Деньги и власть

опубликовано: 
обновлено: 
Ольга Белявская,

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%3A%20bymedia.net
Фото: bymedia.net
Жесткая денежно-кредитная политика сохранится в Беларуси в 2012 году, заявил сегодня на коллегии Министерства финансов руководитель министерства Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

"В 2012 году сохранится жесткая денежно-кредитная политика, предполагающая прекращение эмиссионной поддержки банков со стороны Национального банка, будут использоваться лишь стандартные инструменты их ликвидности", - подчеркнул руководитель Минфина. Процентные ставки по этим инструментам будут поддерживаться на положительном уровне и снижаться с учетом соответствующей динамики инфляции. Тем самым будет исключена иждивенческая практика обращений в Национальный банк за избирательной поддержкой отдельных регионов и проектов, которая была широко распространена до недавнего времени.

Бюджетно-налоговая система будет также подчинена достижению целей экономической политики через создание дополнительных налоговых стимулов, роста экономики и инвестиций. В 2012 году для этого снижена налоговая нагрузка на прибыль предприятий с 24% до 18%. "Это делает ставку налога на прибыль самой низкой в Таможенном союзе и одной из самых низких среди наших западных соседей, восточноевропейских стран", - напомнил Андрей Харковец.

Беларусь планирует восстановить свои позиции в международных рейтингах

Беларусь планирует восстановить свои позиции в международных рейтингах, заявил Андрей Харковец. 

"Необходимо восстановление суверенных рейтинговых позиций страны на внешних рынках, - отметил министр. - В 2011 году они были снижены на две ступени. Работа по сопровождению рейтингов требует значительно более агрессивного продвижения и отстаивания интересов страны".

Андрей Харковец также отметил, что снижение возможностей бюджетного участия в финансировании экономики и укрепление собственного потенциала каждого предприятия должно сопровождаться развитием инструментов рынка ценных бумаг, а значит, и умением самостоятельного поиска предприятиями ресурсов на этом рынке. Это вполне реальная и достижимая задача, уверен министр. Для этого необходимо сокращать, а лучше прекращать господдержку там, где ею пользуются неэффективно. "Нужно также стимулировать привлечение инвестиций рыночными способами, например, распространить сложившуюся практику субсидирования процентных ставок по кредитам на реализацию госпрограмм на самостоятельное привлечение ресурсов для развития предприятий", - сказал руководитель Минфина. Третьим условием он назвал создание в Беларуси института коллективных инвесторов и инвестфондов.

Минфин предлагает оценивать эффективность бизнес-планов с учетом условий ЕЭП

Эффективность бизнес-планов в Беларуси следует оценивать с учетом условий ЕЭП, заявил Андрей Харковец. 

В решении задач качественного роста экономики регионов, а значит и страны в целом, делается ставка на развитие реального сектора и эффективные инвестиции. В этом финансовая система и бизнес должны выступать партнерами, что взаимовыгодно и бюджету и предприятиям, отметил Андрей Харковец.

"Тем не менее, это не значит, что финансовые органы должны безоговорочно, пусть и не сразу, как мы это привыкли, но соглашаться со всеми, кто ищет для себя поддержку в бюджете. Со стороны финансового работника должна присутствовать требовательность к качеству бизнес-плана, даваться аргументированная и объективная оценка его реальной эффективности", - подчеркнул министр.

По его словам, цена ошибки при принятии решения о государственной поддержке - высока, так как зачастую не достигается запланированный эффект. "Ведь тем самым закрывается реализация для других, может быть, даже значительно более эффективных бизнес-проектов. При этом мы не должны проявлять оптимизма, думая, что, оказав ресурсную поддержку из бюджета, если не избавимся от имеющихся на предприятии проблем, то надолго забудем об их существовании. У нас целый ворох примеров, когда государственная поддержка не достигала результатов. Около 50% предприятий не выполняют условий ее оказания. В их числе предприятия как республиканской, так и коммунальной собственности. А ряд предприятий вовсе не предпринимает попыток модернизации производства", - отметил Андрей Харковец.

"Сегодня на бизнес-планы следует смотреть исходя из новых требований конкуренции на общем рынке Единого экономического пространства. Важнейшим элементом их экспертизы должна стать оценка потенциала и перспектив интеграции наших предприятий, если это целесообразно, в крупные финансово-промышленные корпорации, в сети, за которыми стоят значительные финансовые ресурсы, известные торговые марки, бренды, а также сложившиеся рынки сбыта продукции. Считаю, что для оценки проектов необходимо шире опираться на потенциал Министерства иностранных дел и Торгово-промышленной палаты", - сказал министр.

Но и в отношении прибыльных предприятий, по его словам, также должна проводиться подготовительная работа. "Рентабельность сегодня - это не гарантия выживания в будущем, особенно в условиях прихода на рынки наших торговых партнеров лидеров мировой индустрии. Мы не должны замыкаться рамками внутреннего потребления. Точками роста должны стать высокоэффективные проекты, прежде всего в промышленности. От отраслевых и региональных руководителей требуется поиск и поддержка таких проектов, их реализация за счет собственных и заемных ресурсов", - отметил Андрей Харковец. По его мнению, интересен в этой сфере опыт Российской Федерации, где готовы финансово стимулировать позитивные подвижки в развитии регионов. "Предлагаю детально обсудить эти вопросы с регионами и выработать консолидированную позицию путем дальнейшего стимулирования регионального развития", - сказал министр.

Харковец: В Беларуси следует эффективнее использовать госимущество

Беларуси предстоит максимально полно задействовать внутренний потенциал экономического роста, подчеркнул министр. По его словам, здесь есть несколько направлений для приложения знаний и опыта финансистов. "Задача - значительно более эффективно использовать государственное имущество. Это особенно важно для развития регионов, развития малого и среднего бизнеса", - отметил Андрей Харковец. По его словам, доля этого бизнеса в ВВП остается по-прежнему низкой - лишь 20% формируется в малом и среднем предпринимательстве.

"Учитывая особенности распределения налоговых платежей от данной категории предприятий, повышение эффективности этого бизнеса является потенциальным источником для роста доходов местных бюджетов и развития соответствующих территорий. Кроме того, наличие необходимого для развития производства неиспользуемого имущества и возможность его эффективного применения - это реальный шаг к удешевлению инвестиционных проектов за счет во многом уже сформированного начального капитала для открытия и ведения нового бизнеса. А это уже значительный рычаг в руках местных органов власти для развития экономики и укрепления бюджета", - отметил министр.


0060540