Татьяна Лобас,

Развитие инфраструктуры торговли должно стать одной из приоритетных задач, стоящих перед Минторгом и местными органами власти в текущем году. Об этом заявил вице-премьер Сергей Румас, выступая на заседании коллегии Минторга Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА.

Вице-премьер отметил низкий уровень торговой инфраструктуры и неравномерное развитие ее в разрезе регионов. По его словам, Министерством торговли не доведена до логического конца работа по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в области логистики. "Задача Минторга как раз и состоит в создании благоприятных условий для организации и развития как частного бизнеса, так и создания логистических центров", - добавил он. По мнению Сергея Румаса, более пристальное внимание следует уделять работе предприятий общественного питания и сферы услуг. Данный сегмент рынка развивается недостаточно динамично, считает он. К примеру, товарооборот предприятий общественного питания по итогам 2011 года составил всего 99,2% к уровню 2010 года, а по количеству кафе и ресторанов Беларусь существенно уступает соседним странам, нет особой конкуренции среди предприятий. Поэтому они имеют высокие цены на оказываемые услуги, а уровень обслуживания остается на низком уровне.

Принимая во внимание географическое положение Беларуси и потенциал въездного туризма, по мнению Сергея Румаса, необходимо более активно проводить работу по строительству новых объектов общественного питания и придорожного сервиса, а также повышать качество услуг. 

Есть также поле деятельности по расширению сферы услуг в бытовом обслуживании. В связи с тем, что государственное объединение "Белбыт" было реорганизовано и передано Минторгу, здесь создано управление по бытовому обслуживанию. Многое теперь зависит от взаимодействия частного бизнеса с местными органами власти по сохранению объектов бытового обслуживания и повышению качества предоставляемых услуг. 

Румас: Обеспечение внутреннего рынка товарами отечественного производства должно стать в 2012 году приоритетным 

Торговля занимает 12,5% в ВВП Беларуси и почти 32% - в сфере услуг. По словам Сергея Румаса, ни в одной сфере экономики в 2011 году не наблюдалось такого волнообразного развития: от 100-120% темпа роста товарооборота за четыре месяца до 93% - в конце года.

Торговля оказывает значительное влияние на экономику страны. Вместе с тем в 2011 году на потребительском рынке складывалась неоднозначная ситуация. Ажиотажный покупательский спрос на товары длительного использования, массовый неорганизованный вывоз отечественного продовольствия и отдельных видов непродовольственных товаров за пределы республики, девальвация белорусского рубля привели к росту объемов розничного товарооборота в первом полугодии. Но, уже начиная со второго полугодия, объемы розничных продаж постепенно стали снижаться, и по итогам года темп роста товарооборота составил всего 107%.

Важнейшей задачей Минторга в 2012 году должно стать обеспечение покупательского спроса на широкий ассортимент товаров, в первую очередь отечественного производства, подчеркнул Сергей Румас.

Говорить о полной стабилизации на потребительском рынке пока преждевременно. В условиях административного сдерживания роста цен на ряд социально значимых товаров поставка продукции на экспорт остается более выгодной для производителей, что не устраняет риски ограниченного ассортимента товаров на рынке Беларуси.

Постепенное выравнивание цен до уровня, обеспечивающего рентабельность продукции при поставках на внутренний рынок, остается одной из сложных, но необходимых задач правительства, подчеркнул Сергей Румас. 

Минторгу необходимо активизировать работу по привлечению прямых иностранных инвестиций

На заседании коллегии обсуждаются итоги работы отрасли за 2011 год и определяются задачи по выполнению прогнозных показателей в 2012 году.

"В системе прогнозных показателей 2012 года внешнеторговое сальдо и прямые инвестиции будут являться основными оценочными показателями", - подчеркнул Сергей Румас.

Во всем мире торговля является одной из привлекательных сфер для привлечения прямых иностранных инвестиций, отметил вице-премьер. Причем, как правило, массовый приход инвестора начинается именно со сферы торговли. "Приход одной-двух крупных торговых сетей будет способствовать повышению конкуренции в сфере торговли, снижению издержек, и в конечном итоге покупатели только выиграют от этого процесса", - сказал Сергей Румас.

Еще одним приоритетным направлением деятельности торговли, по мнению вице-премьера, должно стать использование собственных торговых марок, участие в организации лицензионного производства по выпуску продукции мировых брендов на базе производственных мощностей отечественных производителей.

Сергей Румас также сообщил, что Минторг наделяется дополнительными функциями в области регулирования и координации внешнеторговой деятельности. В ближайшее время эти функции будут детализированы. 
-28%
-69%
-10%
-50%
-50%
-10%
-20%
-10%
0071430