Егор Корнилов,

Могут ли современные компании воспользоваться советским опытом управления? Какие новейшие достижения менеджмента будут способствовать успеху в бизнесе? На эти вопросы мы попросили ответить директора программы Executive MBA Бизнес-школы ИПМ Наталью Макаеву.

- Можно ли говорить о том, что сегодня в Беларуси существуют два доминирующих стиля менеджмента? Я имею в виду, с одной стороны, руководителей советской закалки, и с другой - менеджеров нового поколения.

- На самом деле это вопрос сложный и многогранный. Действительно, на белорусских предприятиях и сегодня работает немало руководителей старой школы, которые, вне всяких сомнений, имеют опыт управления. Вопрос заключается в том, что это за опыт и что из него современный бизнес может взять.

Привычный для руководителей старой школы советский стиль управления предполагает четкую централизацию власти, выполнение приказов вышестоящих, наличие бюрократической системы. Когда управленец пытается привнести такие методы в работу современной компании, это далеко не всегда дает хороший результат.

В структурах советского образца бюрократия часто становилась самодостаточным явлением. И это действовало на организацию разлагающе, ведь бюрократия способствует рассеиванию ответственности - на одном документе ставится такое количество подписей, что становится неясно, кто же на самом деле отвечает за его содержание. Деятельность предприятия тормозится: вместо того, чтобы выпустить продукцию, продать ее и получить прибыль, мы все еще находимся в стадии согласований и получения подписей на выделение того или иного ресурса. В таком виде советский опыт, конечно же, неприемлем для работы в современных условиях.

С другой стороны, ни одна большая современная организация не может себе позволить отказаться от бюрократии как таковой. Чем больше фирма растет, тем больше в ней появляется слоев управления. И со временем становится ясно: бюрократия - всего лишь инструмент, и не более. Для того, чтобы он работал во благо компании, его нужно оптимизировать - уменьшить поток бумаг, сократить время принятия решений.

- Можно ли говорить о том, что новое поколение бизнесменов, которое формировалось в постсоветские времена, руководствуется иными, более современными принципами, нежели их старшие коллеги?

- Я бы отметила такой феномен, как поколение бизнесменов 1990-х годов, к которому отношусь и сама. В свое время нам очень резко пришлось поменять абсолютно все в своей жизни. И я считаю, что наше поколение руководителей оказалось готово к изменениям - ведь наше профессиональное становление пришлось на времена перемен.

Но я бы не стала делать акцент именно на возрасте или принадлежности к тому или иному поколению. Самое главное - это стиль управления, который выбирает человек.

Конечно, представителям старой школы привычнее плановая система хозяйствования и строгая управленческая иерархия. Но ведь к централизованному и даже авторитарному стилю управления часто прибегают и молодые бизнесмены. Они считают, что могут устанавливать свои правила игры в собственной компании. С таким аргументом сложно спорить. Однако опыт наиболее успешных компаний показывает, что наилучшие результаты дает принципиально иной стиль. Когда руководитель осознает, что не может в одиночку выполнять абсолютно все задачи, когда он уважает людей и ценит свою команду, он получает гораздо большую отдачу. Такому лидеру сотрудники могут совершенно бескорыстно помочь в кризисные времена.

- Но многие компании подолгу существуют, хотя и работают по принципу "незаменимых не бывает"…

- И при наступлении кризисных явлений именно такие компании рассыпаются как карточный домик. Все, что там держало сотрудников, это зарплата. Иногда люди готовы мириться с грубостью и неуважением к себе за определенную сумму. Но когда в ситуации кризиса, с которым рано или поздно сталкиваются все, компания оказывается не в состоянии платить сотрудникам, люди без всякого сожаления ее покидают.

Более того, и в спокойное время компании, где к персоналу относятся с уважением, достигают гораздо лучших показателей эффективности. А ведь производительность сегодня - одна из самых главных болячек белорусских предприятий. То, что у нас делают 30 человек, где-то делает один. И это вопрос не только технического переоснащения. Это вопрос психологии, готовности во время работы постоянно генерировать новые идеи, искать новые возможности развития бизнеса, а не проводить часы и дни в "Одноклассниках" или "ВКонтакте".

- Какими качествами должен обладать руководитель, чтобы воодушевить людей на более эффективную работу?

- Нужно постоянно помнить о том, что управление - это больше, чем инструмент достижения целей. Хороший руководитель понимает психологию людей, и прежде всего - свою собственную психологию. Человек не может стать настоящим лидером, пока он не разобрался в самом себе - кто он есть как личность? Когда ты уважаешь себя и видишь, как ты можешь совершенствоваться, ты точно так же относишься и к другим людям. Такой руководитель не просто управляет сотрудниками, но и развивает их.

Не сомневаюсь, этому можно научиться. Для этого не нужно успокаиваться и считать, что стал руководителем с момента назначения на должность. Нужно постоянно совершенствоваться самому и быть открытым к изменениям.
-10%
-20%
-25%
-30%
-20%
-30%
-55%
-47%
-50%
-20%
0066856