Татьяна Маненок,

На введении безразрешительной системы для международных автомобильных перевозчиков в рамках Единого экономического пространства настаивает Беларусь.

Сегодня по территории государств Таможенного союза для выполнения перевозок нужно иметь разрешения на право въезда и транзитного проезда.

Белорусскому автоперевозчику, чтобы попасть в Россию с грузом из третьей страны, нужно иметь разрешение. Такие разрешения выдает российская сторона. Но, защищая интересы собственных автоперевозчиков, выдачу разрешений ограничивает.

"Для того чтобы белорусскому перевозчику въехать из Европы с грузом для Казахстана, нужно иметь разрешение на каждый автомобиль. Казахстанские перевозчики, соответственно, обязаны иметь не только разрешение на въезд и транзитный проезд по территории Беларуси, но также и по территории России", - рассказал заместитель генерального директора Ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП) Николай Верховец на пресс-конференции 23 октября.

По его словам, это ограничение является сдерживающим фактором для наращивания объемов перевозимых грузов как в двустороннем сообщении, так и транзитом по территориям государств - участников Таможенного союза.

Вот почему белорусские транспортники настойчиво добиваются отмены разрешительной системы в ЕЭП.

"Мы говорим о том, что в рамках единого таможенного пространства должна иметь место конкуренция, а не то, является ли кто-либо резидентом. У кого будут лучшие условия - к тому и пойдет грузоотправитель", - подчеркнул Н. Верховец.

Однако пролоббировать вопрос о снятии всех барьеров для национальных грузоперевозчиков на общем транспортном рынке государств ЕЭП Беларуси пока не удается.

В ноябре планируется очередное заседание межправительственной белорусско-казахстанской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, на котором по инициативе белорусской стороны будет рассматриваться вопрос о согласовании позиций Беларуси и Казахстана по этой тематике.

Однако, как отметил Н. Верховец, пока "не все страны в рамках ТС разделяют наше намерение к внедрению безразрешительной системы перевозок". Это касается Казахстана, да и "Россия тоже не отличается своей позитивностью".

Как известно, Россия, защищая свой рынок от конкурентов, считает, что для въезда из третьих стран разрешительная система пока должна быть.

Чего же она опасается?

"Россия опасается, что Беларусь заберет часть рынка. Они заботятся о том, чтобы больший процент грузов оставался за российскими перевозчиками", - сказал Н. Верховец, отвечая на вопрос корр. "БР".

Одним из конкурентных преимуществ Беларуси на внешних рынках грузовых автоперевозок в БАМАП называют высокую квалификацию белорусских водителей, а также наличие у автотранспортных предприятий возможностей для обновления парка подвижного состава.

По словам Н. Верховца, белорусские водители, выполняющие международные грузоперевозки, свободно ориентируются не только в белорусской нормативно-правовой базе, но также владеют информацией в этих отраслях права в странах ЕЭП и Европейского союза.

Кроме того, как отметил представитель "Белтаможсервиса" Алексей Бурдули, в Беларуси создана устойчивая национальная процедура, позволяющая перевозчикам пользоваться как международной разрешительной системой книжек МДП, так и национальной системой поручительства.

"Сегодня число водителей, использующих и белорусскую, и международную системы, примерно одинаково. Такой ситуации нет ни в одном государстве СНГ, что свидетельствует об успехах Беларуси в этом направлении", - сказал А. Бурдули.

Вот поэтому, считает он, экспортные услуги белорусских транспортных организаций являются крайне востребованными на внешних рынках.

В свою очередь Н. Верховец обратил внимание на то, что в Беларуси международные автоперевозчики имеют ряд государственных льгот и преференций, что позволяет им обновлять подвижной состав.

Согласно данным БАМАП, за 9 месяцев этого года национальные автоперевозчики приобрели около 1,182 тыс. новых седельных тягачей и грузовых автомобилей, в основном предпочтительного для европейских маршрутов класса Евро-5. По сравнению с тремя кварталами 2011 года объем закупок новой техники вырос почти в 1,5 раза. Также за это время перевозчики купили более 900 прицепов и полуприцепов, что на 39,4% больше уровня января-сентября 2011 года.

"Это достаточно значимый показатель обновления. Причем, как правило, это автомобили, сертифицированные по стандарту Евро-5", - заметил Н. Верховец.

Как было сказано, Беларуси удается соблюдать баланс интересов. Тем более что у перевозчиков есть возможность закупать технику не только импортного производства, но и отечественную. Минский автозавод производит автомобили, в том числе сертифицированные по стандарту Евро-5.

В то же время, не стал скрывать Н. Верховец, в ряде профильных министерств России и Казахстана, а также в конкурирующих транспортных компаниях "звучит недовольство белорусами за то, что им так сильно помогает государство".

По его словам, "наши казахстанские партнеры обижаются, что вот, мол, в Республике Беларусь созданы некие условия и преференции для обновления, а казахстанскому перевозчику внутренним законодательством таких условий не предоставлено".

"Да, у нас есть преференции и господдержка, возможность кредитования, применения выгодных лизинговых схем и иные преимущества, которые не противоречат сегодня нормам ЕЭП. Если наших конкурентов это не устраивает, значит, это уже их проблемы, как убедить свое правительство в необходимости предоставления возможности приобретения автомобилей с какими-то условиями рассрочки, кредитования, может быть, даже без уплаты таможенных пошлин", - заявил Н. Верховец.

В связи с этим начальник управления стратегического развития и внешнеэкономической деятельности Минтранса Сергей Негрей обратил внимание на весомую роль белорусских перевозчиков в экспорте услуг. В 2011 году они оказали таких услуг на сумму около $950 млн. В этом году, по предварительным оценкам, эта цифра превысит $1 млрд.

Транзит иностранных перевозчиков через Беларусь в январе-сентябре 2012 года вырос на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более 1,1 млн поездок. "Это свидетельствует о том, что мы проводим нормальную поступательную работу по созданию благоприятных условий для развития транзитного бизнеса", - отметил С. Негрей.

"Однако требуются еще дополнительные меры, - добавил Н. Верховец. - Работу по созданию безразрешительной системы мы должны довести до логического конца".

 

 

Справка "БР"

В августе 2012 г. транспортные ведомства Беларуси и Казахстана уже обсуждали вопрос о внесении изменений и дополнений в соглашение между правительствами Казахстана и Беларуси о международном автомобильном сообщении от 19 сентября 2004 года в части установления безразрешительной системы на все виды перевозок.

Стороны договорились на первом этапе внести изменения и дополнения в соглашение в части установления безразрешительной системы на двусторонние и транзитные перевозки и продолжить работу по введению безразрешительной системы на перевозки в/из третьих стран в трехстороннем формате (Беларусь - Россия - Казахстан).

Они также решили провести совместную работу для согласования критериев отнесения перевозок к двусторонним или в/из третьих стран, в том числе при перевозках грузов, перерабатываемых на логистических терминалах Казахстана и Беларуси, а также перевозимых с использованием других видов транспорта.

Президиум Совета министров Беларуси в конце августа поручил Минтрансу, Минэкономики и МИД страны до 1 октября 2012 года провести совместно с Евразийской экономической комиссией консультации с российской и казахстанской сторонами по вопросам отмены разрешительной системы для перевозчиков государств ЕЭП на выполнение автомобильных перевозок на территории ЕЭП, включая перевозки в третьи страны или из них.
Правительство также поручило этим министерствам подготовить необходимые материалы для последующего рассмотрения этого вопроса в ходе встречи глав правительств и глав государств Беларуси, России и Казахстана. 

 

 

-15%
-17%
-30%
-50%
-20%
-20%
-50%
-20%
-50%
0061173