177 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня
  2. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  3. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  4. «Шахтер» обыграл «Неман» и установил новый рекорд чемпионата. БАТЭ добыл волевую победу над «Рухом»
  5. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  6. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  7. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  8. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  9. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  10. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  11. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  12. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  13. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  14. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  15. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  16. Генпрокурор обвинил сопредельные государства в попытке внедрить в Беларусь «коричневую чуму»
  17. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  18. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  19. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  20. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  21. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  22. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  23. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  24. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  25. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  26. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  27. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  28. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  29. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  30. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире


Геннадий КОСАРЕВ,

Руководство ОАО "КАМАЗ" теряет интерес к Минскому автозаводу из-за затягивания правительством Беларуси сроков создания альянса двух предприятий.

— Все в стадии разговоров, когда ходят вокруг одного и того же вопроса достаточно долго. У меня, конечно, достаточно терпения, чтобы его продолжать, но интерес к этой теме падает, — заявил "Интерфаксу" генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин, являющийся также главой подразделения госкорпорации "Ростех" "РТ-Авто".

Россияне не хотят рисковать большими деньгами

Директор по исследованиям "Либерального клуба" Евгений Прейгерман считает, что руководитель КАМАЗа таким образом дает понять белорусскому правительству: становиться на колени ради МАЗа россияне не будут.

— Очевидно, что интерес в объединении есть у обеих сторон. Для МАЗа слияние с КАМАЗом означает новое технологическое развитие, совместный выход на рынки. Но есть барьеры, которые никак нельзя преодолеть. Лукашенко против передачи активов МАЗа и настаивает на совместном управлении. Однако при таком подходе в любой момент, как в случае с "Коммунаркой" и "Спартаком", может произойти национализация предприятия. Понятно, что россияне не хотят рисковать большими деньгами, — отмечает эксперт.

По его словам, сейчас много разговоров о том, что у КАМАЗа больше производственных мощностей, а у МАЗа — выше интеллектуальный и научный потенциал. Хотя россияне могут решить проблему "недостающих мозгов", переманив к себе специалистов МАЗа.

— При слиянии были бы плюсы и для одних, и для вторых: не надо конкурировать между собой, можно выстраивать общую производственную, сбытовую политику. Но белорусская сторона опасается, что россияне заберут завод и помашут ручкой, а руководство КАМАЗа, видимо, боится какого-то "бзика" Лукашенко, и тогда проект накроется "медным тазиком". Все это не дает двигаться дальше к созданию альянса, —полагает Евгений Прейгерман.

Водители на Западе не привыкли лежать под машиной и ее чинить

Экономист Лев Марголин не исключает, что проект "МАЗ-КАМАЗ" так и не смогут осуществить.

— Тянуть до бесконечности нельзя. Россиян интересует прежде всего конструкторская школа, которая сохранилась на МАЗе. Кроме того, объединяться лучше с людьми, с которыми нет языкового барьера. Но если это дело волынить до бесконечности, то, конечно, интерес рано или поздно пропадет, — считает эксперт.

По мнению экономиста, КАМАЗу придется искать альянс с каким-то другим предприятием.

— И таковые найдутся, учитывая возможности российского рынка. Там и сегодня есть определенная доля иностранного инвестора, ее можно увеличить, найти других партнеров. Так что для россиян свет клином на МАЗе не сошелся. С другой стороны, такие заявления Когогина могут быть и дипломатическим маневром, чтобы подтолкнуть белорусскую сторону к более решительным действиям, — отмечает эксперт.

— Если у МАЗа такие хорошие "мозги", то почему престижнейшее мировое ралли "Дакар" выигрывает команда "КАМАЗ"?

— В этом деле очень много зависит от финансирования. Для создания команды, автомобилей, способных побеждать в мировых гонках, требуются очень большие деньги, которые МАЗ, видимо, не выделяет. Вообще, сегодня возможности МАЗа весьма скудные, потому что в грузовом автомобилестроении развивать свой бренд очень сложно. Нужно иметь мощную товаропроводящую, сервисную сети, а это очень дорого. Поэтому даже европейские бренды, например, Volvo, Iveco, стараются вступать в альянс с другими, пытаясь сократить расходы на обслуживание своего экспорта. В последние годы количество стран, которые закупают наши грузовики, неизменно сокращается. Если мы не найдем серьезного стратегического партнера, то не исключено, что очень скоро они вообще никому не будут нужны.

— Но у Беларуси же был проект "МАЗ – MAN"…

— Он и сейчас есть, но очень ограничен: некоторое количество МАЗов просто комплектуется двигателями MAN. Для немцев это обычный экспортный проект, а для нас ничего не дает в плане экспортных возможностей, поскольку никаких дополнительных рынков не открывает. Это, конечно, улучшает качество "МАЗа", позволяет выходить с ним на другие рынки, но не снимает проблем с товаропроводящей и сервисной сетями. На Западе привыкли, что если с машиной произошла поломка, то в пределах 20-30 километров можно приехать в сервисный центр и отремонтировать. Если таких возможностей нет, то продавать автомобили, особенно грузовики, достаточно проблематично. Там водители не привыкли лежать под машиной и самостоятельно чинить, — отмечает Лев Марголин.
-50%
-20%
-40%
-70%
-50%
-40%
-10%
-10%