Ольга Томашевская,

Необходимость привлечения инвестиций является одной из наиболее обсуждаемых тем в среде белорусских экономистов в последние годы. Ведь от того, как будет идти этот процесс, во многом зависит конкурентоспособность белорусской экономики в будущем. О том, как необходимо действовать предприятиям для привлечения денежных средств и как ими нужно распоряжаться, в интервью TUT.BY рассказала научный руководитель программы "Инвестиционный аналитик" Бизнес-школы ИПМ Оксана Езерская.

- Какие предприятия в первую очередь нуждаются в инвестициях?

- Если рассматривать инвестирование как процесс расходования средств на развитие компании, то ответ на этот вопрос – в инвестировании нуждаются все. Если предприятие не будет целенаправленно вкладывать деньги в развитие, оно либо перестанет существовать, либо потеряет конкурентные преимущества на рынке.

- Что лучше - использовать для развития собственные ресурсы или привлекать внешние инвестиции?

- Если компания обладает собственными средствами в достаточных количествах, нужно использовать свои возможности. Только нужно помнить, что эти средства не являются бесплатными. Однако в случае, если внешние ресурсы являются более дешевыми, то, возможно, имеет смысл воспользоваться именно ими.

Несмотря на то, что инвестиции необходимы всем предприятиям, процесс инвестирования не должен становиться самоцелью. Надо четко понимать, ради чего это делается. Идею, на реализацию которой предполагается использовать собственные или внешние ресурсы, нужно протестировать на жизнеспособность. Сказать, пойдет ли инвестирование во благо компании, невозможно до тех пор, пока не оценены возможности возврата вложенных средств. Даже если на реализацию того или иного проекта хватает собственных ресурсов, это не означает, что их нужно сразу тратить. Для начала необходимо оценить свою способность генерировать денежные средства.

- Как это можно сделать?

- Нужно провести комплексный анализ ситуации. Это и диагностика способности компании генерировать денежные средства, и оценка возможностей и способов возврата инвестиций. Необходим маркетинговый анализ проекта, в который обязательно включается оценка деятельности конкурентов и анализ макро- и микроэкономической среды, в которой работает компания. Завершающим этапом работы является проведение инвестиционной оценки.

- Насколько развит белорусский рынок с точки зрения инвестиционных возможностей?

- Бизнесу в Беларуси немногим более двадцати лет, поэтому сравнивать наш рынок с рынком развитых стран, наверное, не вполне корректно. Я бы сказала, что белорусский рынок соответствует его 20-летнему возрасту. В Беларуси уже сформировался пул частных инвесторов, которые имеют денежные средства, доступные для инвестирования как в собственный бизнес, так и в другие малые или средние компании.

- Способствует ли ситуация на белорусском рынке привлечению иностранных инвестиций?

- Я бы рассматривала этот вопрос в первую очередь с точки зрения целесообразности их получения. Фактически можно говорить о существовании в Беларуси двух групп компаний. Одна из них - малый и средний бизнес, в основном это частные предприятия. В стране сегодня есть ресурсы, которые могут покрыть их потребности в инвестициях. Поэтому возникает вопрос, стоит ли таким предприятиям искать внешних инвесторов. К крупному бизнесу относятся в первую очередь государственные компании. Как правило, для развития этих предприятий используются государственные средства, и лишь в некоторых случаях привлекаются крупные игроки для реализации масштабных проектов.

- Нуждаются ли белорусские компании в привлечении капитала через фондовые рынки?

- Такой инструмент, как первичное размещение акций (IPO), уже сегодня доступен нашим игрокам, в том смысле, что белорусские предприятия не ограничены в своих возможностях выхода на рынки Европы или России. Однако это недешевый способ привлечения инвестиций, и его реализация во многом зависит от ресурсов компании. Опыт развития малого и среднего бизнеса в Беларуси говорит, что подавляющее большинство предприятий пока не готовы платить за подобного рода услуги на международном рынке.

Говорить же о внутреннем фондовом рынке преждевременно. Население Беларуси составляет менее 10 млн жителей, количество компаний в стране также невелико. То есть масштабы рынка не позволяют создавать и развивать фондовые рынки. Делать это искусственно не имеет смысла, ведь при необходимости можно воспользоваться давно функционирующими зарубежными биржами, способными предложить качественные услуги.

- С какими основными сложностями могут столкнуться белорусские компании в процессе инвестирования и привлечения инвестиций?

- Очень часто предприятия считают, что самое сложное – это найти деньги. Но в современном мире предложение денег превышает спрос. Поэтому самое сложное – это управлять инвестиционными проектами после того, как средства были получены. В частности, они не должны быть потрачены на непрофильные активы. Реализацией инвестпроектов должны заниматься люди, мотивированные на результат, а не просто на освоение денег. Поэтому уже сегодня необходимо сместить акценты с привлечения средств на управление инвестиционным проектом.

- Что произойдет, если этого не сделать?

- Будет как в известном выражении: хотели как лучше - получилось как всегда. С финансовой точки зрения это будет не инвестиционный проект, а просто освоение денег. Но есть еще одна группа последствий, о которых часто забывают. Это последствия этического характера. Инвестиционный проект - это не только финансы. Если он окажется провальным, то это может иметь отрицательные социальные последствия - скажем, кто-то выиграет от этого проекта, а кто-то проиграет. Это может очень сильно повлиять на компанию и на работающих в ней людей, а в некоторых случаях – и на окружающую среду. Возможно, такое рассуждение покажется многим в Беларуси преждевременным. Но все же мы являемся частью Европы, и нам нужно стремиться к прогрессу, обращая внимание на нравственную сторону инвестиционных проектов, и понимать последствия своих решений.

Читайте также:

Школа бизнеса. Обладатели самых востребованных в мире дипломов пока остаются в Беларуси, давая шанс экономике>>>


Школа бизнеса. Чтобы эффективно управлять другими людьми, менеджер должен сам развиваться как личность>>>

Школа бизнеса. Прорывную идею можно найти прямо у себя под носом >>>

Школа бизнеса. Руководитель обречен жить если не одиноко, то довольно изолированно>>>

 
-20%
-30%
-20%
-40%
-10%
-15%
-10%
-15%
-10%
-20%
-25%