Дмитрий ЗАЯЦ,

2012 год доказывает, что хорошо живется белорусской нефтянке только на российском сырье. Данные, появившиеся на прошлой неделе, свидетельствуют о том, что азербайджанскую нефть Беларусь не получает, поставки венесуэльской нефти упали в 4,5 раза. Эксперты сходятся во мнении, что "альтернативная" нефть оказалась невыгодна для Минска.

Рискованный и сомнительный прожект

Россия в этом году исправно поставляет в Беларусь углеводородное сырье, тем самым практически полностью загружая мощности белорусских НПЗ. По статистическим данным, которые поступили в распоряжение интернет-газеты Naviny.by, в первом квартале 2012 года российские компании поставили в Беларусь по трубопроводу 5,37 млн тонн нефти. Весь объем российского сырья был поровну разделен между Мозырским НПЗ и "Нафтаном".

Как удалось выяснить Naviny.by, "Роснефть" в первом квартале поставила в Беларусь почти 1,5 млн тонн нефти, "Лукойл" — более 1,1 млн тонн нефти, "Сургутнефтегаз" — 1,08 млн тонн, "Газпром нефть" — 605 тыс. тонн, "Татнефть" — 570 тыс. тонн, ТНК-BP — почти 0,5 млн тонн нефти. Ежемесячно в 2012 году Беларусь получает около 1,8 млн тонн российской нефти.

А вот что касается венесуэльской и азербайджанской нефти, то тут картина совсем иная. По последним данным Белстата, за январь-февраль 2012 года в Беларусь поступило всего лишь 99,4 тыс. тонн венесуэльской нефти, что в 4,5 раза меньше, чем за первые два месяца 2011-го (454,9 тыс. тонн). Азербайджанского сырья Беларусь в январе-феврале вообще не получала.

Таким образом, сегодня можно констатировать, что Беларусь уверенно "сидит" на российском нефтяном сырье. Эксперты прогнозируют, что наша страна будет сворачивать альтернативные поставки нефти из-за их низкой экономической эффективности. Данные белорусской статистики свидетельствуют о том, что в январе-феврале среднеконтрактная цена российской нефти составляла 426 долларов за тонну, венесуэльской — 917 долларов за тонну.

По мнению наблюдателей, путь диверсификации поставок сырья, по которому пошла Беларусь, изначально был рискованным и сомнительным, то есть авантюрным.

"На тот вариант диверсификации поставок, который выбрала Беларусь, не пошли бы многие развитые страны. Можно много говорить о более высоком качестве венесуэльской и азербайджанской нефти, но очевидно, что те выгоды, которые получила Беларусь, были намного меньше той цены, которую приходилось платить за "альтернативную" нефть", — говорит эксперт российского Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

Сырьевую проблему Беларуси следует решать через определение стратегического пути, по которому будет развиваться белорусская нефтепереработка, полагает аналитик.

"Первая стратегия состоит в том, что белорусские НПЗ рано или поздно продаются ресурсодержателям (нефтяным компаниям), и тогда проблема обеспечения заводов сырьем решается сама собой", — отмечает Сергей Кондратьев.

Второй вариант, считает эксперт, может выражаться в том, что Беларусь будет самостоятельно развивать нефтепереработку за счет собственных ресурсов.

"В этом случае увеличение глубины переработки путем модернизации заводов, как это делает Беларусь, может позволить покупать сырье даже по рыночным, а не только по российским ценам", — полагает Кондратьев.

Белорусское топливо покоряет Украину

Пока Беларусь явно склоняется ко второму варианту. Модернизация белорусских НПЗ к настоящему времени уже позволила выйти на выпуск дизельного топлива в соответствии со стандартами Евро-4 и Евро-5. Ожидается, что с 2013 года Беларусь будет производить также и все автобензины в соответствии с названными европейскими стандартами.

Сравнительно высокое качество белорусского топлива позволяет отечественным НПЗ успешно конкурировать на внешних рынках. Это заметно, в частности, на украинском рынке, где белорусское топливо занимает все более сильные позиции.

"В Украине из шести нефтеперерабатывающих заводов сегодня работает только один, и тот — с загрузкой только на 18%. Поэтому нам не хватает своего топлива, и, чтобы избежать его дефицита на внутреннем рынке, Украина сегодня заинтересована импортировать нефтепродукты", — констатировал в беседе с корреспондентом Naviny.by аналитик украинской консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

В 2011 году доля импорта на украинском рынке топлива составляла около 60%. В текущем году, по оценкам украинских экспертов, доля импортеров может вырасти до 70-80%. Украинские аналитики ожидают, что в 2012 году доля белорусского топлива в общем объеме реализации бензинов на украинском рынке достигнет 31% (против 23% в 2011-м году). На украинском рынке дизтоплива, как ожидается, доля белорусской продукции достигнет 35% (против 26% в прошлом году).

Неплохо обстоят дела Беларуси и на других экспортных направлениях. Так, в январе-феврале поставки нефтепродуктов в физическом выражении увеличились в Нидерланды в 2,6 раза, в Латвию — на 66,3%, более 200 тыс. тонн нефтепродуктов было отправлено в Италию, хотя в январе-феврале 2011-го поставки туда не осуществлялись.

Все перечисленные успехи имеют сырьевую природу. Благодаря договоренностям, достигнутым в конце 2011 года, Беларуси удалось выторговать более дешевую нефть, которая сделала нефтепереработку более рентабельным бизнесом.

К этому также стоит добавить еще один немаловажный факт: благодаря бесперебойным поставкам российского сырья Беларусь получила возможность продавать нефть, добываемую на территории страны. Белорусскую нефть, в частности, покупала Германия. В первые месяцы 2012 года на тонне нефти, поставляемой на экспорт, Беларусь зарабатывала около 800 долларов.
 
{banner_819}{banner_825}
-25%
-50%
-35%
-10%
-10%
-20%
-90%
-30%
0065401