Мария КУЧЕРОВА&,

Как свидетельствует последняя перепись населения, более 150 тысяч жителей Минской области каждый день встают ни свет ни заря, чтобы успеть на работу в другой район, а то и в область. Из них каждый второй покупает билет до Минска. Снимать столичное жилье — не по карману большинству, а во многих пригородах работы не найти. Говорят, что термин "маятниковая миграция" можно с не меньшим основанием, чем от маятника, производить от слов "маета", "маяться". Многие "маятниковые мигранты" тратят ежедневно на дорогу в дополнение к обычной городской норме еще полтора–два часа. Впрочем, ничего особенного: во всем мире люди едут к рабочим местам, а не наоборот. Проблема же нехватки рабочих рук острее всего именно в столице.

Арифметика проезда

Ляила Свинчук, чтобы вовремя приехать на работу, выходит из дому... еще накануне вечером. Сперва из агрогородка Березинское добирается до Молодечно, останавливается у сына вздремнуть до 3.00, а в 4 утра садится на поезд до Минска. Через три часа она уже в отделении пульмонологии 9–й клинической больницы, где работает санитаркой сутки через двое. С большим городом Ляилу Яковлевну в ее 65 лет связывает исключительно рабочий интерес. Муж давно на пенсии, двое из троих сыновей получают платное образование, младший в этом году оканчивает медуниверситет — расходы большие. А когда и возраст, и здоровье уже не те, чтобы конкурировать на рынке труда с молодыми, тогда и приходится ехать туда, где вакансий больше, чем рабочих рук.

Наталья Шалимова в "девятку" ездит из деревни Курковичи Минского района. До этого 10 лет работала санитаркой в больнице скорой помощи. Так что уже втянулась в такой ритм. Утренняя маршрутка из Дзержинска всегда полна людей. Но можно и пешком пройтись три километра до Самохваловичей, где автобусов побольше, или до Фаниполя на электричку.

Андрей Кирдун, техник–геодезист, три года каждое утро ездил из Борисова в Минск. Когда женился, супруга тоже перераспределилась в столицу, чтобы вместе больше времени проводить, хоть и в дороге.

— Мы подсчитали, что в два раза дешевле ездить каждый день туда–обратно, чем снимать квартиру в Минске, — делится опытом Андрей. — Другое дело, что вставать нужно в начале шестого утра, а домой возвращаешься только к 9 вечера. Усталость накапливается, в четверг уже как выжатый лимон. В принципе, я бы и в Борисове мог найти работу по специальности, но с зарплатой раза в 2, а то и в 3 меньше.
 
 
Работники в цене

Всех этих людей объединяет то, что они нужны городу. Ведь в Минске количество вакансий в шесть с лишним раз превышает число безработных. В дефиците — строители, водители, медики. Зарплаты предлагаются по меркам районов завидные, а прописка необязательна.

— Нам не важно, откуда человек, главное, чтобы специалист был хороший, — говорит заместитель управляющего по кадрам и быту стройтреста № 4 Иван Фиранчук. — Приезжают из Мозыря, Иваново, Пинска, Лунинца. По договору подряда на месяц–два, вахтовым методом — на две недели по 12 часов. Едут со всей страны. У нас постоянный дефицит кадров. Вот сейчас взяли главного инженера из поселка Октябрьский Гомельской области.

В автопарке № 5 тоже немало иногородних. Из пригорода ездят в основном слесари по ремонту автомобилей, контролеры технического состояния. Водителям, как правило, предоставляют общежитие: к 5 — 6 утра на работу не наездишься издалека. Но вакансий гораздо больше, чем койко–мест.

— Как вариант, мы готовы организовать доставку на дежурном автобусе работников из Фаниполя, Заславля, если их наберется человек 10, — видит решение проблемы заместитель директора автопарка № 5 Эдвард Чабровский. — Но пока желающих из этих городов единицы. А за одним посылать автобус нецелесообразно. Подстраиваем им начало смены попозже, чтобы успевали доехать на электричке. Таких выездов после 7 утра у нас всего 17, поэтому массово, конечно, иногородних водителей сложно привлекать.

В 9–й минской клинической больнице трудятся около 110 иногородних. В основном медсестры, фельдшеры, санитарки. Из Узды, Дзержинска, Молодечно, Марьиной Горки, Барановичей, Борисова. Чтобы привлечь кадры, иногородним работникам здесь с недавних пор стали компенсировать половину стоимости проезда. И это дало свой эффект!
 

Транспортный узел распутать трудно

Всего 40 лет назад в Минске отмечали рождение миллионного жителя. А сегодня население приближается к 2 миллионам. При том, что в целом белорусов за это время не стало больше. Неудивительно, что очереди на квартиры в Минске — самые длинные. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в столице состоят треть от всех нуждающихся в стране. Если в Минске сейчас строятся те, кто стал на очередь 20 лет назад, то в областных центрах предлагают варианты уже тем, кто ждет 5 — 6 лет, а в сельской местности и в районах — всего год–два.

И не то чтобы все стремились во что бы то ни стало остаться в Минске. Приезжие воспринимают столицу чаще как город для работы. Шумный и слишком большой. Конечно, не Москва. Но уже со многими ее "атрибутами" — суетой, часами пик на дорогах, очередями в гипермаркетах, переполненным транспортом, домами, построенными "окна в окна", отсутствием мест на парковках и какой–либо обозримой перспективы построить жилье.

— Сегодня молодежь уже рассуждает: а стоит ли мне в общежитие заселяться, регистрироваться в Минске, если у себя на районе я построю жилье быстрее и дешевле? — замечает Эдвард Чабровский. — Какой смысл 10 лет в Минске сидеть, чтобы только на очередь поставили? Может, проще ездить каждый день?

Рано или поздно эта езда, конечно, утомляет, тогда снимают жилье, чтобы утром лишний час поспать, а вечером посидеть у телевизора. Так в итоге поступил и Андрей Кирдун. Снял квартиру недалеко от работы и встал в очередь на семейное общежитие...
 

 
Да, в конечном счете столица прирастает мигрантами. Но, наверное, это было бы не так стремительно при безупречной работе транспортной системы. В Канаде считается нормальным ездить на работу 110 км в одну сторону. В Германии — жить на родине, а работать в Швейцарии, потому что здесь жизнь дешевле, а там — зарплаты выше. Жители Лондона за час езды (считайте, 100 км пути) на скоростной электричке привычно добираются до работы. Кроме того, железная дорога — практически единое целое с метрополитеном, что очень удобно. Кто–то скажет: и у нас появились такие скоростные электропоезда. Спору нет, ходят они вдвое быстрее, но, увы, в совсем неподходящее время для иногородних. На них удобно ездить из Минска на работу в районные центры, а не наоборот. А на маршрутном такси каждый день кататься — никакой зарплаты не хватит.

В ожидании спутников

Поэтому и возникло решение по примеру Западной Европы, скажем, Парижа, развивать города–спутники. Но поедут ли туда минчане? Пока в министерствах и ведомствах решают, чем бы их туда заманить — энергоэффективным жильем или инновационным производством, многие уже давно сами переехали.

Виктор Михеев, коренной минчанин, 8 лет живет с женой в Ратомке и говорит, что по–другому и не хочет. Столичные квартиры оставили детям и внукам, а на работу ездят в Минск.

— Приятно, когда с утра у соседа петух кукарекает, когда приезжаешь на участок и не думаешь, где машину поставить, когда стены не давят, — подытоживает Виктор. — Старушек своих двоих забрали, досматриваем их. Мне кажется, сегодня многие бы переехали в пригород. На районе и жить дешевле. Сейчас маршрутку пустили. А на электричке добираться даже дешевле, чем на городском транспорте.

В минском НИИ социально–экономических проблем изучали спрос столичных жителей на жилье в городах–спутниках. Переехать в пригород теоретически согласились около половины опрошенных.

— В основном, конечно, большую мобильность проявляют недавно прибывшие "иногородние минчане", которые продолжают сидеть на чемоданах, — анализирует итоги опроса директор института Олег Кобяк. — Но и коренные жители готовы оставить квартиры своим взрослым детям и их семьям и переселиться за кольцевую. Молодые же семьи согласны на переезд, если жилье в городе–спутнике будет дешевле. Ведь высокую цену на квартиру в Минске диктуют близость к метро и центру города, недалеко расположенный парк и многое другое. Хотя минчане теоретически и готовы переезжать, но не готовы терять связь с Минском, работу. И неразвитость транспортной инфраструктуры в пригородной зоне занимает первое место (71 процент голосов) в числе факторов, вызывающих наибольшие опасения в случае переезда.

К слову, в агентствах недвижимости уже давно заметили тенденцию: если на рынке столичного жилья спрос идет на убыль, то интерес к частным домам в минском пригороде — в гору. Сегодня модно жить с комфортом за чертой МКАД, где есть река и лес. Уже многие понимают, что главная потеря времени — городские заторы на дорогах. И это опять же тенденция большинства мегаполисов: за последнее время в Подмосковье переехало москвичей больше, чем жителей Подмосковья — в Москву. Причем если раньше с насиженных мест срывались в основном пожилые, чтобы тихо и спокойно встретить старость, то теперь это осознанный выбор молодых семейных пар. Так что наше время меняет само понимание термина "маятниковая миграция".
-20%
-10%
-20%
-12%
-14%
-51%
0071430