/

За прошедшие полгода предприятия легкой промышленности укрепили свои позиции на внутреннем рынке. Дело в том, что платежеспособность белорусов в 2011 году упала, и они покупали преимущественно отечественные товары.

По данным Белстата, доля продажи отечественной обуви в розничном товарообороте в январе - июле текущего года обуви была 64,1%, верхней одежды - 64,7%, трикотажных изделий - 78,4%, чулочно-носочных изделий - 89,8%.

"Белорусскую продукцию покупают очень хорошо, - говорит заместитель председателя концерна "Беллегпром" Людмила Тяглова, - и, мне кажется, многие изменили свое мнение о белорусской одежде, обуви – отечественное не хуже. В прошлом году это позволило нам утвердиться на внутреннем рынке".

Теперь, отмечает Людмила Тяглова, очень важно не потерять свой рынок с учетом вступления России в ВТО. Дело в том, что снижены ввозные ставки на готовую продукцию и увеличены пошлины на материалы и комплектующие. Что это значит для белорусских покупателей? На рынок хлынет дешевая турецкая, китайская обувь и не только - прогнозируется увеличение импорта готовой продукции легкой промышленности минимум на 10-15%, отмечает специалист. Что это значит для наших предприятий легпрома? С учетом того, что для пошива нам нужна импортная вискоза, и хлопок мы не выращиваем, а шерсти с началом развития овцеводства пока еще явно недостаточно, производителям будет трудно конкурировать с импортной одеждой и обувью.

Сегодня прорабатываются координационные меры, которые помогут адаптироваться белорусским предприятиям к новым условиям. Будут предусмотрены некоторые налоговые льготы, возможно, будут выделены государственные субсидии на выпуск новой, инновационной продукции. Чтобы выдержать конкуренцию китайской продукции в Беларуси создается и кожевенно-обувной холдинг. Сегодня, предполагается, в него войдут Гатовский кожевенный завод, обувные предприятия "Гомельтруд", "Белвест", холдинг "Луч". Вступление в холдинг будет происходить на добровольной основе. "Создание технологической цепочки, когда предприятие выпускает такую кожу, которая нужна обувникам, продает ее по себестоимости сократит стоимость конечной продукции", - говорит Людмила Тяголова и добавляет, что со вступлением России в ВТО больше всего пострадают производители обуви и ковров.

Что касается внешнеэкономической деятельности, то по итогам года "Беллегпрому" доведено 110% экспорта и 220 миллионов долларов США – сальдо. "Особенно в этом отношении нам похвастаться нечем, - говорит Людмила Тяглова, - За январь - июль этого года наш экспорт составил 101,2%, объем импорта 91,2%, и положительное сальдо 113,7 млн долларов США. Но так сложилось, что основные отгрузки на экспорт у нас начинаются во второй половине года, поэтому думаем, что до конца года установленные показатели выполним".

Что повлияло на незначительное увеличение экспорта в первом полугодии? Дело в том, объясняет Людмила Тяглова, что 30 марта правительство РФ подписало постановление, которым ограничило доступ белорусских предприятий в государственные закупки для силовых и муниципальных структур. И такие экспортно ориентированные предприятия, как "Лента" (делает погоны для силовых структур РФ), "Моготекс", "Камволь", не осуществляли некоторые поставки, продукция была сделана под заказ и не была реализована. Благодаря обращению в Евразийскую комиссию, такое ограничение было отменено (раз у нас единая экономическая зона, доступ должен быть для всех одинаковы).

На недостаточный прирост экспорта повлиял и ценовой демпинг на пряжу турецкими производителями, в связи с чем белорусская пряжа на российском рынке не имела спроса.

Еще одной причиной недостаточного экспорта в концерне "Беллегпром" отмечают ослабление российского рубля и вместе с тем снижение платежеспособности граждан РФ - белорусские предприятия большей частью поставляют свою продукцию на российский рынок. Кстати,  в этом году лучшими белорусскими товарами в РФ признана продукция предприятий "Белвест", "Моготекс", "Купалинка".

Продукция белорусских предприятий легкой промышленности поставляется в Австрию, Аргентину, Болгарию, Индонезию, Иран, Израиль – всего в январе - июле этого года предприятия концерна поставляли товары в 48 стран мира, торговая сеть представлена 165 субъектами и 55 дилерами за рубежом.

Некоторые наши предприниматели, в том числе торгующие в России, отмечают, что зачастую невозможно купить белорусскую обувь, одежду и др. напрямую от производителей – нужно закупать через торговую сеть предприятия. "В прошлом году эти предприниматели "обвалили" нам рынок в РФ, комментирует Людмила Тяглова. - Из-за разницы цен продавали нашу продукцию дешевле, чем наши магазины. Но если производители сегодня не продают напрямую, мы готовы поддержать предпринимателей и решить вопрос" Однако, есть предприятия, которые никогда не будут продавать свои товары напрямую, отмечает заместитель председателя концерна. Например, "Милавица". "Сегодня в ЮАР, Англии это белье продается именно так (выкладка, ассортимент), как и в белорусских магазинах. "Милавица" - это бренд, в пошиве белья применяются качественные материалы, дорогая комплектация. Я не думаю, что одеждой от Армани торгуют на рынке".

-85%
-10%
-55%
-70%
-21%
-40%
-10%
-19%
0070687