/

В Беларуси продюсер, журналист и предприниматель Виталий Ализиер имел всё. Только мечта оказалась за океаном. Пришлось рискнуть и поменять всё, что было, на всё, о чем мечтал. О проектах по обе стороны океана, друзьях, деньгах и славе Виталий рассказал в интервью порталу TUT.BY.

О кино и эмиграции

Вы эмигрировали уже в двухтысячных, когда предприимчивый молодой человек мог обеспечить себе вполне комфортное безбедное существование и на постсоветском пространстве, и по-соседству – в Европе. Почему все-таки Штаты?
 
Хороший вопрос, ну как тут не улыбнуться! Я отвечу вам так: "Жизнь за деньги не купишь, но мечту - попытаться можно". Меня никогда не интересовало "безбедное существование", меня всегда интересовало, "что оставить после себя", быть лучшим, в конце концов! Когда я жил в Беларуси, у меня было все, о чем можно было мечтать, уважение в городе, хорошая работа, недвижимость, машина и так далее. Но это ничто по сравнению с Мечтой. В кругу моих друзей детства мы мечтали снимать кино, и позднее, когда мы взрослели, каждый пошел своей дорогой. Кто хотел денег, тот их зарабатывает и в России, и на родине. А я пошел за своей мечтой, ведь если нет никакой разницы о чем мечтать, то я выбираю мечту покрупнее.
 
Когда мне было 20 лет, я решил получить второе образование и в 1995 году пытался поступить в Белорусскую академию искусств на звукорежиссера кино. Я как сейчас помню последний экзамен, где нам показали фильм белорусского режиссера Элема Климова "Иди и смотри" и попросили сделать описание некоторых художественных моментов с использованием звука. Я сделал описание так, что меня отдельно оставила приемная комиссия и потом долго задавала вопросы: почему я именно так озвучил бы фильм?
 
Больше всего их поразило, что на эпизоде, когда летят самолеты, я вообще указал, что должна быть полная тишина а в кадре взгляда ребенка в небо... В общем, моя точка зрения была слишком креативной на тот момент (Смеется) и меня не приняли. Хотя я помню, как один из преподавателей вышел за мной в коридор и сказал мне такую фразу "Если бы это была режиссура кино, я бы тебя взял без экзаменов". Эта короткая фраза дала мне уверенность в себе, и я благодарен этому опыту.
 
В 1998 году я уехал учиться в Москву, в Академию международного сотрудничества, которая работала при ВГИКе, где я и проходил стажировку и сдавал экзамены. После окончания я вернулся в свой город и при райисполкоме создал телевизионную студию, где преподавал молодым людям журналистику и работу видеооператора.
 
Один из моих учеников, Сергей Рыбаков, спустя несколько лет (в 2000 году) поступил в Белорусскую академию искусств, и это был первый поступивший студент за 40 лет существования академии из нашего провинциального города Светлогорска. Сейчас он очень успешный режиссер и мой друг, а также крестный отец моей дочери Дианы, которая живет в Беларуси, и он очень помогает ей.

С Сергеем Рыбаковым

Кстати, Сергей, который работает на Первом национальном телеканале, за фильм "К-19" был признан лучшим режиссером страны. А летом 2009 года он вместе с журналистом Денисом Курьяном прилетел в США, где мы снимали документальный фильм "Американская мечта". Так что с белорусами я держу плотный контакт и при необходимости всегда готов помочь на съемках за рубежом.
 
С чем вы приехали в США? Наверняка, как и в многих success stories, без гроша в кармане. Но с какими планами, идеями? Пригодился ли советско-белорусский бэкграунд?
 
Да, первые месяцы в Нью-Йорке были удивительными, столько впечатлений и, казалось, возможностей... Но не все так легко оказалось в реальности. Весь мой опыт на первых порах никому здесь был не нужен, мне предлагали снимать свадьбы, но я отказывался - я не хочу снимать чужое счастье, я хочу снимать свое. Спустя 2 года в Америке я открыл свою первую компанию Alizier Intermedia, которая занималась съемками рекламных роликов для телевидения и параллельно работали над гастролями русских популярных исполнителей, таких как "Мумий Тролль" "Звери" "Океан Эльзы" "УмаТурман" "Би 2" "А студио" и многих других...
 
Что самое сложное на пути к собственному бизнесу? Набраться смелости выйти в свободное плавание? Найти стартовый капитал? Собрать команду?
 
Я как десантник - сначала прыгаю, а потом думаю, как будем приземляться. (Смеется)
 
Конечно, главное - это решение делать свой бизнес и развивать свою компанию. А одно из важнейших условий развития – это команда единомышленников, которая может работать на первой стадии компании по 25 часов в сутки. У нас есть такая поговорка: "В Нью-Йорке минута короче".
 
Какие преимущества и недостатки по сравнению с работой наемным сотрудником?
 
Преимущества работы в своей компании только одно, это самоудовлетворенность сделанным и время, которым ты на это располагаешь. Владелец компании всегда думает о развитии, ищет новые возможности и решения, встречается с людьми, ведет переговоры, берет на себя риски и решает вопросы. В отличие от человека, который после рабочего времени как бы отключается от своей работы и забрасывает ноги на диван, смотрит телевизор или сидит в "Сети". Каждый должен заниматься своим делом. Я считаю, если человек на работе устает, но на завтра он все равно с удовольствием идет на свое рабочее место, не важно, начальник он или наемный работник, значит, он на своем месте и у него все получится.

Я могу сказать, что за весь период работы на самого себя были такие моменты, когда хотелось все бросить только ради того, что бы выжить! В период 2008-2009 годов, когда был мировой кризис, моя компания потеряла большие деньги, и мы несли сумасшедшие риски, работы не было совсем. И я могу вам сказать, что друг познается не в беде, друг познается в эмиграции. И у меня есть такие друзья. Один из них наш земляк - Андрей Новик, президент американского филиала белоруской кондитерской фабрики "Спартак", который без лишних вопросов выручил меня и поддержал в трудные времена, и я очень признателен ему за это.

О команде и "Бригаде"

Кино вы делаете ради интереса, искусства или ради денег?
 
Вы слышали когда-нибудь такое выражение "Не надо аплодисментов, лучше просто деньгами"? Надеюсь, этот ответ будет понятен многим читателям. Киноиндустрия - это очень рискованный бизнес, и я многому учусь с каждым новым проектом, вижу, какие успешны, а какие нет. Во всем мире есть только одно признание успеха - это полные залы людей на премьере фильма. Ну а если это так, то кассовые сборы тому подтверждение. Финансовый успех в любом бизнесе и тем более в кино очень важен, так как от этого будет зависеть развитие кинокомпании и каждого участника процесса, ведь если фильм прошел с провалом то продюсеру будет очень сложно найти финансирование на следующий проект, режиссера могут не пригласить на новый фильм и так далее.
 
Как работает этот бизнес: к производству скольких фильмов вы причастны?
 
Наша компания Alizier Films New York на данном этапе работает над несколькими кинопроектами, которые выйдут в 2013 году и в них будут задействованы такие актеры как Харви Кейтель, известный по фильмам "Бешенные псы", "От заката до рассвета", "Криминальное чтиво" и "Таксист", Хайден Кристенсен (фильмы "Телепорт", "Звездные Войны 3", "Нью Йорк, я люблю тебя"), известная фотомодель Ирина Шейк, солист группы Deep Purple и The Rainbow Джо Линн Тернер и много других. Мы также готовимся снимать мюзикл и документальный фильм. Ведем переговоры по одному из российских сериалов, которые планируется снимать в США.
 
А вот ближайшая премьера, это фильм "Бригада-2" с моим участием как исполнительного продюсера (Аlizier Films снимала всю американскую часть фильма в Нью Йорке - ред.) и актера, если режиссер не вырежет (смеется), вы сможете увидеть в ноябре этого года в белорусских кинотеатрах.
 






Какую команду вам удалось собрать?
 
В Alizier Films New York работают очень профессиональные люди с опытом в киноиндустрии более 20 лет, и мне есть чему поучиться у них. В основном это также эмигранты из Европы и Азии, а мой близкий друг и партнер Исса Зароуй, мы все привыкли его называть "Джо", из Ливана. Он говорит на пяти языках и очень профессиональный человек. У нас мало постоянных работников, так как работа в кино в основном сдельная, под каждый контракт мы решаем разные задачи, как сказал один великий режиссер Орсон Уэллс, "киношник, как сборщик фруктов, где есть работа, туда и едешь".
 
Для какой аудитории вы снимаете кино?
 
Для думающей.
 
Бригаду-2 мы уже вспоминали. Как вы оцениваете римейки и сиквелы – и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения творчества, искусства?
 
Я считаю, что сиквелы в кино допустимы. Сейчас кризис сценаристов с идеями, поэтому многие, особенно крупные киностудии, снимают продолжения успешных фильмов, начиная от трилогии "Крестный отец", "Агент 007" заканчивая "Звездными войнами". Хотя, конечно, не всегда бывают успешные серии, но я в этом не вижу ничего плохого. Например, наши партнеры из России весной этого года показали замечательный добрый фильм "Мамы", а мы им сделали премьеру этого фильма в Нью-Йорке, где была встреча с актерами и создателями. Сейчас они готовят продолжение "Мамы с Новым годом", которое выйдет в декабре 2012 года. И это замечательно.
 
А то что касается римейков, то благодаря им на хорошей старой идее рождаются такие шедевры как "Лицо со шрамом" с Аль Пачино в главной роли - это римейк одноименного фильма 1932 года. Или замечательный фильм с Брэдом Питтом "Знакомьтесь Джо Блэк" - римейк фильма "Смерть берет отпуск", 1934 года. Так что времена меняются, технологии позволяют нам показать одну и ту же идею намного красочнее. Быть может спустя много лет кто то осмелиться сделать римейк и на "Аватар" Джеймса Кэмерона. (Смеется) Многое я бы отдал, что бы на это посмотреть!
 
 

О пиратах и идеях
 
Верный, но неприятный спутник кино в наши дни – пиратство. Реально ли заработать на кино, если все есть в Сети?
 
Как показывает практика реально, но это сильно уменьшает кассовые сборы и создает “болезнь халявы”. Общество разбаловано легким и безнаказанным доступом и с этим нужно бороться как можно жестче. До тех пор пока не будут ликвидированы интернет-порталы, который зарегистрированы на доменных именах в зоне стран СНГ, практически заработать на киноиндустрии будет очень тяжело. Объясню. Практически любой фильм, идет в прокате по кинотеатрам две недели, это основное время на кассовые сборы. Но времени очень мало – выходит большое количество фильмов, да еще надо умудриться попасть к хорошему прокатчику, который будет фильм рекламировать. А прокатчик забирает до 50% кассовых сборов. То есть продюсерам и инвесторам остается только 50% с кассы. А учитывая пиратство, люди вообще не платят деньги и смотрят все через интернет.
 
А пираты… Не будем скромничать, большинство наших друзей смотрят эти фильмы не в кинотеатре, а в Сети. Но уже есть прецедент – американская киноиндустрия уже выиграла суд с некоторыми интернет-порталами и, что очень важно, все крупнейшие в мире поисковые системы как Google, Yahoo суд обязал не показывать неофициальные порталы с названиями фильмов.
 
Но ведь искать можно сразу на торрентах…
 
До этого еще не добрались. К этому еще придут. По крайней мере, я на это рассчитываю. Страдает не только индустрия кино, страдает музыкальная индустрия, издательский бизнес.
 
Кроме пиратов, есть еще море конкурентов. Неужели на рынке, где работают Columbia Pictures и Universal Pictures, есть место небольшим компаниям?
 
Для любого проекта есть свой зритель. Каждый фильм, если он сделан с душой, с мозгами, с хорошим сценарием, будет окупаться. Конечно, крупные кинокомпании - это лидеры, но нужно учитывать и риски, которые они несут с огромными бюджетами.
 
За последние годы, технологии настолько изменились. Если, к примеру, раньше снимали фильм продолжительностью 90 минут на пленку, это было в два раза дороже, чем на современную цифровую камеру. Продакшн удешевляется и становится более интересным с учетом компьютерных технологий.. Так что нужно быть полным глупцом, чтобы снять фильм и не заработать на этом. Конечно, если речь идет о коммерческом кино. Я вообще не понимаю режиссеров, которые снимают какую нибудь муть и объясняют потом, что это они делали для себя.
 
Если коммерческое, значит, нужны спец-эффекты, звезды…
 
Сейчас мы готовим большой проект: очень хороший сценарий семейного детского фильма, без погонь, скандалов и драк. По нему мы планируем сотрудничать с белорусским продакшном. Скорее всего, он будет сниматься в Нью-Йорке. Главной героиней будет девочка, которая приехала в Нью-Йорк и потерялась. Вот про ее приключения в чужом городе и будет фильм.
 
А почему местом съемок выбраны Штаты? Это вопрос цены?
 
Это скорее вопрос качества. Мы можем это снять и в Минске, это не проблема. Но есть вопрос международного рынка. Минск очень красивый город, но там мало натуры, которая известна не только белорусскому зрителю, а будет интересна зрителю в Европе и Америке. Если в кадре главный герой, переходит через узнаваемый Бруклинский мост, даже белорусскому зрителю это будет интереснее чем происходящее на проспекте Машерова. Главное, зритель должен верить! А мы ведь планируем показать фильм не только в Беларуси. Это будет белорусско-американский проект международного уровня.
 
Но первый язык этого фильма – русский?
 
Скорее всего, да.
 
Есть еще один очень хороший сценарий, тоже про человека, который приехал в Нью-Йорк, про эмигранта, который уверен, что здесь всё, как дома: можно зайти вечером к соседу за солью. Это комедия, к съемкам в которой мы планируем привлечь американских актеров. Не на главную роль, конечно. Представьте, если дверь герою открывает Брюс Уиллис. (Смеется)
 


Есть распространенное мнение – у нас нет кино, потому что нет денег. Легко ли найти деньги на кино, и это ли самое сложное в кинопроизводстве?
 
Деньги решают все, это позволяет работать с лучшими: актеры, режиссер и сценарий. Я знаю, что белорусское Министерство культуры принимало финансовое участие в одном из проектов, который делала компания "Централ Партнершип" - фильм "Брестская крепость". Насколько мне известно, фильм прошел с большим успехом. Это говорит о том, что на хорошие проекты и господдержку всегда можно получить. Особенно если за проектом стоит хороший режиссер, продакшен, и хорошая идея. Но от денег и имиджа тоже много зависит. Если на фестивале вы заявлены как Республика Беларусь, тяжело бороться, а если речь идет о партнерском проекте Беларуси и США, то с учетом политической ситуации это перспективнее.
 
Беларусь должна выходить на международный уровень. Фильм должен пройти по всему миру. Нужно показать хороший, качественный, европейский продукт. А Беларусь – европейская страна.
 
Стоит ли добиваться реализации своей идеи? Далеко ведь не все удается не то что монетизировать, но и нормально воплотить, не испортив жизни себе и окружающим?
 
Когда мне было 20 лет, я мечтал снимать кино, а потом, идя к своей мечте, я занимался совершенно разными делами, от рекламы до организации гастролей по Америке и Канаде, я никогда не говорил НЕТ, только всегда ДА! И тем самым я отвлекал себя, от своей мечты, так как тратил много времени на проекты, хотя они тоже давали свой результат. И сейчас, каждый раз когда я получаю предложение по работе я думаю: " Подожди, сконцентрируйся на том, что действительно тебя интересует" и сейчас я могу ответить: "Не теряй 10 лет, работая в рекламе или где либо еще, если тебе это не нравится!"
 
Но, с другой стороны, это помогло мне: я научился выживать. Мне кажется, нужно жить, путешествовать, встречаться с людьми, нужно делать и совершенно бесполезные вещи. Сложно оценить, какое время я потратил зря, а какое - с пользой. Но я знаю точно, нужно оставаться быть верным себе и своей мечте!

 

Фотографии из личного архива Виталия Ализиера.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-55%
-10%
-5%
-32%
-10%
-10%
-15%
-20%
0061173