Владимир Ковалевский,

TUT.BY представляет очередную публикацию из цикла "Бизнес в Беларуси: угрозы-2012", подготовленного редакцией журнала "Бизнес-ревю". На 11-й строчке угроз расположились вызовы для пищевой промышленности.

 
 
Текущий год может стать для продовольственного рынка Беларуси не менее сложным, чем прошлый. Хотя пока явных предпосылок для обострения кризисных явлений нет, вялый рост покупательной способности населения и непрогнозируемые эффекты от работы Единого экономического пространства заставят пищевые предприятия трудиться максимально активно.

Продовольственная отрасль показала в начале 2012 года неуверенный рост. Динамика производства пищевой продукции за январь-февраль была положительной, хотя и незначительно. Производство пищевой продукции выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года лишь на 0,8%. При этом на протяжении всего кризисного 2011 года темпы прироста находились на уровне 8%.
 
Очевидно, что на столь неблагоприятную картину повлияло "недальновидное" поведение потребителей в минувшем году. Наиболее сильное снижение наблюдалось по продуктам длительного пользования — ими белорусы запаслись вдоволь. Так, объем производства сахара составил лишь 45,4% от прошлогоднего уровня, круп — 79,7%, растительных масел — 85,7%, рыбных консервов — 91,7%, плодоовощных консервов — 93,3%.
Рост в целом по продовольственному рынку стал возможен лишь благодаря росту производства молочных и различных мясных продуктов. Хотя, например, производство мяса за первые два месяца 2012 года выросло незначительно — лишь на 3%, а производство говядины даже сократилось на 2,6%.
 
Можно утверждать, что довольно низкий уровень производства пищевой продукции — это несколько запоздалая реакция на недостаток спроса. 2011 год был закрыт под девизом "Кризиса нет!", но в 2012-м пришлось признать, что кризис был, а с его последствиями придется бороться еще долго.
Впрочем, проблема ограниченного спроса может решиться гораздо проще: если правительство запустит программу эмиссионного роста зарплат населения, это подстегнет потребительский ажио­таж и народ снова начнет сметать продукты с прилавков магазинов. Впрочем, вероятность этого достаточно иллюзорна. Перед продовольственной отраслью Беларуси стоят более реальные и злободневные вызовы.

Зачем вы, техрегламенты?

Создание Единого экономического пространства, помимо тех выгод, о которых трубят со всех сторон (расширение рынков сбыта, единая экономическая политика, свободная торговля и т.д.), принесло немало гораздо более серьезных локальных проблем. Одной из них стали технические регламенты, точнее, необходимость упорядочить подходы к техническому нормированию на территории стран — участниц ЕЭП.
Ряд регламентов на пищевую продукцию благополучно прошли общественное обсуждение, межгосударственное согласование и были приняты в России, Беларуси и Казахстане. Однако по нескольким регламентам разгорелись нешуточные страсти. Время для обсуждения несогласованных регламентов еще есть. Страны — участницы ЕЭП договорились, что все техрегламенты на пищевую продукцию вступят в силу одновременно — 1 июля 2013 года.
 
Так, в техрегламенте "О безопасности алкогольной продукции" содержатся положения, которые ущемляют отечественную пивную отрасль. В соответствии с этим документом пиво приравнивается к алкогольному напитку и его производство ограничивается рядом неприятных мер. Например, вводится запрет на использование пластиковой упаковки, в которой производится свыше 70% пива в Беларуси.
 
Белорусские пивовары, заручившись поддержкой правительства, продолжают отстаивать свои интересы в вопросе принятия отдельного техрегламента, касающегося пивной индустрии. Сторонники белорусской инициативы есть как в России, так и в Казахстане. Однако говорить о том, удастся ли им склонить настроения разработчиков регламента в нужную сторону, пока преждевременно. Чаши весов все еще качаются, и неясно, смогут ли пивные производители ЕЭП в конце 2012 года вздохнуть с облегчением.
 
В борьбе за еще один техрегламент у белорусской стороны гораздо более высокие шансы, чем в борьбе за пиво. Из регламента "Молоко и молочная продукция", скорее всего, исключат термин "молочный напиток". Несмотря на кажущуюся безобидность, он в свое время серь­езно подпортил жизнь российским молочникам. Эксперты утверждают, что России этот термин был нужен для того, чтобы повысить цену на молоко на внутреннем рынке. Достичь этой цели удалось, поэтому российская сторона и выразила согласие переименовать "молочный напиток" в "восстановленное молоко".
И здесь появляется два вопроса. Первый: почему белорусская сторона настаивала на упразднении термина "молочный напиток"? Ведь, как утверждает руководство нашего Министерства сельского хозяйства и продовольствия, все молоко, которое продается на территории Беларуси, производится только из натурального молочного сырья.
 
Второй вопрос: что еще придумает российская сторона для того, чтобы вытеснить белорусскую молочную продукцию со своего рынка? Хотя ценовая стратегия наших предприятий на российском рынке уже определена. Белорусские чиновники согласились следить за тем, чтобы предприятия не демпинговали на рынке РФ. В ущерб им самим.

Очередной раунд приватизации

Уже на начало мая в Беларуси запланировано IPO ОАО "Минский завод игристых вин". Несмотря на многочисленные нюансы, которые сопровождают как саму процедуру IPO в Беларуси, так и конкретный случай с "народным" IPO МЗИВ, можно утверждать, что это положило начало новым способам приватизации белорусского пищепрома.
 
Даже не дождавшись результатов полета первой ласточки, концерн "Белгоспищепром" поспешил заявить, что пример будет скопирован и другими предприятиями. Правда, названия активов до сих пор не озвучили. Но, исходя из обратного, под волну биржевой приватизации есть шанс попасть у предприятий из многих отраслей. Исключением станут, наверное, сахарные заводы, которые были накачаны государственными деньгами для последующей дорогой продажи стратегическому инвестору. К списку действительно стратегических можно отнести еще "Мозырьсоль". В остальном многое будет зависеть от мене­джмента каждого отдельного завода или фабрики. Если они захотят стать на биржевые подмостки, никто противиться не будет.
 
Не исключено, что 2012 год станет особенным в плане приватизации. По крайней мере президент на совещании 30 марта заявил, что продать можно все, главное — за адекватные деньги.
 
Наиболее привлекательными для инвесторов останутся алкогольная, молочная, мясная отрасли. Не исключено, что массовый характер в этом году приобретут инвестиции в производство пить­евой и минеральной воды, что может изменить структуру этого сегмента рынка в Беларуси.
 

Последний номер журнала "Бизнес-ревю" можно скачать здесь
{banner_819}{banner_825}
-35%
-50%
-15%
-50%
-45%
-17%
-23%
0061173