1. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  2. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  3. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  4. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  5. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  6. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  7. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  8. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  9. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  10. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  11. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  12. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  13. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  14. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  15. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  16. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  17. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  18. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  19. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  20. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  21. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!». Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  22. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  23. Акции в честь 8 Марта и заседание МОК по Беларуси. Онлайн дня
  24. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  25. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  26. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  27. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  28. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  29. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  30. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?


Дмитрий ЗАЯЦ,

Межведомственная группа во главе с вице-премьером Сергеем Румасом должна представить до конца июня проект прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2013 год и основные параметры на 2014-2015 годы. Интернет-газета Naviny.by решила выяснить, какие сценарии экономического развития страны возможны в будущем году. По мнению экспертов, сегодня можно выделить три экономических пути, по одному из которых может пойти страна.

Прыжки в огонь и холод

Риторика высокопоставленных госслужащих подразумевает, что страна должна неуклонно следовать путем, который закреплен в пятилетней программе социально-экономического развития. В этом состоит первый возможный сценарий.

Его реализация подразумевает, что страна должна добиться в ближайшие годы беспрецедентных темпов экономического роста. Напомним, что, согласно программе социально-экономического развития на 2011-2015 гг., рост ВВП за пятилетку должен составить не менее 62%.

Чтобы достичь программных задач, ВВП Беларуси в 2013-2015 гг. должен расти на 13-14% ежегодно. Однако до последнего времени темпы экономического роста в Беларуси были гораздо скромнее: в 2011-м ВВП вырос на 5,3%, в 2012-м, если все пойдет по правительственному плану, экономический рост составит 5,5%.

По информации Naviny.by из госорганов, если в 2013-м довести темпы экономического роста до 10,5%, то в 2014-м для выполнения пятилетней программы необходимо будет обеспечить темпы роста ВВП на уровне 13,5%, а в 2015-м — на уровне 17%. Столь высоких темпов экономического роста в истории Беларуси еще не было, и эксперты очень сомневаются, что их удастся достичь. Да и не стоит этого делать, считают наблюдатели, ведь попытка административным образом обеспечить высокие темпы экономического роста может закончиться плохо.

Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук говорит, что с учетом сегодняшних возможностей ежегодные темпы экономического роста в Беларуси могут составлять 4-4,5%. Попытки искусственно обеспечить сверхвысокие темпы экономического роста (10 и более процентов) могут иметь негативные последствия, считает эксперт.

"Если попытаться достичь тех показателей, которые прописаны в программе на пятилетку, то может возрасти цикличность в белорусской экономике. Это означает, что высокие темпы роста будут сменяться периодами резких падений, которые будут сопровождаться инфляционно-девальвационными процессами. Мы в этом случае будем прыгать из огня в холод: вначале будем наращивать зарплату, которая затем будет резко падать", — предполагает Дмитрий Крук.

Экономисты исследовательских центров, а также эксперты в госорганах считают, что возможностей для высоких темпов экономического роста в стране нет. Соответственно, достичь их можно лишь административно — путем денежной эмиссии, попросту говоря — за счет накачивания экономики дешевыми деньгами. С одной стороны, такой путь приведет к увеличению внутреннего потребления и, как следствие, более высоким показателям роста ВВП.

Однако, с другой стороны, такой сценарий означает, что внутреннее потребление будет расти намного быстрее, чем экспорт. Наблюдатели ожидают, что такой путь развития событий приведет к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса, долговой нагрузки и сокращению золотовалютных резервов. Что будет с курсом национальной валюты на фоне таких проблем — объяснять не стоит, все хорошо помнят события 2011 года.

"Жесткая" жизнь

Еще один путь развития экономики в 2013 году — продолжение сегодняшней жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. В переводе на доступный язык этот вариант макроэкономической политики подразумевает отказ от массового (эмиссионного) кредитования госпрограмм. Темпы роста зарплат при такой политике не должны быть выше темпов роста производительности труда, а ставка рефинансирования должна находиться на положительном уровне, то есть быть выше уровня инфляции.

Знающие люди говорят, что этот вариант макроэкономической политики поддерживает Нацбанк. Оно и понятно: в условиях жесткой денежно-кредитной политики за ситуацию на валютном рынке, за которую де-факто отвечает Нацбанк, можно быть спокойным. Кстати, официальные прогнозы, которые в настоящее время готовят экономические власти, предполагают, что в 2013-2015 гг. курс рубля по отношению к доллару будет оставаться стабильным.

"Сценарий жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики не несет для макроэкономической стабильности каких-либо угроз. При таком развитии событий темпы экономического роста будут соответствовать возможностям нашей экономики", — говорит Дмитрий Крук.

Другое дело, добавляет он, что сценарий жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики — это, по сути, консервация тех возможностей, которые сегодня существуют в белорусской экономике. Макроэкономической стабилизации такой сценарий развития событий позволяет добиться, но не более того.

Программа "300 тысяч рабочих мест"

Еще один вариант макроэкономической политики, который родился в госорганах, предусматривает структурные реформы в 2013-2015 гг., а именно — создание новых секторов экономики.

По информации Naviny.by, речь идет о создании производств, имеющих производительность труда не ниже, чем в странах ЕС. По мнению апологетов сценария структурных реформ, в случае его реализации в новом высокопроизводительном секторе в 2015 году будет трудиться 300 тыс. человек.

Достижение этой цели подразумевает, что новые производства будут создаваться за счет прямых иностранных инвестиций, которые, как известно, могут являться инструментом привлечения в страну современных технологий.

Проблема состоит в том, что иностранные инвестиции в Беларуси в последние годы шли тяжело, и не совсем понятно, каким образом, всякий раз отказываясь от приватизации, мы сможем эти инвестиции привлечь.

"Задача создать высокопроизводственный сектор вызывает ряд вопросов, и один из главных — вопрос привлечения инвестиций, которые потребуются для создания такого сектора. Если бы их было привлечь просто, их бы уже давно привлекли", — говорит Дмитрий Крук.

Осенью 2011 года экономические власти предлагали повысить производительность реального сектора экономики за счет массовой приватизации — продажи 2600 предприятий, вклад которых в ВВП на тот момент оценивался в 22%. Приватизация позволила бы привлечь значительные иностранные инвестиции. Однако эта идея была отвергнута в прошлом году руководством страны.

С другой стороны, если сегодняшняя идея властей создать высокопроизводственный сектор не будет предполагать приватизационные механизмы, очень сомнительно, что она когда-либо будет реализована.

Между тем наблюдатели ожидают, что потребность проведения структурных реформ, которые предполагают в том числе приватизационные процессы, будет в Беларуси нарастать.

"Если исчезнут положительные факторы, которые существуют сейчас, а с другой стороны — придет период больших платежей по внешнему долгу, который начнется в конце года, то необходимость структурных реформ в экономике еще больше возрастет. Поэтому хотелось бы, чтобы сценарий структурных реформ стал наиболее вероятным", — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Всемирный банк, кстати, вскоре собирается презентовать новый страновой экономический меморандум по Беларуси, в котором будут присутствовать предложения по реформированию белорусского госсектора. "Поле для обсуждения сценария структурных реформ появится", — ожидает Александр Чубрик.

Вопрос только о том, как на этом поле будут вести себя власти. Проблема последнего года заключается в том, что экономические власти выступают за структурные реформы в экономике, однако апологеты экономики Мясниковича-Румаса далеко не всегда находят сторонников, когда разговор заходит на высшем уровне — на К. Маркса, 38.
-10%
-10%
-40%
-15%
-30%
-10%
-10%
-20%
-20%
-18%
0070970