Коронавирус
Выборы-2020
Задержание «бойцов ЧВК» в Беларуси


Вячеслав МЕЛЬЯНЕНКО,

На принципах доверия и контроляЗа последние 3 года уровень налоговой нагрузки на экономику снизился на 9,3%, при этом поступления в бюджет выросли

Разговор с министром по налогам и сборам Республики Беларусь Владимиром ПОЛУЯНОМ в преддверии Дня работников налоговых органов получился долгим и интересным, в нем были затронуты многие направления деятельности МНС. Руководитель ведомства рассказал, какой он видит сегодня работу налоговых служб, какие изменения в работе системы считает наиболее важными, а какие еще только ожидаются.
 
— Владимир Николаевич, что сегодня представляет собой профессиональное сообщество людей, празднующих День работников налоговых органов?

— Сегодня это высокоорганизованный, слаженно работающий коллектив. 1 января 2012 года списочная численность работников налоговых органов — я говорю о госслужащих — составляла 9456 человек. Коллектив достаточно молодой (доля работников до 40 лет составляет более 65 %) и профессионально образованный (88 % работающих в налоговых органах имеют высшее образование). Абсолютное большинство выпускников имеют профильное экономическое образование, 457 человек сейчас получают высшее образование, ежегодно около тысячи человек повышают свою квалификацию.

— Почти 10 тысяч работников налоговых органов — это много или мало?

— Полагаю, число работников налоговых органов должно быть таким, чтобы, с одной стороны, качественный уровень оставался высоким, а с другой — нагрузка равномерно распределялась между служащими. Что касается качества работы, то могу привести такую статистику: только в прошлом году инспекции МНС путем принудительного взыскания налоговых долгов и в результате контрольных мероприятий привлекли в государственный бюджет в 5 раз больше денежных средств, чем выделено из того же бюджета на содержание налоговой службы. С этой точки зрения, считаю, количество работников налоговых органов достаточное.
Или вот еще цифра, и она тоже, на мой взгляд, характеризует работу налоговых органов. Доля добровольных платежей в общих поступлениях в 2011 году выросла с 95 до 97%. Это значит, что разъяснительная и профилактическая работа среди плательщиков проводилась своевременно.
 
— За счет чего увеличивается доля добровольных поступлений?

— Это один из приоритетов в нашей работе. В современных условиях проверка каждого отдельного плательщика, во-первых, нецелесообразна, а во-вторых, невозможна с практической точки зрения. Поэтому налогоплательщику должно быть удобно и даже выгодно добровольно уплачивать в бюджет причитающиеся суммы. Ведь в любой "серой" схеме всегда таится подвох, своего рода подножка предпринимателю: он до конца не может быть уверен в эффективности работы своего предприятия. Тем более что налоговая нагрузка и структура налогов в Беларуси сегодня практически ничем не отличаются от таковых в соседних странах.
 
— Какие принципы лежат в основе контрольной деятельности? Изменятся ли они в связи с тем, что в последнее время в свою завершающую стадию вошли общественные обсуждения проекта нормативного документа, который внесет изменения в известный Указ № 510 Президента?

— В нынешних условиях приоритет в контрольной деятельности и ее совершенствовании отдан таким направлениям, как упорядочение проводимых проверок, целенаправленный отбор плательщиков и углубленная предпроверочная подготовка. Результативность оперативных проверок, которые базируются исключительно на результатах предпроверочной работы, в прошлом году и в истекшем периоде этого года составила, например, 99,8%.
 
Актуальной для налогового контроля остается задача пресечения незаконной предпринимательской деятельности, теневого и "серого" бизнеса, осуществление контроля за плательщиками в так называемых зонах риска в целях решения поставленной государством задачи по улучшению условий ведения бизнеса, обеспечению развития цивилизованных форм предпринимательства. Используя на протяжении ряда лет аналитические инструменты для оценки налоговых рисков и определяя приоритеты контроля по отраслевому признаку, налоговые органы акцентируют внимание на отраслях, в которых динамика поступлений налогов не соответствует тенденциям, наблюдаемым в экономике страны.
 
— Владимир Николаевич, не могу не спросить про то, как продвигается внедрение системы электронного декларирования?

— Мы с 1 января 2012 года сделали один очень важный шаг. С этого дня организации со среднесписочной численностью работников свыше 50 человек обязаны представлять налоговые декларации только в электронном виде. Скажу, что для того, чтобы подготовиться к этому шагу, была проведена большая организационная работа. Нужно было сделать систему электронного декларирования по-настоящему полезной для плательщика. В настоящее время плательщики имеют возможность представлять в форме электронного документа все виды налоговых деклараций (расчетов), уже сегодня практически половина коммерческих организаций представляет их в электронном виде. Система облегчает плательщикам процесс заполнения налоговых деклараций, автоматизирует процедуру их представления в налоговые органы, обеспечивает контроль правильности заполнения показателей налоговых деклараций.
Кроме того, плательщики получили возможность передавать в налоговые органы в электронном виде различного рода уведомления, заявления, обязанность представления которых установлена законодательством, другие сведения, в том числе подготовленные в табличной форме.
 
— Видимо, в связи с процессами интеграции между Беларусью, Россией и Казахстаном активизировалось международное сотрудничество…

— Да, это прежде всего работа по совершенствованию правовой базы Таможенного союза по косвенному налогообложению, которая осуществляется в рамках обсуждения вопросов взимания косвенных налогов во взаимной торговле субъектов хозяйствования Беларуси, России и Казахстана на заседаниях экспертных групп. Одним из перспективных направлений развития интеграционного сотрудничества является расширение применения электронных инструментов при взаимодействии налоговых служб государств — членов Таможенного союза.
 
— Какие из произошедших в последнее время изменений в налоговом законодательстве кажутся вам наиболее важными, значимыми?

— Изменений происходит немало, но все они направлены на улучшение условий работы субъектов хозяйствования, сокращение затрат плательщиков на исчисление и уплату налогов. С 1 января 2012 года такими изменениями стали перенос убытков на будущие периоды и ускоренная амортизация; различные меры, направленные на стимулирование высокотехнологичных производств и инновационной деятельности; совершенствование системы налоговых вычетов и упорядочение налоговых льгот по НДС. До 18 % уменьшена ставка налога на прибыль. Установлена обязанность принятия местными Советами депутатов решений об увеличении (уменьшении) ставок земельного налога и налога на недвижимость до начала налогового периода. В течение года разрешен переход с одного метода исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль на другой метод. Уменьшены ставки по упрощенной системе налогообложения. С 39 до 6 сокращен перечень бланков строгой отчетности. Сокращены административные процедуры.
 
— Как изменения в системе налогообложения способны реально помочь налогоплательщику?

— Принимаемые государством решения в сфере налоговой политики привели к тому, что только за последние три года уровень налоговой нагрузки на экономику снизился с 36,1 % до 26,8 %, или на 9,3 пункта. В прошлом году за счет снижения налогового бремени в распоряжении плательщиков осталось свыше 1,4 трлн рублей. В то же время налоговые поступления в бюджет не снижаются, растут.
 
— Можно ли сегодня с уверенностью говорить о каких-то изменениях в налоговом законодательстве, которые произойдут с января следующего года?

— В настоящее время продолжается работа по совершенствованию налогового законодательства, направленного на стимулирование деловой инициативы и добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств. В основу этой работы положены, например, такие направления, как совершенствование механизма уплаты налога на прибыль и НДС вследствие подготовки нового Закона "О бухгалтерском учете и отчетности", принятие нового плана счетов бухгалтерского учета, а также иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, основанных на международных стандартах финансовой отчетности. Будет происходить дальнейшая оптимизация сферы применения упрощенной системы налогообложения. МНС направлены Минфину предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь, предусматривающие при расчете доплаты единого налога, в зависимости от размера полученной выручки, с 2013 года снижение размера ставки налога с 8 % до 7 %, а также изменение срока уплаты единого налога до 1-го числа месяца осуществления деятельности.
-40%
-21%
-15%
-10%
-10%
-10%
-10%
-50%
-20%
-15%