Какая спецтехника наиболее востребована белорусскими предприятиями? Удалось ли импортерам окончательно оправиться от кризиса, который существенно "зацепил" рынок спецтехники несколько лет назад, или отголоски слышны до сих пор? Что ждет белорусский рынок спецтехники в будущем?



На эти и другие вопросы ответил Дмитрий Кастюкевич, директор ООО "СпецЕвроТех", дилер Volvo CE, SDLG.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (15.79 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

- Удалось ли импортерам окончательно оправиться от кризиса? Зацепил ли он рынок спецтехники? Слышны ли до сих пор отголоски?

- На текущий момент можно говорить о том, что страна и рынок спецтехники уже оправились от кризиса. Конечно, 2011 год был очень сложным для компании "СпецЕвроТех" и для всех наших партнеров. Продаж спецтехники на рынке практически не было. И эта тенденция продолжалась весной в посткризисный период. Но к лету пошло финансирование, предприятия вошли в нормальный рабочий режим и рынок возобновил свою работу в полной мере. Продавцы спецтехники уже начали достигать докризисных показателей. Отложенный спрос 2011 года продолжает работать, также есть текущий спрос 2012 года. Активно готовятся к 2013 году, особенно с учетом того, что правительство огласило конкретные цифры по финансированию строительной отрасли. Так что можно прогнозировать рост рынка в ближайшее время.

- Повлиял ли кризис на структуру импорта? Как изменились доли одной спецтехники? Выросла ли доля другой спецтехники?

- С учетом того, что финансовая ситуация на предприятиях была крайне нестабильна, а парк техники требует обновления, выбор делался в пользу более дешевой спецтехники. Но к текущему моменту все восстановилось, спрос есть в любом сегменте спецтехники, как в премиум, так и в среднем, и низком классе.

- Изменились ли покупательские предпочтения с точки зрения производителя? Может, какие-то производители ушли с этого рынка или появились новые лидеры?

- Глобального ухода не было. Естественно, было определенное затишье. Но в принципе, предприятия, лояльные к тому или иному бренду, сохранили им верность. Когда ситуация стабилизировалась, появился соответствующий спрос.

- Вы уже сказали о том, что рынок спецтехники подразделяется на сегменты (премиум, средний и низкий класс). Какую нишу занимает ваша компания?

- "СпецЕвроТех" занимает премиум-сегмент и занимает свою нишу в низком сегменте. В премиум-сегменте компания занимает нишу с брендом Volvo Construction Equipment. Линейка машин, производимая Volvo Construction Equipment, значительно шире.

В низком ценовом сегменте мы представляем бренд SDLG. Это китайский производитель, который входит в состав группы Volvo. Он производит фронтальные погрузчики, экскаваторы-погрузчики. Этим мы и ограничиваемся в настоящий момент. Но надеемся на перспективу развития в будущем году.

В соответствии с дилерскими соглашениями с этими компаниями мы не можем заниматься продажами иной спецтехники, других брендов.

- Качество техники премиум-класса не вызывает сомнения: понятно, что это техника дорогая, качественная, хорошая. Однако иногда вы рекомендуете не тратиться на такую дорогую технику и покупать более дешевую китайскую. Почему так?

- Это правда. Дело в том, что мы стараемся индивидуально подойти к потребностям каждого клиента, потребителя. Спецтехника Volvo создана для работы в тяжелых условиях и в круглосуточном режиме, для работы в три смены.

Конечно, не всем предприятиям необходима именно такая машина, особенно когда она работает не постоянно, выполняет некие вспомогательные работы, ее загрузка неполная. В таком случае мы предлагаем технику низкого сегмента, потому что цикл ее жизни при такой загрузке будет столь же велик, как у Volvo, но при этом ее обслуживание и эксплуатация будет намного дешевле, равно как и отпускная цена поставщика.

- Можете ли вы сказать, какое количество компаний предпочитает технику премиум-сегмента, а какое - недорогую китайскую технику?

- Тут сложно делать четкое разграничение, потому что техникой Volvo Construction Equipment компания занимается уже практически 8 лет, а бренд SDLG активно начал представляться только в этом году. Поэтому численное количество предприятий, имеющих в эксплуатации технику Volvo Construction Equipment, значительно превышает долю SDLG. В настоящий момент спрос на недорогую технику достаточно высокий, и мы активно занимаем свою долю на белорусском рынке.

- Спрос высокий, но не пугают ли предубеждения, что все китайское - некачественное? Импортерам это предубеждение мешает как-то работать?

- Еще десяток лет назад, когда Китай начал активную экспансию на мировые рынки, это предубеждение было очень ярким. Считалось, что все китайское или произведенное в том регионе - это некачественная продукция. Конечно, этот стереотип уже изменился. Китайские производители стремятся делать максимально совершенную технику, при этом сохраняя ценовой диапазон. Сегодня это идеальное соотношение качества и цены.

- Каким образом удается достигать такого соотношения?

- Во-первых, SDLG - это часть компании группы Volvo. Соответственно, Volvo Construction Equipment прилагает максимум усилий, чтобы продвинуть технологии по производству машин у китайского производителя. Более того, в производстве используется часть комплектующих Volvo Construction Equipment. Обычно принято, что европейские производители закупают комплектующие из Китая, тем самым удешевляя производство. SDLG идут обратным путем: закупают комплектующие из Европы, при этом ценовой порог предлагаемой техники никак не увеличивается. Это происходит за счет глубокой интеграции. Так как это компании одной группы, они могут идти на определенные уступки друг другу. А также за счет определенной стратегии продвижения на мировые рынки, когда идет сдерживание цен на технику, дабы завоевать долю рынка. В итоге результат: высококачественная техника по невысокой цене.



- А нет ли риска, что такая высококачественная китайская техника по невысокой цене задвинет все остальные компании?

- У каждого сегмента есть свой покупатель. Есть предприятия, которые нуждаются в технике, работающей в три смены, в круглосуточном режиме на протяжении 7-8 лет. На таких предприятиях никогда не будет востребована техника низкого ценового сегмента.

- Вы как представитель компании, которая уже 8 лет работает на рынке, можете ответить, насколько для белорусских предприятий важен бренд? Могут ли они поступиться брендом и купить более дешевую технику? Или, наоборот, есть желание работать исключительно с определенной компанией, пусть это и будет очень дорого?

- В большинстве случаев потребитель старается закрепиться за каким-то брендом, проявляя к нему лояльность. Имея в своем парке спецтехники машины определенного бренда, для предприятия зачастую не имеет практического смысла расширять линейку брендов, потому что за покупкой машины следует ее гарантийное и сервисное обслуживание. Так называемые эксплуатационные расходы можно сократить за счет того, что потребление идет из одного источника.

Во-вторых, сейчас на рынке появляется много брендов, но доверие к ним не сформировано, пока они не доказали свою эффективность в работе. Я не думаю, что кто-либо решится на такую покупку.

Плюс ко всему, мы говорим о дорогостоящем товаре. Техника стоит немало денег, соответственно, сделав ошибку в выборе, можно проиграть в перспективе. Поэтому потребитель зачастую выбирает проверенные, доказавшие свою эффективность в работе бренды, которые достаточно долго присутствуют на рынке.

- Импортная техника достаточно дорогая. В то время как отечественная техника и аналоги российских производителей стоят дешевле. Почему многие компании все-таки предпочитают импортную?

- Все стараются работать эффективно, выбирая для себя оптимальный вариант. Например, техника SDLG в настоящий момент дешевле белорусского производителя, при этом качество выше. Поэтому выбор очевиден. При этом мы понимаем, что государство поддерживает отечественного производителя, существуют преференции при продаже техники отечественными производителями, и это определенным образом влияет на структуру рынка.

Техника, которая доказала свою эффективность в работе и может справляться с любыми задачами в любых условиях, конечно, будет востребована. Даже если она стоит дорого. Например, в Европе считают эффективность работы техники по стоимости перемещенной тонны материала. Чем ниже себестоимость перемещенной тонны материала, тем больше предприятие зарабатывает. Поэтому производители учитывают все: эффективность работы техники, топливную эффективность, скорость, продуктивность работы и производительность машин.

- А что касается сервисного обслуживания? Смогут ли белорусские предприятия, которые пользуются импортной техникой, обслужить ее на месте? Или нужно будет везти ее за границу?

- Как правило, компании по дилерским соглашениям проводят гарантийное и постгарантийное обслуживание, имеют склады запасных частей. Также обучают свой персонал, который два-четыре раза в год выезжает на обучение по специальным видам техники, двигателям, гидравлике…

- Можете ли вы сказать, какая спецтехника наиболее востребована белорусскими предприятиями?

- Стандартно это экскаваторы, фронтальные погрузчики. Если коснуться узкого рынка дорожного сегмента, то наиболее востребованы в дорожной технике асфальтоукладчики и катки, грейдеры.

Дорожная техника - это не просто машина, а высочайшие технологии во всем. В данном случае стоит говорить, что компании приобретают даже не спецтехнику, а некие технологии по производству тех или иных видов работ.

- Изменились ли требования белорусских предприятий к спецтехнике? Какие основные требования предъявляют к технике?

- Глобально ничего не поменялось. Но рынок становится все более конкурентоспособным, в том числе мировой. Практически ежегодно выходят машины новых серий, в которых что-то улучшено, укомплектовано, появилась дополнительная новая технология. Зачастую при введении в базовую комплектацию машины новой технологии, ее стоимость не увеличивается.

- Есть какая-то локализация рынка? Чем техника для белорусского рынка отличается от техники для рынка европейского?

- Конечно, есть. В первую очередь надо коснуться двигателя спецтехники. Потому что качество потребляемого техникой топлива в Европе и странах СНГ различается. В РБ идет техника с адаптированными под наше топливо двигателями. В Европе продается техника с более высокотехнологичными двигателями, адаптированная под чистое европейское топливо.

Естественно, важно и то, каким производством занимается страна. В России или Украине огромное количество горнодобывающих предприятий. Соответственно, развиты карьерные работы, и сегмент техники смещается в эту сторону. Конечно, у нас не настолько развит этот сегмент, и акцент смещается в другую сторону.

При этом в Беларуси идет активная модернизация автомобильных дорог, и есть безусловный спрос на дорожную технику. При производстве дорог необходимо выполнять соответствующие вспомогательные работы. Тут уже к месту будут экскаваторы, фронтальные погрузчики. В Беларуси активно развиты асфальтные и бетонные заводы. Связанное с этим перемещение материала, щебня, песка - это явно работа для фронтальных погрузчиков.

- Можете ли вы проанализировать проблемы белорусского рынка спецтехники? С чем сталкиваются дилеры?

- Самая основная проблема - это отголоски кризисного периода. За этот год очень много квалифицированных кадров покинуло страну. Посещая определенные организации и разговаривая с руководителями, я слышу одно и то же - некому работать. Мы должны понимать, что спецтехника - это сложная машина. Сразу обучить идеальной работе оператора на ней весьма сложно. Это приходит с опытом, а опытные люди как раз и покинули страну. Нехватка квалифицированного персонала - это основная проблема.

Трудно сказать, изменится ли эта тенденция, потому что та же РФ готова платить за квалифицированный персонал больше, чем здесь.

- Но нужно же растить свои кадры. Где обучаются специалисты для работы с такой техникой?

- В первую очередь, каждый раз при продаже очередной единицы есть такое понятие, как ввод в эксплуатацию. Он включает в себя не только обозрение техники как таковой, но и использование ее непосредственно в работе и не менее чем однодневное обучение оператора по ее эксплуатации и обслуживанию. Но за один день научить всему практически невозможно. Эти кадры вырастут, но для этого должно пройти немного времени.

- Давайте поговорим о вторичном рынке спецтехники. Насколько востребована бывшая в употреблении спецтехника в Беларуси?

- Практика показывает, что периодически поступают запросы в организацию на закупку техники, бывшей в употреблении. Например, мы как дилеры, имеем доступ к парку Volvo Construction, который находится в Европе и состоит из тысяч единиц. Можем выбрать технику из парка по потребностям покупателя и доставить ее в Беларусь в течении одной-двух недель.

Я думаю, что подобное решение у покупателя продиктовано тем, что они хотят одновременно купить и хорошую технику, и при этом максимально удешевить финансовую составляющую. В зависимости от наработки, от подготовки соответствующей единицы техники к работе мы предлагаем потребителю ту или иную модель. Но постоянного спроса на б/у технику мы не наблюдаем.

- Вы также предлагаете клиентам технику в лизинг. Каковы перспективы лизинга техники в нашей стране? Пользуется ли он спросом?

- Лизинг, несомненно, пользуется спросом, особенно у предприятий, которые имеют стабильное финансовое положение. Тут скорее надо говорить о проблеме неплатежей на предприятиях. Они имеют возможность купить технику в лизинг под ту дебиторскую задолженность, которую имеют, а потом получают деньги на свои счета и рассчитываются с лизинговой компанией. Поэтому спрос есть.

Ряд организаций не хотят сразу выплачивать большие суммы за единицу техники. При условии непрерывного финансового потока им выгоднее сделать предоплату лизингового платежа, а остальное рассчитать на год, два, три. Возможности лизинга здесь не ограничены и зависят от потребностей клиента.
-50%
-40%
-40%
-50%
-10%
-15%
-40%
-30%
-40%
-10%
0069580