно как модернизация технологическая.



Кожаный комиссар с наганом

На пост вице-премьера возвращается человек, который на самом деле был автором волшебного механизма, при котором рисовались какие угодно темпы экономического роста и на некоторое время этого хватало. В частности, в 2009 году, во время нашего первого мини-кризиса, у Беларуси были положительные темпы экономического роста, пусть и небольшие - около 1,5%. Это достигалось за счет наращивания инвестиций в основной капитал. Как раз Петр Петрович Прокопович, еще не будучи главой Нацбанка, а в бытность вице-премьерства, был сторонником политики государственных инвестиций в основной капитал, и главным образом - в капитальное строительство. То есть, попросту говоря, стены. В действительности за все эти годы структура инвестиций ухудшалась. Доля настоящих инвестиций - станков, оборудования, машин и всего остального - постепенно уменьшалась. Осваивались средства на строительство стен. Это тоже входит в структуру ВВП и вроде как его увеличивает, позволяет нам выглядеть неплохо. Но не происходит создания новых производств и настоящей модернизации. То есть с 2005-2006 гг. эффективность государственных инвестиций снижалась. Валовой из объема рос, а отдача на каждый вложенный рубль постепенно уменьшалась.

Петр Петрович, получив свой пост, будет отвечать за исполнение планов социально-экономического развития на период 2013-2015 года. Очевидно, когда создавался прогноз развития на эти годы, были взяты самые малореалистичные соображения. Например, с чего вдруг случится 15-процентный рост экспорта, если самый благоприятный прогноз роста у наших торговых партнеров, России и Европы, примерно 3,5%? Правительство загнало себя в ловушку такими планами. Вероятно, что отношение к планам на 2013 год до последнего времени было примерно таким же, как к планам на 2012 год: ну, мол, ничего страшного, мы нарисуем их высокими, а исполнятся как исполнятся. Тем более что и президент не очень строго судил за то, что получилось не совсем то, что нарисовали. Логика такова: я поставлю им цель повыше, потому что если ставить ниже, вообще ничего делать не будут. Очевидно, была надежда, что и на этот год такая схема "прокатит". Но президент Прокоповичем эту ловушку захлопывает. Теперь вице-премьер будет требовать исполнения этих планов.

В этом смысле его позиция оказывается гораздо более могущественной, чем предыдущий пост советника президента. Здесь приходит на ум сравнение: в ранние годы советской власти к старым специалистам на производствах ставили "кожаного комиссара" с наганом, и он следил, чтобы не было саботажей, работали хорошо. Петру Прокоповичу метафорически выдали наган и кожаную косуху. Его работа будет заключаться именно в этом.

Помимо всего прочего, у нас есть целое ведомство - Комитет госконтроля. Как я уже когда-то говорил, создавалось ощущение, что Декрет №9 приняли в надежде, может быть, на то, что его в конечном счете будут саботировать, потому что получился он странным. Так вот нет. 23 января как раз разбирали ситуацию в деревоперерабатывающей отрасли. Было сказано: в первом полугодии 2013 года КГК проверит выполнение норм Декрета от 7 декабря номер 9 "О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности". Все положительные надежды на 2013 год были связаны с тем, что те глупости, которые напринимали, не будут исполняться. Теперь все лазейки закрываются, и закрываются откровенно. Вот вам человек, который будет следить, чтобы эти глупости исполнялись. Вот к чему мы пришли.

Не стареют душой ветераны

Самое главное сейчас - пока сохраняется главное завоевание экономического кризиса, а именно плавающий валютный курс и относительно жесткая денежно-кредитная политика. Пока они сохраняются, все практики искусственного стимулирования роста не будут годиться. Пару передач назад мы с Дмитрием Круком говорили, что незаметно, без сознательных усилий правительства может произойти отказ от плавающего курса. Просто в силу того, что не удалось заменить относительно фиксированный курс - этот номинальный "якорь", который ограничивал инфляционные и девальвационные ожидания людей - на что-то другое. То есть не произошел переход к инфляционному таргетированию. Во-первых, инфляция до сих пор высока, а во-вторых, люди при малейших колебаниях курса бросаются в обменники.

Мы попробовали посткризисную экономику, посмотрели, как она действует. Стабильное "развитие" она обеспечивает, но на самом деле развитием это сложно назвать - экономический рост весьма низкий. В такой ситуации есть большой соблазн изменения политики Нацбанка, и это может произойти незаметным, естественным образом. Грань между ограничением колебаний и сознательным таргетированием валютного курса очень тонкая. Поэтому, как мне кажется, сейчас начинает прорисовываться совершенно очевидный ответ, который президент пытается найти: он обращается к человеку, который, скорее всего, не совсем хорошо понимает, как работает посткризисная экономика. Как она работала до кризиса, Петр Петрович знает. А мы прекрасно понимаем, что в таком возрасте убеждения не меняются, и все, что ты умеешь, ты уже умеешь.

Итак, это ответ на ловушку низкого экономического роста, в которой мы оказались. Возвращение Прокоповича - то же самое, вид сбоку. Модернизация - это не что иное, как любимая работа Петра Петровича, о которой он сам говорил, а именно наращивание государственных инвестиций в основной капитал.

К чему это приведет? Постепенно надо будет отказываться от равновесного курса рубля и фиксировать его. Я не уверен, что Нацбанк сейчас согласен на это. На прошлой неделе состоялась пресс-конференция Николая Лузгина, который сказал, что девальвация неважна, если она будет плавной. Он также заявил, что не берется прогнозировать официальный курс белорусского рубля в 2013 году, но мы будем бороться с инфляцией. По-прежнему не стоит задача искусственно сглаживать курсообразование. По большому счету, ничего нового сказано не было. Но одно то, что такая пресс-конференция понадобилась после явления Петра Петровича, говорит о том, что с двух концов было сделано два символичесих шага. Если действительно я прав, то власти сделали сознательный выбор на постепенное возвращение в старую экономику, потому что это единственное, что они понимают. Ведь новая будет работать, если пойти по пути рыночных преобразований, а это вызывает отвращение у принимающих решения лиц. Поэтому логичной является попытка вернуться в старые практики экономики.

Сергей Чалый

Принципиально важный момент: мы понимаем, что эта модель работает только ограниченное время. До тех пор, пока накопленные темпы дисбаланса катастрофически не обрываются и не возвращается кризисная ситуация. Самый главный вопрос - если принято решение о переходе к старым практикам, то удастся ли в таком режиме дотянуть минимум до 2015 г.? У нас все меряется экономическими пятилетками, и остальные направления социально-экономического развития заканчиваются 2015 годом, а львиная доля вложений должна быть сделана именно до ноября 2013 года.

Что интересно, в постановлении Совмина о модернизации есть только два целевых параметра, что уже хорошо. Делается попытка перейти с объемных показателей на показатели эффективности: 1) объем выручки на одного занятого на предприятии, 2) добавленная стоимость на одного занятого на предприятии. Интересно, что к 2015 г. по большинству отраслей, которые туда включены, предполагается, что эта добавленная стоимость в среднем вырастает на 15-20, кое-где 30%, а по отдельным предприятиям - в разы. Понятно, что каждый начальник постарается поставленный план выполнить, дабы сохранить свое место. Получается, что даже там, на уровне микроэкономики, отдельных планов, цели стоят не очень реалистичные. И за эти цели будет отвечать Прокопович. Все более прорисовывается образ кожаного начальника с наганом над каждым станком, каждым работником.

В чем еще видны признаки наступления "реакции" против прогрессивных подвижек 2011-12 г.? Только за январь будет получаться 2-процентная инфляция. Это явно выше, чем нужно. На этот год стоит задача снижения инфляции до 12%, а пока она, наоборот, скорее раскручивается. В середине прошлого года правительство пообещало: в случае чего, если не будет исполняться прогноз по инфляции на 2012 год, мы можем вернуться к механизмам административного регулирования цен. Интересно то, что административное регулирование цен может быть "в любую сторону": и сдерживания, и раскручивания. Как раз в 2012 году это был инструмент раскручивания инфляции. Регулируемые цены росли быстрее, чем рыночные: кое-где "отъедали" розданные ныне уже 550 долларов ростом тарифов и акцизов, плюс у нас это объяснялось выравниванием цен с соседями, чтобы не было вывоза.

550 долларов без кризиса

Есть новые данные от Белстата по доходам населения: средняя зарплата за декабрь - 553 доллара с небольшим. Иными словами, мы превзошли параметры 2010 года, когда было около 510 долларов.

Недавно пришлось обсуждать вопрос, почему при 500 долларах кризис случился, а при 550 не случился. Мало того, что у нас внутренняя инфляция выше, чем темпы ослабления курса белорусского рубля: покупательская способность доллара за это время уменьшилась, на один и тот же доллар можно купить меньше, чем в 2010 году. Но главный вопрос даже не в этом, а в том, что из двух главных безобразий 2010 года хотя бы одно мы не повторили: в прошлом году произошло снижение инвестиций в основной капитал почти на 15%. Это достаточно серьезное снижение. Фактически это позволило сохранить макроэкономическую стабильность, несмотря на повышение заработной платы до предкризисного уровня. Если это сдерживание внутренних инвестиций пропадет, то очевидно, что у нас сойдутся оба кусочка пазла, который создавал кризис 2011 года.

За чем следить?

Уже по данным 1-го квартала 2013 г. будет хорошо видна динамика инвестиций - ключевой фактор, по которому можно будет сказать, действительно ли наши власти возвратились к старым практикам, и если действительно мы увидим несдержанность в этом вопросе, то сможем поставить диагноз. Получится, что страдали мы в 2011 году зря и вынесенные уроки могут быть отданы на ветер.

Тот самый случай, когда хочется пожелать неисполнения существующих планов.
-20%
-50%
-20%
-30%
-40%
-10%
-10%
-25%
-12%
-20%
-15%