Поддержать TUT.BY
143 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Письма Шрёдингера» и рассказы в неволе. Максим Знак в заключении написал более сотни произведений
  2. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  3. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  4. 10 лет после теракта, интервью Макея и автобус с белорусами, который не пустили в Украину — все за выходные
  5. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  6. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  7. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  8. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  9. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  10. Владимир Макей: «Сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы»
  11. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  12. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  13. «Семь лет врачи думали, что симулирую». История Анжелики, которая больна дистрофической миотонией
  14. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  15. БАТЭ в скандальном матче сумел уйти от поражения, «Шахтер» на 4 очка оторвался от преследователей
  16. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  17. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  18. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  19. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  20. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  21. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  22. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  23. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  24. За сутки в Беларуси зарегистрировано 1175 новых случаев COVID-19
  25. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  26. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  27. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  28. Референдум в Кыргызстане: страна становится президентской республикой
  29. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  30. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса


Владимир ВОЛЧКОВ,

Для Беларуси транспортная отрасль не только является движущей силой экономики, но и несет в себе большой экспортный потенциал. Находясь в промышленном поясе Евразии, республика обречена пропускать через себя огромные потоки транзитных грузов. Они, в свою очередь, являются стимулом для развития как транспортных предприятий и логистических компаний, так и соответствующей инфраструктуры, сопутствующих отраслей. Об основных достижениях и разочарованиях в белорусской транспортной отрасли в ушедшем году, перспективах и опасениях в году наступившем рассказал министр транспорта и коммуникаций Анатолий Александрович СИВАК.

Достижения-2012

— Прошлый год очень удачно сложился в плане инвестиций, объем которых вырос более чем на 30 % по 170 подведомственным министерству организациям. Эти средства материализованы в подвижной состав, развитие материально-технической базы, получен новый импульс. В стране удалось создать все условия для развития частных международных автомобильных перевозчиков. В Беларуси около 8 тыс. магистральных тягачей, соответствующих экологическим стандартам "Евро-3", "Евро-4" и "Евро-5", причем в прошлом году было приобретено 1,2 тыс. единиц современной техники. И хотя в Российской Федерации около 64 тыс. тягачей, российские и казахские коллеги серьезно опасаются конкуренции с нашими перевозчиками. На переговорах в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства восточные коллеги отмечают, что не готовы уходить от разрешительной системы при перевозках в ТС и ЕЭП грузов из третьих стран. Мол, не можем себе позволить открыть свой внутренний рынок для белорусских компаний, пока местные операторы не достигнут аналогичного уровня. Ведь качество перевозок выражается не только в количестве подвижного состава, но и в их организации, наличии инфраструктуры, отлаженной системы прохождения груза, его таможенной очистки. А в Беларуси она объективно лучше. В том числе благодаря работе ассоциации международных автоперевозчиков БАМАП.

Активно развивалась и дорожная отрасль. Подписан договор с компанией "Капш" для автоматизации сбора платы за использование дорог с грузоперевозчиков, чтобы уйти от так называемого барьерного способа. В этом направлении Беларусь выходит на новый уровень, и он будет развиваться, как и количество современных платных дорог. Таким образом, эти деньги будут через бюджет поступать в дорожную отрасль, от качества которой выигрывает вся экономика страны.



Разочарование-2012

— Больших проблем в прошлом году транспортная система не испытывала. Хотя, конечно, не совсем радует, что 21 предприятие, которое подчинено министерству, являлось в прошлом году, как и в 2011-м, планово-убыточным, так как они выполняли в том числе и социальную функцию обеспечения пассажирских перевозок, тарифы на которые регулируются и не покрывают затраты. Эти предприятия развиваются в том числе и за счет компенсационных ресурсов, которые направляются из местных бюджетов. Но их даже плановая отрицательная рентабельность беспокоит, так как финансовое положение таких компаний в значительной мере зависит от наполняемости региональной казны каждой области и района.

Мнение министерства следующее: для динамичного развития всей транспортной системы в государстве необходимо в первую очередь выравнять тарифы между разными видами транспорта. Прежде всего, уйти от перекрестного субсидирования внутренних пассажирских железнодорожных перевозок, которое в прошлом году составило свыше Br 2,5 трлн. У БелЖД достаточно высокая рентабельность, но стоимость перевозок должна формироваться исходя из реальных затрат, иначе происходят перекосы. Низкие цены на железнодорожные билеты негативно сказываются на состоянии пассажирских автопарков, которые на междугородних перевозках становятся неконкурентоспособными и не могут компенсировать расходы на убыточные внутригородские поездки. Цены не должны быть у всех одинаковые, но если они окупаемы, то только тогда можно говорить о реальной конкуренции. В стране принята матрица повышения тарифов, процесс этот непростой и требует времени, но это необходимо делать. В том числе и для повышения инвестиционной привлекательности отрасли. К тому же в ближайшем будущем железной дороге понадобятся серьезные средства на обновление подвижного состава, чтобы более эффективно использовать электрификацию путей сообщения. И если для инвестиций привлекать кредитные ресурсы, то возникает ряд экономических вопросов при существовании системы перекрестного субсидирования.

Надежды-2013

— В отрасли достаточно много проблем, которые необходимо решать. В этом году ждем много положительных изменений в водном и автомобильном транспорте. 1 января унифицированы железнодорожные тарифы: уже не будет такой большой разницы между внешними и внутренними ценами на перевозки. В связи с этим мы ожидаем, что некоторая часть грузов с железнодорожного транспорта переориентируется на автомобильный и водный. Эти виды транспорта станут более конкурентоспособными. При недавних низких внутренних железнодорожных тарифах происходили перекосы. Скажем, объективно перевозки железнодорожным транспортом становятся выгодными на расстояние свыше 200 километров. Но в республике до недавнего времени возили свеклу вагонами за 30—35 километров: доставляли на грузовиках на станцию, перегружали, потом снова разгружали на предприятии-переработчике. Почему сразу автомобилями не перевезти? Водный транспорт вообще самый дешевый для транспортировки таких грузов, как щебень, песок, лесоматериалы. Но он не развивался из-за слишком низких железнодорожных тарифов. Снижение ценовых диспаритетов улучшит экономику всех отечественных транспортных предприятий.

Опасения-2013

— Это внешние факторы, на которые мы не можем повлиять. В мире еще не справились с экономическим кризисом, Европа немного приостановилась в своем росте, а некоторые прогнозируют даже падение. Мы это сразу почувствовали снижением транзитных железнодорожных перевозок на 12%. Правда, выросли транзитные автомобильные перевозки. Транспортная отрасль зависит от мирового состояния экономики, географического расположения мировых центров производства, других глобальных процессов, на которые невозможно повлиять, но за ними надо наблюдать и к ним подстраиваться. Например, сейчас очень востребованы контейнерные перевозки, и мы активно развиваем это направление.  
-10%
-20%
-60%
-49%
-30%
-30%
-10%
-30%