Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


5 июля 2012 г. в эфире TUT.BY-ТВ состоялась очередная программа «Все о налогах TUT». Организатором программы выступает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь при поддержке ООО «ЮрСпектр».

Данная программа посвящена дню налоговых органов. В программе принял участие Наливайко Сергей Эдуардович — Первый заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь.


Скачать аудио (17.99 МБ)


Скачать видео

Как бы вы охарактеризовали систему налогообложения в Беларуси? Перестала ли за все годы развития налоговой системы фискальная сфера быть доминирующей?

Сергей Эдуардович Наливайко: Фискальная сфера уже не первый год перестала быть доминирующей. Теперь правильно применять термин стимулирующая. В качестве примеров можно привести такие цифры. Ставка подоходного налога у нас сегодня 12%. Это одна из самых низких ставок в Европе. Ниже только в Болгарии и Казахстане (там 10%), но там практически исключены все льготы, и по этой ставке платят все граждане. Наш подоходный налог 12%, но порядка 80 случаев исключений, где подоходный налог либо не уплачивается, либо предоставляются значительные вычеты. Это либо обучение детей, собственное обучение, строительство жилья нуждающимися, наличие иждивенцев у работающего гражданина.

Следующий аспект — это ставка налога на прибыль 18%. Это самая низкая ставка среди стран Таможенного союза, одна из самых низких ставок в Европе. Здесь прослеживается только стимулирующая роль. На мой взгляд, влияет также срок возврата превышения НДС — 35 дней. Это наименьший период, если сравнивать со странами Европы и Таможенного союза. Для примера приведу Казахстан: там срок возврата 180 дней только, после того как будет проведена документальная комплексная проверка субъекта, который заявил сумму к возврату. Так суммы могут приниматься только к зачету.

Притом что в РФ задекларировано порядка 90 дней, бизнесмены, которые сталкиваются с этим, знают, что получить вычет, возврат НДС нереально. В Республике Беларусь 35 дней — максимальный срок, в течение которого может быть осуществлен возврат. Зачет осуществляется в еще более ранние сроки. Эти три аспекта обычно не замечаются, все стараются обратиться внимание на те вещи, которые у нас хуже (к счастью, их все труднее находить).

С 2012 года мы ввели в НК такое понятие, как добросовестный налогоплательщик. Для него предусмотрены незначительные послабления, которые играют роль скорее психологического стимулирования. Мы вводили это понятие с целью, чтобы через диалог с бизнес-сообществом в течение года наполнить его содержанием. Мы обратились к бизнес-союзу, на сайте, в нашем журнале неоднократно обращались ко всем заинтересованным, чтобы они предложили, чем наполнить статус лучшего налогоплательщика. К сожалению, не было ни одного предложения. Я думал, что их будет под сотню, и мы выберем 5−7 самых знаковых, которые будут приятны для налогоплательщиков. Это лишний раз доказывает, что жалобы на то, что у нас все плохо, это демагогия. Да, не все совершенно, и есть к чему стремиться. Мы это знаем, но ни в коей мере нельзя говорить, что наша система налогообложения самая плохая.

Бизнес-сообщества предлагают формулу 15% — Фонд социальной защиты, 15% — налог на прибыль и 15% — НДС. Но тогда почему не сделать все по 10%? Обоснуйте, почему именно 15%. Даже страны с сырьевой экономикой (Казахстан и Россия) не могут позволить себе такой вольности обращения с налоговым законодательством. Я считаю, что нынешние налоговые ставки оптимальны. Они являются стимулирующими и позволяют бизнесу развиваться.

Такая система формировалась не один день. Как все начиналось? Когда вы поняли, что нужно поворачиваться лицом к налогоплательщикам?

Сергей Эдуардович Наливайко: В стратегии развития налоговых органов не только Беларуси, стран Таможенного союза, но и стран ЕС и международных сообществ принято выстраивать партнерские отношения. Нельзя контролировать всех и каждого. Подавляющая часть налогоплательщиков законопослушная. Белорусы более законопослушны по сравнению с россиянами, украинцами и поляками. Об этом говорит статистика исполнения налогового законодательства: у нас порядка 7% погашают свои обязательства не в срок.

Весь мир повернулся к выстраиванию конструктивного диалога с плательщиком, к формированию таких взаимоотношений, которые были бы удобны и понятны для обеих сторон. Очень важно четко и единообразно прописывать законодательство, чтобы оно было понятно для всех. Поверьте мне, при проведении проверок налоговику меньше всего хочется вступать в конфликты. При внесении изменений в законодательство мы настаиваем на том, чтобы все нормы, которые входят в НК, толковались однозначно, понятно и единообразно.

Я думаю, последние 7 лет мы развернуты к налогоплательщику лицом. Но это не значит, что мы столько лет шли в другую сторону. Давайте вспомним время, когда происходило формирование налоговой системы, когда наша страна стала независимой. Был развал союза, хаос, и он был в головах у людей. Люди не знали, что такое платить налоги, потому что была советская система распределения. Какие-то налоги начислялись и тут же удерживались. У субъекта хозяйствования не было понятия, что значит платить налоги, поэтому и не было налоговой инспекции. Постепенно эту культуру необходимо было прививать, поэтому на первом этапе контрольная функция была доминирующей.

К тому же система строилась с нуля. Нельзя списать ее под копирку с другой страны: она выкристаллизовывалась, вызревала. Каждая страна должна пройти свой путь, и я считаю, что мы идем довольно быстрыми темпами. Кто-то скажет, что нас опережают соседи, но у нас своя специфика, и мы не можем снизить ставки на основные налоги, как это сделал Казахстан. У них сырьевая экономика, есть нефть, практически вся таблица Менделеева, и в случае чего они могут за этот счет пополнить свой бюджет. Мы можем конкурировать на международном рынке только за счет трудолюбия и таланта наших граждан.

1 января 2012 вступили в силу основные изменения в налоговом законодательстве. На что направлены эти изменения? Почувствовала ли экономика какое-то облегчение в связи с ними?

Сергей Эдуардович Наливайко: Я думаю, экономика почувствовала облегчение, и косвенным доказательством этому служит аттеризация экспортной деятельности наших субъектов хозяйствования. Впервые за многие годы внешнеторговое сальдо у нас положительное. Некоторые моменты здесь заслуживают особого внимания. В первую очередь это снижение ставки налога на прибыль до 18%. Основным приоритетом государства является развитие инновационного производства, поэтому была принята норма, по которой производство инновационной продукции облагается ставкой налога на прибыль в размере 0%.

Нельзя обойти вниманием либерализацию налоговых вычетов, которые итак наиболее либеральны по сравнению с Европой. Лучше только Эстония: у нее порядка 16 дней. Эти факторы подчеркивают стимулирующую роль налоговой системы. Она не является барьером.

Если судить по налоговой нагрузке, которая отличается от налоговых ставок, то у нас она еще более развернута в сторону бизнеса. Мы анализировали налоговую нагрузку по видам деятельности — станкостроение, горнодобывающая промышленность, торговля, сфера услуг. Мы считаем налоговую нагрузку без Фонда социальной защиты: берется сумма уплаченных налоговых платежей к сумме выручки. При таких расчетах налоговая нагрузка в этих сферах ниже, чем в РФ. Поэтому некорректно говорить, что наша экономика неконкурентоспособна из-за того, что у нас высокие налоги.

Мы уже существуем в Едином экономическом пространстве. У каждой страны своя налоговая система. Насколько гармонично они сосуществуют?

Сергей Эдуардович Наливайко: На мой взгляд, очень гармонично. Порой я слышу мнения о необходимости унификации налоговых систем, налоговых ставок между Казахстаном, Россией и Беларусью. Это неправильный подход, потому что у нас разная структура экономики. В странах ЕС, которые уже не один год живут в едином пространстве, нет единых ставок и единого законодательства.

Есть основные принципы, которые касаются субъектов хозяйствования. Для субъектов Таможенного союза они тоже существуют, они касаются уплаты косвенных налогов. Есть соглашение о косвенном налогообложении. Конечно, на наш взгляд, оно отстало от развития технологий современного мира, потому что заявление, а также подтверждение, что твой контрагент в России или Казахстане уплатил НДС, необходимо предоставлять на бумажном носителе. На сегодняшний день ведется плотная работа с нашими коллегами в России и Казахстане, чтобы была возможность предоставить эти заявления в электронном виде. Технически это выполнимо, так что сегодня стоит вопрос лишь о том, чтобы внести эти изменения в законодательство.

Некоторые говорят, что у нас НДС выше, чем в России и Казахстане, и это сдерживает взаимодействие наших субъектов со странами Таможенного союза. Я не понимаю, каким образом это может влиять: при поставке продукции на рынки РФ или Казахстана Республике Беларусь предоставляется нулевая ставка, а там НДС уплачивается по ставкам той страны, где осуществляется продажа. Точно так же к нам сюда поступает продукция Казахстана или РФ. Они получают нулевую ставку НДС, а здесь уплачивают 20% — такую же ставку, как наши субъекты хозяйствования.

И потом, НДС — это косвенный налог, который платят граждане. Производитель не несет затрат. Он берет наши с вами деньги и транзитом перекладывает их в бюджет.

Есть ли в налоговых системах наших стран-соседей что-то, что мы можем позаимствовать в качестве положительного опыта?

Сергей Эдуардович Наливайко: Есть аспекты, которым надо учиться, и мы уже идем по этому пути. Наши соседи далеко ушли от нас в плане информатизации налоговых органов и электронного взаимодействия с плательщиками. Хотя есть направления, где мы выбрали более совершенные и правильные технологии, благодаря тому, что позже встали на этот путь. Допустим, такое понятие, как электронная цифровая подпись (ЭЦП). На сегодняшний день многие задумываются, дорого это или нет. Но мы предлагаем заплатить определенную цену и получить ЭЦП, которая гарантирует конфиденциальность передаваемых тобой данных. Ты можешь передавать информацию по незащищенным каналам, но никто не гарантирует, что она не станет достоянием общественности. Система действует с 2009 года, но стоимость ее снижалась уже неоднократно. В связи с тем, что увеличивается количество абонентов, этот процесс будет продолжаться.

Второе направление, которое нам еще надо совершенствовать, это взаимодействие с плательщиками в электронном виде. Это создание личного кабинета. Здесь далеко вперед ушли россияне, казахи. Особенно далеко в плане консультации налогоплательщика и взаимодействия с ним ушел Азербайджан. Сейчас мы с большим интересом изучаем опыт Азербайджана по созданию колл-центра. С 1 июля 2011 года мы создали свой колл-центр в Министерстве по телефону 229−79−79, на протяжении года он функционировал только для консультирования физических лиц. С 4 июля мы подключили к колл-центру индивидуальных предпринимателей. Если все будет нормально, я 1 января 2013 года мы планируем подключить к нему все субъекты хозяйствования (то есть смогут обращаться и юридические лица).

Но мы пока не достигли того уровня взаимодействия, как в Азербайджане. Мне симпатичен макет, когда определенные вопросы можно выяснять круглосуточно в интерактивном режиме. Если вопросы более узкие, то будет работать оператор, у которого будет компьютерная база данных, и он сможет проконсультировать по налогам, ставкам, задолженности.

В ближайшей перспективе создание инициативного центра рассылки информации. Допустим, вы являетесь владельцем объекта недвижимости. В начале года вам вручают платежное извещение о том, что необходимо заплатить налог на этот объект недвижимости. Срок уплаты — 15 ноября. Не удивительно, что к этому времени можно забыть. Система ежемесячно (или как вы будете готовы) будет отправлять сообщения на мобильный телефон или адрес электронной почты. Если вы не уплатили, вам ежедневно (или как будет настроена программа) будут напоминать об этом, сообщать, какая у вас пеня и какой будет штраф. Это основные моменты, которым мы будем учиться.

А чему мы можем научить наших соседей?

Сергей Эдуардович Наливайко: Многому. В первую очередь у нас в министерстве очень сильные специалисты информационных технологий. С кем бы мы ни общались, все отмечают этот потенциал. Наши соседи могут поучиться у нас и учатся взаимодействию между государственными органами, исполнению законодательства. Во многих странах нормы задекларированы в нормативных документах, но они просто не выполняются. В ходе общения с коллегами из других стран я вижу, что их интересует, поэтому так считаю не только я.

Международные эксперты оценили реформы в сфере налогообложения как способствующие улучшению условий ведения бизнеса. Беларусь в рейтинге Всемирного банка Doing Business-2012 по показателю налогообложения продвинулась на 27 позиций вперед и заняла 156 место. Какие меры способствовали этому продвижению? Что вы делаете для того, чтобы двигаться дальше?

Сергей Эдуардович Наливайко: Эти меры предпринимаются уже на протяжении многих лет. Мы не в одночасье поднялись на 27 позиций в рейтинге. Основные меры — это сокращение периодичности платежей, внедрение электронного декларирования, отмена очень многих платежей, и оптимизация налоговых ставок. Когда мы начинали заниматься реформой, количество платежей у нас превышало 600 в течение года. На сегодняшний день их 18.

Основной нашей задачей сегодня является сокращение времени, затраченного нашими плательщиками на взаимодействие с налоговыми органами. Эксперты Всемирного банка при составлении рейтинга берут три индикатора: налоговая нагрузка, количество платежей и время, затраченное на составление отчетности и осуществление платежей. По количеству платежей мы достигли уровня европейских стран. По налоговой нагрузке, мы считаем, у нас тоже оптимальные параметры. Наш показатель несколько выше стран Европы за счет Фонда социальной защиты. Из общей налоговой нагрузки 62,4% Фонд социальной защиты занимает более половины.

Третий аспект — сокращение времени. На наш взгляд, это и есть тот резерв, над которым необходимо работать. Этот вопрос я бы разделил на две части. Во-первых, надо совершенствовать электронное взаимодействие с плательщиком, что сократит время общения с налоговыми органами. Но я считаю, оценка была не совсем объективна, потому что у нас 18 платежей, а в Украине более ста платежей в год, а количество часов отличается на 5−7.

Как складываются эти часы? Идет опрос субъектов хозяйствования. В прошлом году провели анонимный опрос среди субъектов хозяйствования Минска. Взяли сопоставимые параметры: численность, вид деятельности, выручка. У первой десятки фирм количество часов, затрачиваемых на расчет и уплату налогов, не превышает 50 часов. У второй десятки — более 900 часов. Такой значительный разрыв говорит в первую очередь о компетентности бухгалтерской службы. Также это может значит, что не все правильно поняли методику расчета и для расчета налогов указывают всю свою работу: и по начислению зарплаты, и по сопровождению хозяйственной деятельности. Если субъекту хозяйствования не надо платить налоги, ему все равно нужно видеть результаты своей финансовой деятельности. Для этого надо осуществлять какие-то операции, и они занимают львиную долю времени. Но некоторые почему-то считают, что это необходимо для налоговой инспекции.

Я думаю, если улучшить электронное взаимодействие и с нашей стороны, и со стороны плательщика, мы выполним задачу, которую ставит нам правительство — выход в 2015 году на 70-е место.

Вы уже упоминали ЭЦП и то, что внедряются новые технологии. Какие именно? На что они направлены?

Сергей Эдуардович Наливайко: Технологии направлены на упрощение взаимодействия плательщика с налоговыми органами. В первую очередь это бесконтактный метод подачи декларации и взаимодействия с налоговой инспекцией. Допустим, для получения каких-то справок или сведений о состоянии расчета с бюджетом, получения справки об отсутствии задолженности нет необходимости посещать налоговую инспекцию.

Как это работает на примере?

Сергей Эдуардович Наливайко: ИП приобретает ЭЦП. Кстати, с 1 июля подключение стоит 480 тыс. руб. на два года. Если разделить на 24 месяца, получается порядка 20 тыс. руб. в месяц. Это незначительная сумма для бизнеса. Чтобы ИП сегодня подать декларацию, ему нет никакой необходимости посещать налоговый орган. Срок подачи бумажной декларации числа ограничен временем работы налоговой инспекции — до 20.00 часов. К тому же во время заполнения электронной декларации компьютер обозначает ошибки. Чтобы это осуществить, на компьютер необходимо установить специальное ПО. Так как эта программа находится в процессе доработки, она довольно часто изменяется. Это вызывает справедливое недовольство плательщиков. Сейчас мы работаем над тем, чтобы была возможность передать декларацию из любого места, где есть доступ в интернет, даже из интернет-кафе. Допустим, вы находитесь на отдыхе за рубежом. Вы можете выйти в интернет и отправить декларацию. Я думаю, со следующего года это будет реально.

Также мы планируем, что со следующего года заработает такая услуга, как личный кабинет. У обладателей ЭЦП будет возможность создать свой личный кабинет. Там сможет храниться его конфиденциальная информация, вплоть до того, что он будет получать консультацию на свои вопросы в электронном виде. Все это направлено на то, чтобы сократить время и издержки налогоплательщиков, чтобы они не тратили время на дорогу. Сейчас в налоговой инспекции нет очередей, и некоторые задаются вопросом, зачем им в таком случае ЭЦП. Но мы не заинтересованы, чтобы люди посещали инспекцию, потому что это своего рода профилактика коррупционной составляющей. Лучше дистанционное общение.

А если человеку комфортнее пообщаться с инспектором?

Сергей Эдуардович Наливайко: Никто его не ограничивает, он может прийти в инспекцию. Но в Минске у одного инспектора порядка 500−600 предпринимателей на одном участке. Где гарантия, что он сможет уделить всем время. Очередей нет, но есть текущая работа. Хотя благодаря электронному декларированию и оптимизации периодичности подачи расчетов, уплаты платежей, нет той нагрузки, которая была раньше. Всегда можно прийти не только к своему инспектору, но и в крупные районные инспекции. Во всех инспекциях Минска есть отделы консультаций, где можно пообщаться по любому вопросу. В этих отделах работают наиболее компетентные специалисты, поэтому излишне стремление направить свой запрос обязательно в министерство.

Можно ли будет когда-нибудь подать налоговую декларацию со смартфона?

Сергей Эдуардович Наливайко: Если мы говорим про смартфон как про устройство, которое обеспечивает выход в интернет, то никаких проблем. Это можно будет сделать, когда на смартфон будет установлена программа. Когда будет реализована возможность подачи декларации через портал, ПО будет на портале, и программа на самом смартфоне будет не нужна. Думаю, это будет возможно с января 2013 года. Поверьте, все конструктивные замечания не остаются без внимания. К сожалению, нельзя все устранить в одночасье: система довольно сложная, и она поэтапно дорабатывается. К тому же вещи, связанные с интернет-технологиями, информационным обеспечением, довольно дорогие. Но я должен поблагодарить наших коллег из Министерства финансов, которые понимают это и поддерживают нас в стремлении к улучшению. В принципе, все наши обоснованные просьбы удовлетворяются.

В начале вы сказали, что при реализации статуса лучшего налогоплательщика со стороны самих плательщиков не поступило ни одного предложения по этому поводу. Не говорит ли это о том, что у нас недостаточно высокая налоговая культура? Люди просто не знают, что спросить? Как вы в принципе оцениваете налоговую культуру наших налогоплательщиков?

Сергей Эдуардович Наливайко: Смотря что вкладывать в понятие налоговая культура. В США есть поговорка — налоги и смерть неизбежны. У нас такого понятия нет, значит, и в таком виде налоговой культуры у нас тоже нет. Если говорить о законопослушности, то у нас порядка 93% налогоплательщиков своевременно и в срок исполняют налоговое законодательство. Большинство — законопослушные плательщики. Цифры высокой эффективности контрольных мероприятий говорят о том, что мы научились проверять только тех, кто допускает правонарушения. Если плательщик не допускает правонарушений, он может не проверяться несколько лет. Именно на это и направлена наша работа.

Конечно, во всеобъемлющем понятии налоговой культуры у нас нет, но она формируется, и она гораздо выше, чем в некоторых сопредельных странах. По сравнению с тем, что было 20 лет назад и что есть сейчас, подвижки значительные. Наше министерство, Министерство экономики и финансов прорабатывают с Министерством образования факультативный курс экономической грамотности. Динамика прослеживается положительная.

Факультатив, который вы только что упомянули, только в планах?

Сергей Эдуардович Наливайко: Он будет введен с сентября текущего учебного года.

Вы прививаете налоговую культуру с 90-х годов. Что конкретно вы делаете, чтобы люди понимали, что налоги, как и смерть, неизбежны?

Сергей Эдуардович Наливайко: В первую очередь, налоговые органы честно и добросовестно выполняют те функции, которые на них возложены. Чтобы гражданин платил налоги, он должен понимать, на что они расходуются и что при осуществлении сбора налогов соблюдается принцип справедливости. Налоговые органы пресекают все возможности недобросовестной конкуренции. Это демонстрирует, что зло не остается безнаказанным и тоже стимулирует плательщиков. Последние 5−7 лет идет тесное конструктивное общение, и мы позиционируем себя как своего рода сервисную компанию, которая помогает плательщику соблюдать законодательство.

Каким образом?

Сергей Эдуардович Наливайко: Есть колл-центр, отделы консультации, семинары, ведется работа через СМИ. Все эти шаги ведут к формированию налоговой культуры. К тому же граждане становятся более социально ответственны и начинают понимать, что если они или кто-то другой не заплатит налоги, у них не будет хороших дорог, школ. Есть масса предпринимателей, которые платят огромные суммы налогов, и у них нет никакого сожаления по этому поводу. Они испытывают чувство гордости, это дает определенное чувство сопричастности к своему народу, истории, стране. Они могут посчитать, сколько километров асфальтовых дорог можно положить и сколько школ можно построить на их налог. Может, хотелось бы, чтобы процесс шел быстрее, но нельзя торопить историю. Результаты есть, и они не могут не радовать.

Предыдущие семинары и программы:

28.05.2012 Онлайн-семинар «Экологический налог»
14.05.2012 «Всё о налогах TUT»: Какие налоги уплачивает индивидуальный предприниматель
16.04.2012 Онлайн-семинар «НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»
19.03.2012 «Всё о налогах TUT»: Налог на доходы иностранных организаций
05.03.2012 Онлайн-семинар «Уплата налога на прибыль по итогам года: не допустить ошибок»
20.02.2012 Онлайн-семинар «Изменения в налоговом законодательстве: налог при УСН, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог»
06.02.2012 «Всё о налогах TUT»: Декларирование доходов и имущества
23.01.2012 Онлайн-семинар «Изменения в налоговом законодательстве: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость»
19.12.2011 «Всё о налогах TUT»: Изменения в Налоговом кодексе Республики Беларусь
05.12.2011 «Всё о налогах TUT»: Налоговые проверки
21.11.2011 «Всё о налогах TUT»: Налоговое законодательство. Теоретические и практические наработки
08.11.2011 «Всё о налогах TUT»: Земельный налог и налог на недвижимость
24.10.2011 «Всё о налогах TUT»: Имущественный налоговый вычет по подоходному налогу на строительство или приобретение жилья
10.10.2011 «Всё о налогах TUT»: Прием наличных денежных средств и использование кассового оборудования
26.09.2011 «Всё о налогах TUT»: Что дает система электронного документооборота
12.09.2011 «Всё о налогах TUT»: О сложностях «упрощенки»

-40%
-20%
-20%
-20%
-21%
-20%