Александр Заяц,

фото
Яков Грибов, фото РБК
На мощностях предприятия "Минск Кристалл" возобновился розлив алкогольной продукции под брендом Nemiroff. Контрактное производство наладили мажоритарные акционеры одноименной украинской компании во главе с Яковом Грибовым. Основатели бренда со знаменитым перчиком особого восторга от этого не испытывают.

По словам председателя совета директоров Nemiroff Holding Limited Якова Грибова, "в течение года с начала розлива в октябре 2012 года в Минске планируется произвести порядка 700 тыс. дал лицензионной продукции для реализации на рынке Беларуси, а также для рынка России". Таким образом, украинская компания планирует занять 7-8% белорусского рынка крепких алкогольных напитков. Для сравнения: в Украине этот бренд занимает 17% в натуральном и 21% в денежном выражении.

Яков Грибов сообщил журналистам, что две компании подписали "соглашение о стратегическом партнерстве". В него вошло три основных пункта. Во-первых, "лицензионное производство водки Nemiroff на мощностях "Минск Кристалл". Nemiroff берет на себя обязательство по экспорту части произведенной в Минске продукции, а также по продвижению собственной продукции "Минск Кристалл" на экспортных рынках через свою дистрибьютерскую сеть. Помимо этого, Nemiroff инвестирует в специальное оборудование на минском заводе на сумму не менее 500 тыс. долларов за первые четыре месяца 2013 года.

Стоит отметить, что это будет уже вторая попытка Nemiroff начать розлив в Минске. Первая была предпринята в октябре 2010 года. "Квоты на импорт были очень маленькие - мы свою годовую квоту импорта реализуем менее чем за месяц. Так что и доля рынка была мизерной. Это и есть один из стимулов начать здесь производство. Будущую долю рынка сложно прогнозировать, но если бы речь шла менее чем о 5 процентах, мы бы сюда не пошли", - отметил тогда директор украинской компании Александр Глусь.

Яков Грибов связывает возникшую паузу с тем, что в украинской компании "произошли структурные изменения, поменялся директор на "Минск Кристалле". На самом деле вскоре после начала розлива в Минске между акционерами Nemiroff разразился корпоративный конфликт.

Наиболее емко и кратко суть конфликта недавно описал журнал "Коммерсант Деньги": "Почти два года продолжаются суды между акционерами компании Nemiroff. Флагмана украинской водочной индустрии разодрали на части: владельцы контрольного пакета - бизнесмены Грибов и Кипиш - завладели активами в России, семья основателя бизнеса Степана Глуся - активами на Украине. Стороны подают иски друг на друга в России, Украине, на Кипре, в Лондоне и Лихтенштейне, пытаясь перерегистрировать на себя торговые марки и доказать факты хищений. Алла Глусь, жена основателя, в запале подала в суд на сына Александра, который еще недавно руководил торговым домом в Москве, не за тем, конечно, чтобы засадить в тюрьму наследника, но чтобы вернуть семье контроль над главным финансовым центром холдинга”.

В результате сложилась патовая ситуация: владельцы контрольного пакета (Яков Грибов и Анатолий Кипиш) не владеют производством в Украине, миноритарии (семья Глусь) владеют производством, но не могут продавать водку нигде, кроме Украины. Яков Грибов с партнерами попытались начать в России и Беларуси новое производство и перерегистрировали марки в России. Роспатент зарегистрировал лицензионные договоры, позволяющие компании "Немирофф водка рус", подконтрольной г-ну Грибову, заключать самостоятельные соглашения с боттлерами на розлив украинской водки в РФ.

Представитель семьи Глусь, владеющей блок-пакетом в Nemiroff, уверяет, что никому не давали право на производство водки под этим брендом в России и Беларуси.

Яков Грибов сказал корреспонденту TUT.BY, что "вы очень много внимания уделяете г-ну Глусю. Собака лает - ветер дует". "Он лишь один из пяти директоров. Четверо проголосовали за возвращение производства [Nemiroff] в Беларусь", - сказал он. "Компания создала серьезную юридическую и стратегическую основу для работы в Беларуси и России", - добавил Грибов. По его словам, в том числе благодаря белорусскому производству доля бренда с перчиком на российском рынке должна вернуться на уровень 2010 года и составить 2% рынка. В прошлом году поставок в РФ немировской горилки не было.

…Отличительной особенностью возвращения украинского бренда в Беларусь стало начало его рекламной кампании. Многие белорусские водочники попытались обойти запрет на прямую рекламу крепкого алкоголя с помощью выпуска питьевой воды с одноименным названием. "Немирофф" продвигает продукцию с помощью одноименного праздничного агентства. "Это [агентство. - TUT.BY] наш самостоятельный бизнес", - недослушав вопрос корреспондента TUT.BY до конца, парирует с улыбкой на лице г-н Грибов и удаляется к следующему собеседнику.
-20%
-10%
-15%
-30%
-40%
-54%
-20%
0066856