/

Накануне Дня металлурга генеральный директор ОАО "Белорусский металлургический завод" Анатолий Савенок ответил на вопросы корреспондентов портала TUT.BY.

- Недавно завершилось первое полугодие. Какие итоги работы БМЗ за эти шесть месяцев можно подвести? Какие планы у завода на конец этого года?

- Полугодие закончили с выполнением доведенных показателей по объему производства, уровню рентабельности, сальдо внешней торговли и других. Рост производства составил 102,4%. Получена выручка с налогами в размере 7,9 трлн рублей. По итогам года планируем более 15 трлн рублей. Положительное сальдо внешней торговли сложилось на уровне 356,7 млн долларов, что на 22,9% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На конец года этот показатель может составить почти 700 млн долларов. Рентабельность продаж составила 12,8%.

Львиная доля нашей продукции уходит на экспорт. Основными рынка сбыта являются Европа, Россия, страны Ближнего Востока и Африки.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео (15.34 МБ)

- Кризис в еврозоне отразился на вашей работе?


- Европа - наш основной рынок сбыта. Мы поставляем туда 47,8% от экспортируемой продукции. Всего в прошлом году на экспорт мы отгрузили продукции на 1,4 млрд долларов. Сегодня из-за финансовых проблем Европы у нас нет больших возможностей по росту на этом рынке. Мы удерживаем положение в районе 40%, но прироста нет. Поэтому мы были вынуждены диверсифицировать рынки сбыта и увеличили долю поставок в страны Ближнего Востока и Африки.

- Сложно ли было возвращаться в регион?


- Мы сохраняли в странах Ближнего Востока и Африки небольшие объемы поставок. Поэтому это был выход не на абсолютно новые рынки. Другое дело, что любое перемещение чревато неприятностями. Но наша товаропроводящая сеть и наши дилеры справились с поставленной задачей.

- Беларусь в прошлом году переживала серьезный финансовый кризис. Насколько серьезно он отразился на вас, учитывая, что вы могли зарабатывать валюту на внешних рынках?


- С одной стороны, у нас очень большая доля экспорта, с другой – нам приходится покупать много сырья и расходных материалов за границей: часть металлолома, феропласты, электроды. Но я считаю, что в целом мы справились с кризисом, сработав с прибылью.

- А потери в курсовой разнице вас не коснулись?

- От этого никуда не денешься, мы от этого тоже пострадали. Приходилось расплачиваться по валютным кредитам, продавать валюту на бирже… До сих пор приходится гасить курсовые разницы.

- Сколько составили потери? Когда их планируете погасить?


- Я бы не стал называть конкретные цифры. Могу лишь сказать, у нас есть внутренний график, по которому мы работаем. Я думаю, что все вопросы будут сняты к концу 2013 года. Этот вопрос у нас никакой обеспокоенности не вызывает.

- Еще одна из проблем, которая называлась в вашей деятельности, это высокая кредитная нагрузка, к которой прибегали для реализации инвестпроектов. Насколько она актуальна для вас? Высока ли кредитная задолженность сейчас?

- Нагрузка есть и остается. Мы выходим на большие инвестиции. Но все инвестпроекты, которые мы планировали на 2011-2015 годы, находятся на стадии реализации. Идет стабильное финансирование, работаем по составленным графикам реализации проектов.

- Какие наиболее актуальные проекты вы сейчас реализуете?


- На ближайшую пятилетку самый крупный проект – это строительство сортового стана мощностью 700 тыс. тонн проката в год и перспективой последующего увеличения объема производства до 1 млн тонн. Этот проект позволит заводу сбалансировать производство стали с ее углубленной переработкой, а также увеличить объемы выпуска метизной продукции. Предполагается, что на экспорт будет направляться около 75% производимой продукции. При этом ее реализация на внутреннем рынке позволит полностью заместить импорт катанки и более чем на 90% удовлетворить потребность отечественных предприятий в прутках. Поставщиком технологии и основного оборудования выступает наш давний партнер - итальянская компания "Даниели". Сейчас все идет согласно инвестиционному договору, и строительство должно закончиться к декабрю 2014 года.

В октябре остановим на два месяца на реконструкцию сталеплавильную печь № 1. В ходе ремонта будет внедрена технология интенсификации выплавки стали, а также усовершенствована гидравлическая система печи с заменой стоек и консолей. Мы устраним часть выбросов, наладим кислородную конструкцию, поставим новую гидравлику и систему управления. Это самый злободневный проект, который находится под пристальным вниманием. Данные мероприятия позволят повысить производительность печи до 1 млн тонн в год, снизить удельный расход электроэнергии и электродов, сократить время плавки, улучшить качественные и эргономические показатели процесса выплавки стали.

В декабре мы хотим запустить известково-обжигательную печь № 3 по производству и обеспечению технологии известью. В процессе выплавки ее не хватает, и мы вынуждены покупать со стороны. Летом, в разгар строительного сезона, приходится завозить известь из России.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео (40.71 МБ)

- Какой объём инвестиций планируется направить на реализацию проектов?

- В ближайшую пятилетку - от 560 до 600 млн евро.

- Кстати, в 2010 году на инвестфоруме в Германии был подписан "Меморандум о намерениях строительства комплекса по производству листового и плоского проката" между БМЗ и Danieli. Общая стоимость проекта (с учетом оборудования и создания соответствующей инфраструктуры) оценивалась в 1 млрд долларов. Этот проект еще жизнеспособен, или вы от него уже отказались?

- Скажем так: проект находится на стадии обсуждения. Все-таки он довольно дорогостоящий. Организовать финансирование непросто. Если у кого-то есть свободных 1-1,5 млрд долларов, наверное, можно сразу реализовывать проект.

- Но сейчас этот проект не очень актуален для вас?


- Пока мы планируем устранить дисбаланс объемов продаж и уйти в производство продукции с более высокой добавленной стоимостью.

- По поводу источников финансирования. В этом году БМЗ был акционирован. Продажа пакета акций инвестору могла бы решить этот вопрос…

- Пока это не планируется делать.

- Тогда какую цель преследовало преобразование РУП "БМЗ" в открытое акционерное общество?


- Акционирование предприятия было предусмотрено в стратегии создания металлургического холдинга, способного объединить активы профильных предприятий.

- На днях было подписано постановление о создании холдинга "Белорусская металлургическая компания", управляющей компанией в котором станет БМЗ. До 31 декабря 2012 года под ваше крыло перейдет ряд предприятий. Какую цель преследует создание металлургического холдинга? Расширение производства?

- Действительно, дальнейшее развитие возможно только за пределами завода. Поэтому одна из причин – это географическое расширение производства и увеличение численности рабочих мест. Вместе с тем с созданием холдинга БМЗ сможет в полной мере пользоваться возникающими преимуществами, обусловленными укрупнением.

- Недавно вы перешли на электронную систему торговли. Какого эффекта добились? Довольны ли результатом?

- Пока мы отслеживаем результаты, продажи идут только два месяца. Глобальные выводы делать рано. Могу лишь сказать, что есть товары, которые необходимо продавать с выгодой, и это пока получается.

- То есть у вас получилось увеличить стоимость продукции?


- Пока получается то, что хотели. Но, повторюсь, нужно поработать хотя бы полгода, чтобы были видны результаты.

- Много говорится об успешном сотрудничестве БМЗ с мировыми шинными гигантами Continental, Мichelin, Goodyear, Pirelli и др., которым БМЗ поставляет металлокорд. Какой объём в денежном выражении приходится на мировых лидеров?

- Если свести к процентам, то где-то 58-60% наших объемов.

- Удалось ли вам заключить с ними долгосрочные контракты?


- 2008-2009 годы изменили условия, к которым мы приноровились. С экономическим кризисом возникли дополнительные проблемы с заключением контрактов. Поэтому мы пока работаем по краткосрочному принципу. Но мы с ними сотрудничаем уже не один год, у нас уже есть определенная история, поэтому мы чувствуем себя комфортно на этом рынке.

К слову, недавно у нас состоялся запуск нового агрегата бортовой проволоки, который позволит заводу в будущем увеличить годовое производство данной продукции на 15%. Уже к концу года на новом агрегате планируется произвести товарной продукции на сумму около 14,2 млн долларов. Все вами перечисленные шинные гиганты значатся в числе основных потребителей бортовой проволоки БМЗ. Эта проволока используется в производстве шин для легковых автомобилей.

- В конце прошлого года в состав вашего объединения вошло ГО "Белвтормет". Насколько система сбора металлолома в Беларуси отвечает вашим потребностям?


- В последнее время эффективность работы увеличилась. Два года назад доля белорусского лома составляла 42% от потребности, сейчас же мы выходим на 45-46%. ГО "Белвтормет" создает условия для работы в зимних условиях, потому что в этот период такого объема металлолома не соберешь. Создается буфер, который позволяет работать зимой. У каждого российского металлургического завода есть свой "втормет", потому что должна быть доля своего сырья. По некоторым оценкам экспертов, экономическая безопасность металлургических предприятий обеспечивается, если 30% поставок – доля собственного сырья. Мы работаем с "Белвторметом" в рамках одного объединения, и у нас 45%, которые обеспечивают безопасность.

- Недавно вы создали парк своих вагонов. Чем была продиктована такая необходимость?


- Учитывая то, что до 55% металлолома завозится на БМЗ с территории России и приличный объём готовой продукции (арматура) отгружается обратно в вагонах, стал вопрос по подвижному составу. Вопрос был проработан, и проект реализовался.

- Сколько вагонов составляет ваш парк?


- С учетом собственных и привлеченных - более 1 тысячи вагонов. Есть возможность увеличить их количество еще на 200 штук. Но это решение стоит обдумать, потому что надо управлять большим хозяйством: необходима загрузка туда и обратно, есть еще провозные платежи и так далее. Но пока нам этого объема хватает, чтобы закрыть все потребности: и завезти лом, и вывезти готовую продукцию.

Многие металлургические компании, в той же России, уже давно обзавелись своим парком вагонов. Мы можем более четко прогнозировать свои действия и не зависеть от каких-либо нюансов в работе железной дороги, доставляя грузы в гарантированные сроки.

- Чем была вызвана необходимость создания совместного предприятия с участием австрийской Pisec Group и швейцарского трейдера Duferco?


- Работа "БМЗ-Тубуларс", в котором 51% акций принадлежит нашему заводу, будет ориентирована на выпуск труб для нефтегазового сектора. Реализация этого проекта позволит увеличить производство трубопрокатного комплекса БМЗ и начать выпускать продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Планируемый объём продаж бесшовных труб производства БМЗ на данное предприятие может составлять до 100 тыс. тонн в год в зависимости от сортамента.

- Какова стоимость проекта? И на какой стадии сейчас находится его реализация?


- По нашим оценкам, стоимость проекта - до 90 млн долларов. Он должен быть реализован к концу 2014 года.

Проект постепенно движется. Надо еще до конца отстроить финансирование, чтобы предприятие начало нормально работать и развиваться. Сейчас идет работа по созданию баланса между прямыми инвестициями и привлеченными кредитными средствами.

- Среди местных жителей довелось слышать о БМЗ два мнения: хорошая зарплата - с одной стороны, и сложные условия труда, вредные выбросы в атмосферу - с другой. Насколько обоснованы претензии по второй части? И что на БМЗ делается для решения экологических вопросов?

- Параллельно с наращиванием объемов производства БМЗ инвестирует средства и в проекты экологической направленности. В настоящее время на БМЗ начата реализация проекта реконструкции пылегазоулавливающих установок (ПГУ) №№ 1 и 3, который в 2013 году будет реализован.

Дело в том, что основным источником выброса загрязняющих веществ на заводе являются сталеплавильные печи. Используемые ПГУ обеспечивают очистку отходящих дымовых газов от твердых веществ (пыли) и снижение выбросов оксида углерода путем его дожигания.

В текущем году мы также направим около 1 млн долларов на улучшение условий труда сотрудников. Если конкретизировать, то деньги пойдут на обеспечение сотрудников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров, выдачу молока, обеспечение смывающими и обезвреживающими веществами, стирку спецодежды.

- Возвращаясь к первой части мнения жителей Жлобина о БМЗ. Какая сейчас средняя зарплата на заводе?

- Более 6 млн рублей.

- Вы уже вышли на докризисный уровень в долларовом эквиваленте?

- Мы близки к уровню 2010 года.

- А сколько тогда было?


- Около 800 долларов.

Фото и видео: Дмитрий Белковский
-18%
-15%
-10%
-15%
0066856