1. «Рома чернел у меня на руках». История Кати и ее сына, который проглотил средство для очистки труб
  2. «Обойти санкции легко, было бы желание». Что значит сокращение поставок российской нефти в Беларусь?
  3. Возле метро «Михалово» построят 19-этажку. А где там нашлось место?
  4. В прокуратуру Германии подали заявление о совершении Александром Лукашенко «преступлений против человечности»
  5. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  6. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  7. С 5 мая Nivea под запретом. Посмотрели, убрали ли эту косметику с полок магазинов
  8. Страны «Большой семерки» призвали власти Беларуси провести новые выборы
  9. «Не было у него умысла». Наехавшего на пятерых силовиков водителя BMW начали судить повторно
  10. Официальный представитель ЕС рассказал о том, почему пока не приняли четвертый пакет санкций
  11. «Они хотят убить президента и думают, что народ тут аплодировать им будет?» Лукашенко встретился с Додоном
  12. Стали известны финалисты футбольной Лиги чемпионов
  13. В прокуратуру Германии подали заявление на Александра Лукашенко. Юрист объясняет, что это значит
  14. Из-за длинных майских выходных скорректировали график выплаты пенсий и пособий
  15. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  16. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  17. «Здоровой женщине не нужно ничего высчитывать». Гинеколог — о признаках овуляции
  18. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  19. В Гомеле вынесли приговор директору местного филиала Белгазпромбанка, которого судили за «взятки от друзей»
  20. Власть говорит, диктатура и порядок показали эффективность в АПК. А что говорят статистика и эксперты?
  21. «Ошиблись в выборе профессии». Лукашенко лишил званий более 80 бывших силовиков
  22. Татьяна Маринич — о потенциале белорусской нации, экономике и муже, который 20 лет назад баллотировался в президенты, а попал в тюрьму
  23. Генпрокуратура направила «дело Тихановского» в суд. И кое-что рассказала про 900 тысяч долларов
  24. «Если бы не сиденья, то в поезде понравилось». Пассажиры «Ласточки» — о том, как ехали из Минска в Москву
  25. «Удивило, что здесь едят котлеты на завтрак». История артиста балета Эвена, переехавшего из Франции
  26. Внимание! На четверг объявлен оранжевый уровень опасности
  27. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  28. Почему появляются родинки? Онколог объясняет простыми словами
  29. «Трешки» на «первичке» подешевели на 13,8%. Что происходило в первом квартале на рынке квартир
  30. Огонь лихорадочный, в основном по своим. Власти грозят контрсанкциями и даже решились деликатно ущипнуть обидчика. Мнение


/

Транспортно-логистический центр под Раковом имел все шансы стать образцово-показательным проектом. История началась в 2007 году. Развитие логистики – перспективнейшая сфера, транзитный потенциал страны явно недоиспользован, ЕЭП на пороге, что делает перспективы еще более заманчивыми. Да и за реализацию проекта взялись лучшие из лучших. Союз оказался идеальный: крупный литовский логист "Вингес терминалас", известный литовский строитель с многолетним опытом в Беларуси "Алвора", авторитетнейший белорусский перевозчик "Белинтертранс". Но как только строительство ТЛЦ завершилось, идиллия закончилась. Дело оказалось в суде, а его участники заговорили о "завуалированном рейдерском захвате бизнеса СООО "Белвингеслогистик". Кто и что захватывает - TUT.BY попытался разобраться.

Скандал и развод

На "развод", то есть в Хозяйственный суд Минской области, подали литовские участники проекта, требуя исключения белорусского ООО "Белинтертранс" из числа участников СООО "Белвингеслогистик". Список "прегрешений" партнеры перечисляют более чем внушительный. "Все претензии сводятся к тому, что "Белинтертранс" постоянно не исполняет свои обязанности участника, а также нарушает права иных участников Общества. Более того, его действия направлены на причинение ущерба Обществу, доведение его до крайне тяжелого финансового состояния..." - рассказал TUT.BY генеральный директор ЗАО "Алвора" Николай Колесник.

Странное поведение для крупнейшего белорусского автомобильного перевозчика и его владельца Вячеслава Довнара, ветерана этого бизнеса, члена Совета по развитию предпринимательства при президенте, получившего из рук президента медаль "За трудовые заслуги". К самому Довнару мы тоже обратились за разъяснениями.

"Это было похоже на нападение без объявления войны. Буквально вчера мы вели переговоры с директором Vinges Terminalas, спокойно, доброжелательно, а на следующий день мне приносят определение Хозяйственного суда о том, что подан иск об исключении меня из общества, подписанный им же и Колесником – директором "Алворы". Тут же мне вручают и определение суда об аресте моей доли в обществе. Я был просто в шоке! - эмоционально рассказывает Довнар. - Раньше я думал, что такие схемы возможны только в России девяностых! Да и разве по-партнерски это – кофе пить с человеком, о будущем с ним рассуждать, зная, что два месяца назад ты на него такое в суд написал и скоро ему принесут повесточку…". Претензий к партнерам у него тоже оказалось немало.

У истоков

А начиналось все еще в 2007 году и вполне мирно. В Беларуси создали Совет по предпринимательству, была поддержка президента, а проектов оригинальных было мало. Тут и возникла идея создания транспортно-логистического центра. Опыта в логистической сфере нам не хватало, и так на горизонте возник Vinges Terminalas. Землю без аукциона можно было получить только в исключительных случаях. "Я лично сам прошел весь путь согласований: председатель сельсовета, райисполкома, губернатор, и дальше… Все должны были согласиться на выделение земли без аукциона", - перечисляет Довнар. В итоге в июле 2008 года указом президента белорусско-литовское предприятие получило 10 га земли под транспортно-логистический центр возле Ракова. Был заключен инвестиционный договор. Правительству поручалось разработать программу развития логистики. С этого момента новое для Беларуси слово зазвучало на самом высоком уровне.

Вскоре первые проблемы обозначил тогда не добравшийся до Беларуси мировой кризис. "Литовский партнер, - рассказывает Довнар, - заявил, что столкнулся с финансовыми проблемами. И тут с подачи белорусского посла в Литве, господина Дражина, появился вариант с привлечением в проект литовской "Алворы". На словах речь шла о том, что они готовы вложить в реализацию проекта 9 млн евро живых денег. Так нас и стало трое".



На первых порах локомотивом проекта оказалась "Алвора": стройка – их стихия. В послужном списке компании в Беларуси ледовые арены в Барановичах и Пружанах, рыбоперерабатывающий комплекс "Санта-Бремор" в Бресте, низкотемпературный комплекс "МакДоналдс".

"Мы согласились и решением общего собрания участников согласовали "Алвору" еще и генподрядчиком строительства ТЛЦ, утвердили договор с ней. Правда выяснилось, что денег своих построить весь объект "Алвора" не даст . Vinges Terminalas тоже заявил, что у него финансовые проблемы – придется брать кредит. И не "Алворе" – а самому обществу "Белвингеслогистик", и не в Литве, как это можно было предположить исходя из невысоких европейских ставок, а в Беларуси. И не в белорусских рублях, а в евро. Я тогда уже подумал – зачем нам такие иностранные инвесторы – сами бы взяли кредит в белорусском банке", - продолжает Довнар.

Кто кому должен?

Литовские партнеры заверяют, что выполнили все принятые на собраниях и предусмотренные законодательством обязательства. "Можно сказать, что обязательства выполнены даже сверх того, о чем все участники договаривались, и продолжают выполняться в полной мере", – подчеркнул Колесник. Он отметил, что одним из условий Белгазпромбанка при получении кредита было предоставление участниками средств в размере не менее 1,17 млн евро от каждого, и "Алвора" внесла больше других партнеров, 1,4 млн евро.  
 
"Кроме этого, нельзя не упомянуть про то, что "Алвора" выполняла функции генерального подрядчика при строительстве ТЛЦ и долг Общества перед компанией за выполненные услуги на сегодняшний день составляет 2,463 млн евро", - заявил Колесник.

"Строила "Алвора" через представительство, открытое в Беларуси, - говорит Довнар. - Потом только я понял, какая получилась схема - все деньги, которые я внес как вклад в уставный фонд и в виде займов обществу, а также полученный нашим обществом валютный кредит стали плавно уходить в Литву – на счета "Алворы", такой вот круговорот вещей в природе".

"А потом денег "Алворе" стало не хватать. Пришли и говорят: не хватает на завершение строительства, нужно еще скинуться участникам, нужно еще кредит взять… В какой-то момент я сказал – стоп. Я дам еще денег, но покажите документы - почему нужны еще деньги? Я посчитал, что с учетом того, что участники скинулись и общество взяло кредит, получилось уже порядка 10,5 миллионов евро, а договор мы с "Алворой" подписали на 9,065 млн евро. Так зачем еще деньги?", - продолжает белорусский участник.

Тут и разгорелся конфликт: Довнар требовал документы, обосновывающие рост стоимости ТЛЦ, которые, по его словам, не были предоставлены. Литовские участники настаивали, что его недофинансирование препятствует деятельности общества. "Я тогда впервые почувствовал что-то неладное. Решил обратиться в юридическую фирму, чтобы специалисты разобрались, что к чему", - объяснил Довнар.

Юристы разобрались. Оказалось, рассказал Довнар, сметы на строительство ТЛЦ нет, цена договорная и Общество "Белвингеслогистик" уже четыре раза успело передоговориться с "Алворой" об увеличении этой договорной цены. По последнему дополнительному соглашению сумма платежа "Алворе" выросла до 12 800 144 евро, то есть почти на 4 миллиона евро по отношению к изначально согласованной цене.

"Юристы объяснили мне, что "Алвора" является аффилированным лицом общества и каждое допсоглашение по увеличению цены договора с ней должно было быть одобрено всеми незаинтересованными в сделке участниками общества, а не просто подписано директором. Я как участник общества этих допсоглашений вообще не видел", - разводит руками Довнар.

"Начал разбираться с остальными документами: если дверь, например, стоит 100 долларов, то они покупают по 140! Если импортное оборудование можно было купить напрямую на "БелВингесЛогистик", то "Алвора" закупала на себя и потом сама ввозила в Беларусь. И после этого они меня обвиняют в недофинансировании? В противодействии деятельности общества? А какая польза обществу от того, что я дам еще денег? Ведь все деньги тут же транзитом уйдут в Литву по накатанной схеме. Я поддерживать такие решения не намерен", - отрезал он.

Литовская сторона уверяет, что "в начале строительства, когда не была полностью разработана проектная документация, невозможно было определить полную стоимость строительства и по мере разработки проектной документации стоимость строительства увеличилась, и об этом были проинформированы все участники Общества". Сейчас, по словам Колесника, стоимость объекта составляет 142,5 миллиарда рублей. Но белорусский участник с такой оценкой не согласен - "на этапе бюджетирования инвестпроекта цена была согласована с "Алворой" твердая и превышать ее не имели права".

Стройка закончилась, а проблемы - нет

Со скрипом, но в декабре 2011 года первую очередь логистического центра сдали. Однако пока вокруг новенького здания не очень людно. Литовские партнеры сетуют, что "Белинтертранс" блокировал согласование договоров аренды с арендаторами и "фактически шантажировал литовских участников, вынуждая сдать ТЛЦ в аренду целиком самому себе".



"Белинтертранс" пытается сосредоточить в своих руках оперирование ТЛЦ и оказывать спектр высокодоходных логистических услуг, лишив этой возможности само Общество и оставив Обществу лишь доходы от сдачи ТЛЦ в аренду. Все это еще раз говорит о цели "Белинтертранса" сосредоточить в своих руках бизнес по эксплуатации ТЛЦ, "выдавив" из него как само Общество, так и литовских участников", - аргументирует Колесник.

Довнар отмечает, что он предложил за арендуемый метр цену большую, чем иные претенденты – ему и сдали большую часть ТЛЦ. "Я за несколько месяцев аренды заплатил уже порядка 300 000 евро Обществу, в котором сам учредитель. Да и какие претенденты, уважаемые компании, когда посмотрели, какая тут ситуация, сами все отказались", - объясняет он.

Белорусский участник также настаивает на том, что к самому построенному складскому корпусу есть много замечаний. TUT.BY обратился к Александру Елисеенко, генеральному директору компании "ЦОЛЛБЕЛ", которая уже полгода ведет переговоры об использовании площадей ТЛЦ для оказания таможенных услуг. "Мы высказали много замечаний по поводу принятых объемно-планировочных решений. У склада, заявленного как склад категории "А", рабочая высота не соответствует заявленной - он на 2 метра ниже, чем наши аналогичные склады в России. Используемые металлические связи между колоннами не позволяют рационально использовать весь рабочий объем склада. Как технический специалист считаю, что допущено много технических ошибок. Сейчас проводится независимая экспертиза, которая позволит дать заключение о качестве проектных решений и строительства".



В настоящее время Хозяйственным судом Минской области производство по делу приостановлено, материалы переданы в Высший Хозяйственный Суд для проведения примирительной процедуры. "Примирительная процедура проводится на высоком качественном уровне, примирителем сделан ряд конструктивных предложений участникам по возможным концепциям завершения данного спора соглашением о примирении. Сейчас участники их обдумывают, - рассказал TUT.BY старший партнер Юридической группы "АргументЪ" Денис Алейников, представляющей интересы "Белинтертранс" в споре с литовскими участниками. - Считаю, что положительное разрешение данной ситуации в примирительной процедуре зависит прежде всего от воли литовских участников, ведь по данной категории дел у ответчика практически нет места для маневра. В случае если процедура закончится непродуктивно, я не исключаю возможность предъявления нашим клиентом аналогичных исков об исключении к некоторым уважаемым литовским компаниям, а также ряда исков к ним же по иным основаниям".

Взаимные претензии партнеров многочисленны и труднопреодолимы. Если дело не закончится мировой, судебные разборки могут затянуться на годы. Что же будет с этим знаковым объектом? Довнар отказываться от актива не намерен и полон решимости отстоять свое детище: "Если кто-то готов мириться с такими подходами "Алворы" к работе, то я - нет, я пойду до конца, но докажу, кто тут инвестор, а кто - лжеинвестор. Имя свое чернить упреками в недофинансировании я никому не позволю", - заявил Довнар.

"Я больше миллиона евро вложил в этот ТЛЦ, да что там деньги, я душу свою вложил в этот проект, от начала и до конца. У меня есть гордость – полученный в 1986 году патент № 1 на грузоперевозки в Беларуси. Я патриот и этот проект, этот ТЛЦ, я видел флагманом белорусской логистики. А теперь, когда построили, получается, – всё литовцам, а меня, белоруса, на улицу выкинуть? Не нужен больше? - сетует Довнар.

"Я людям на селе работу даю, у меня сейчас в деревне Касынь в группе компаний 600 человек работает. В логистическом центре будут до 400 человек работать, в основном – местное население, жители Ракова, Ивенца и Воложина. Им негде работать! Надо начинать строить вторую очередь ТЛЦ, Volvo планирует – я выиграл тендер – в Ракове строить первый суперсовременный сервис Volvo для грузовых автомобилей. Мне дают на это деньги!" - обозначает перспективы Вячеслав Довнар.

А пока вчерашние партнеры и их юристы готовятся к судебным разборкам, возникает вопрос, грамотно ли в Беларуси организована работа с иностранными инвесторами и насколько при этом оказываются защищены инвесторы отечественные. Впрочем, до этого нет дела жителям Ракова и окрестных поселков, которые надеются на новые рабочие места и ждут начала полноценной работы такого нужного району и городу объекта.





 
-24%
-40%
-50%
-20%
-5%
-20%
-5%
-10%
-20%
-80%
0069757