/

Источник: jkg-portal.com.ua
Источник: jkg-portal.com.ua
Министерство экономики Беларуси внесло изменения в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, признав 163 предприятия монополистами в ряде сфер деятельности.

В категории "черная и цветная металлургия" "Белорусский металлургический завод" назван монополистом в части производства бортовой проволоки и металлокорда. Занимают доминирующее положение на рынке и госпредприятия по заготовке и переработке лома и отходов черных и цветных металлов.

В химической и нефтехимической промышленности монополистами признаны "Белшина", "Нафтан" и Мозырский НПЗ, Гомельский химзавод, "Беларуськалий", ряд производителей химволокон и полиэтиленовой тары.

В машиностроении и металлообработке в "список гигантов" попали не только государственные заводы МАЗ, МТЗ, "Гомсельмаш", "Бобруйскагромаш", "Лидсельмаш", Минский моторный завод, Белкоммунмаш, БАТЭ, но и частные "Амкодор" и "Мотовело". В этом перечне оказались производители газовых плит ("Брестгазоаппарат"), телевизоров ("Витязь" и "Горизонт") и холодильников ("Атлант").

Монополистами являются и три белорусских завода по производству цемента и сахара, а также "Гомельстекло" и "Стеклозавод Елизово", гродненская табачная фабрика "Неман", заводы "Керамин" и "Гранит".

В легкой промышленности отмечены как частные компании "Милавица" и "Конте Спа", так и государственные "Оршанский льнокомбинат" и "Камволь".

В пищевке доминирующее положение на рынке занимают "Белсолод", частные импортеры фруктов и овощей "Савит" и "Фрутимпорт", а также "Караван" и "Авалонторг", чья сфера деятельности - оптовая торговля чаем и кофе.

В телекоммуникационной сфере монополистами признаны мобильные операторы "Велком" и МТС, а также государственный оператор связи "Белтелеком". Им компанию составила и "Белпочта". В финансовой сфере в числе монополистов названы государственные Беларусбанк и Белагропромбанк, а также страховщик Белгосстрах.

Также доминирующее положение занимают все региональные предприятия по транспортировке природного газа для внутриреспубликанского пользования и его продаже конечным потребителям.

Стоит отметить, что большинство (85-90%) из внесенных в перечень предприятий находятся в собственности государства. Однако эксперты отмечают, что реестр лишь в некоторой степени отражает уровень монополизированности белорусской экономики. Сегодня зачастую облисполкомы продолжают принимать решения в поддержку местных производителей. Подконтрольные государству предприятия боятся конкурировать с частниками, защищаясь протекционистскими мерами. Власти такое положение вещей выгодно, поскольку она заинтересована в существовании особых условий для источников, которые приносят доходы в казну. Однако огромное количество монополистов делает бизнес в Беларуси неэффективным.

Изменить ситуацию могут лишь структурные преобразования в экономике. В частности - приватизация и создание самодостаточного антимонопольного органа, идея по возрождению которого значится в плане мероприятий по реализации директивы № 4. Бизнес-союзы предлагают создать Государственный антимонопольный комитет, обладающий независимостью и от правительства, и от отраслевых концернов. Данный комитет, по мнению предпринимателей, должен следить за соблюдением принципа равенства условий хозяйствования для предприятий разной формы собственности.

Впрочем, 27 февраля увидел свет указ № 114 "О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля". Документом, в частности, вводится ответственность монополистов за ценовой сговор и ограничение конкуренции. Совершение таких деяний влечет наложение штрафа на юридическое лицо - до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги). Важной особенностью документа является введение административной ответственности чиновников за действия или бездействие.
-40%
-25%
-15%
-20%
-50%
-10%
0069580