Ольга Томашевская,

Белорусский бизнес сформировался как явление за двадцать с небольшим лет своего существования. В силу ряда причин он заметно отличается от бизнесов других стран, даже таких близких, как Россия и Украина. Сегодня мы решили проанализировать особенности бизнеса по-белорусски, его сильные и слабые стороны.

Первое, что бросается в глаза при сравнении Беларуси с другими постсоветскими государствами - это отсутствие крупных частных компаний. "В нашей стране не было приватизации крупных госпредприятий, которые при небольших затратах труда и капитала занимают доминирующее положение на рынке. В России и Украине крупный частный бизнес появился в результате приватизации именно таких предприятий", - сказал в интервью TUT.BY генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко.

Эксперты называют и другие причины, по которым крупные частные компании пока являются редкостью. Одна из них заключается в том, что прослойка среднего бизнеса в нашей стране также пока невелика. Мелкий бизнес во всех странах становится базой для появления среднего, а из среднего бизнеса в свою очередь вырастает крупный. "Чтобы появлялся крупный бизнес, прослойка средних предприятий должна быть более серьезной, чем она есть на сегодняшний день в Беларуси. Наращивание слоя мелкого и среднего бизнеса - это шанс для нашей экономики", - отметил руководитель проекта Бизнес-Академия собственника Бизнес-школы ИПМ Максим Поклонский. Он подчеркнул, что увеличение прослойки среднего бизнеса необходимо Беларуси и по другим причинам: "Средний бизнес является основой экономики и источником стабильности в большинстве развитых стран. Ведь именно бизнесмены среднего звена - люди, которые стремятся к тому, чтобы их дети жили в лучших условиях. Поэтому представители этого слоя общества не просто платят налоги в бюджет, они лично заинтересованы в экономическом развитии".

Вместе с тем, для появления крупных частных компаний одного наличия среднего бизнеса недостаточно, ведь его превращение в крупный не происходит автоматически. "Предприятие может успешно развиваться лишь в случае, если у владельца и топ-менеджмента есть понимание его миссии. Когда компания создана с единственной целью - заработать денег, развиваться проблематично", - отметил генеральный директор группы компаний "Онега" Сергей Метто. В условиях, когда бизнес-среда не является хорошо развитой, а получение бизнес-образования не стало обычным явлением, менеджеры, достигшие определенных успехов, просто не знают, что делать дальше. "Человек, когда-то успешно открывший один киоск, часто расширяет бизнес путем открытия второго, третьего, десятого киоска. Но для того, чтобы бизнес действительно развивался, недостаточно копировать прошлые успехи. Для этого нужны новые идеи. Они появляются, если собственник воспринимает бизнес как искусство, как возможность самореализации. Такое отношение к делу в Беларуси только зарождается", - считает Метто.

Возможно, отношение предпринимателей к ведению бизнеса будет меняться по мере того, как будет развиваться предпринимательская активность. Пока данный вид деятельности не стал популярным в Беларуси, большинство людей предпочитают менее оплачиваемую, но и менее рискованную позицию наемного работника. "Предпринимательская активность населения в Беларуси невысокая. Такой вывод можно сделать хотя бы исходя из количества малых предприятий. Если в нашей стране на тысячу человек населения приходится 7,2 малых предприятия, то в Японии - 49,6, то есть почти в семь раз больше", - сказала эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC (Киев) Мария Акулова. Причины невысокой предпринимательской активности принято объяснять неблагоприятным бизнес-климатом в Беларуси, в том числе высоким уровнем налогообложения и сложностью бюрократических процедур. В то же время, согласно рейтингу Doing Business, который ежегодно готовят Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, бизнес-климат в нашей стране заметно лучше, чем у соседей. В рейтинге 2012 года Беларусь занимает 58-е место в мире по благоприятности бизнес-климата, в то время как Россия находится на 112-м, а Украина на 137-м месте.

Очевидно, есть и другие причины, тормозящие развитие предпринимательства. Эксперты не исключают, что отчасти это связано с особенностями менталитета. "Недавно видел в интернете юмористическое исследование на тему того, как американец и белорус воспринимают разные события. Оно очень хорошо иллюстрирует различия в менталитете, которые отражаются на бизнес-активности. Скажем, такое событие, как банкротство компании, белорус воспримет как катастрофу, а американец - как шанс начать все заново, используя полученный отрицательный опыт. Чрезмерно серьезное отношение к трудностям, нежелание рисковать, конечно же, отражаются на предпринимательской активности", - говорит директор и совладелец компании "КТМ-2000" Тарас Гвоздков.

Существуют и определенные проблемы, связанные с общественным мнением. "В Беларуси нет пропаганды успеха, ведь большинство предприятий являются государственными, а частные не слишком стремятся себя пиарить. Поэтому создавать и развивать бизнес как бы не считается модным", - отметил Павел Данейко. Возможно, именно этим объясняется наблюдение Максима Поклонского о том, что "белорусские предприниматели отличаются меньшей амбициозностью, меньшей склонностью к риску, чем их российские коллеги". Несмотря на это, считает Данейко, в стране сформировался хоть небольшой, но вполне эффективный частный сектор: "У нас довольно много частных предприятий, которые специализируются на производстве и успешно работают на конкурентных рынках. Белорусский бизнес вырос в сложных условиях, не только не пользуясь поддержкой государства, но часто преодолевая его сопротивление. Поэтому те компании, которые выжили и нашли пути развития, являются сильными конкурентами".

Эксперты отмечают, что двадцатилетняя история бизнеса в Беларуси способствовала положительным изменениям в экономике и обществе. "Сам факт наличия частных предприятий является положительным моментом, поскольку такие предприятия подпитывают экономику деньгами и создают новые рабочие места, в том числе способствуют развитию занятости в небольших городах, решая таким образом важную социальную задачу", - считает Тарас Гвоздков.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-11%
-15%
-10%
-30%
-99%
-50%