1. Белорусские сигареты почти на 2 млн долларов задержали в Польше
  2. Лаевский: Максиму Знаку предъявили окончательное обвинение. Его дело скоро передадут в суд
  3. Мэр израильского Лода заявил о полной потере контроля над городом. Нетаньяху ввел режим ЧП
  4. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  5. Минздрав озвучил свежую статистику по коронавирусу в стране
  6. Против беззакония и насилия. Девушки в белом гуляют по Минску уже девять месяцев
  7. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  8. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  9. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  10. В Могилеве начался суд над Павлом Северинцем и другими, он закрытый. Всех пришедших поддержать выгнали из здания
  11. Прогноз погоды на короткую рабочую неделю
  12. За сутки белорусы собрали более 40 тысяч рублей на восстановление костела в Будславе
  13. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  14. «Боялись последствий со стороны банка». Что говорят в суде над топами Белгазпромбанка взяткодатели
  15. Население Китая уже почти не растет, его вот-вот обгонит Индия
  16. «Парни, подкатывая, просят посоветовать пилу». История лесоруба Вики
  17. Иностранные инвестиции выросли. Но в игру вступили политика, неопределенность и обещания контрсанкций
  18. Как приготовить рассыпчатый рис? Шеф-повар делится своими секретами
  19. «До переезда я думал, что это типичный Техас с перекати-поле». Белорусы — о жизни в Остине
  20. Один из лучших минских спектаклей этого сезона. Почему надо посмотреть «Записки юного врача»
  21. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  22. Журналиста TUT.BY Катерину Борисевич перевели из Жодино в СИЗО Могилева
  23. Дело Тихановского и Статкевича будет рассматривать Гомельский областной суд
  24. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  25. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  26. В Green City открывается фудкорт. Первым там заработает «МакДональдс», будет и новый для Минска бренд
  27. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  28. Самое лютое соперничество в женской «фигурке» закончилось нападением. В Голливуде об этом даже сняли кино
  29. «Восстановление костела — вызов для всех белорусов». Как Будслав пережил пожар в своей главной святыне
  30. Выходец из БРСМ стал новым директором Оперного театра


Алесь СЕРЖАНОВИЧ,

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%3A%20photo.bymedia.net
Фото: photo.bymedia.net
20 центов за проезд в городской маршрутке - это много или мало? "Много!" - утверждают жители города Светлогорска. По словам предпринимателя Юрия Ляшенко, во время кризиса пассажиропоток этого города снизился более чем на 40%. И это при том, что проезд в маршрутке в Светлогорске составляет лишь 1.500 BYR, а поездка в городском автобусе стоит 1.100 BYR.

"Мы пытались поднять цену до 2.000 BYR, но это резко сокращало наш пассажиропоток. В то время как государство субсидирует работу собственных перевозчиков, частники даже в условиях свободного ценообразования не могут работать с нормальной рентабельностью", - отметил Ю. Ляшенко.

Предприниматель владеет и руководит двумя предприятиями - ЧСТУП "Светлогорскпассажиротранс" и ООО "Светлогорские перевозки". По его словам, рентабельность работы обоих предприятий в последнее время редко превышает 5%, а городские перевозки являются убыточными.

В лучшие времена рентабельность достигала 50%. Но это было еще в начале 2000-х, когда не был введен запрет на привлечение наемных работников для индивидуальных предпринимателей и значительная часть малого бизнеса выбирала именно эту организационно-правовую форму.

Но привлекать наемных работников ИП запретили, в итоге многие предприниматели были вынуждены перерегистрироваться в ЧУПы, а это, как признается Ю. Ляшенко, резко ухудшило их экономическое положение.

Ситуация в сфере пассажирских перевозок, наверное, одна из самых сложных в белорусском малом бизнесе. Транспортники завязаны лишь на внутренний рынок. Кроме того, перевозки пассажиров являются одной из тех отраслей, которую не затронула либерализация сферы лицензирования. Перевозчики по-прежнему обязаны получать лицензию, что ставит дополнительные барьеры на пути в этот бизнес и является одним из рычагов давления на предпринимателей со стороны государственных органов.

Лишить лицензии частных перевозчиков могут за малейшие нарушения. Например, за безбилетный проезд пассажиров. О фактах лишения лицензии государственных предприятий из-за безбилетников слышать не приходилось.

Пассажирским перевозчикам приходится работать с государственными операторами - облавтотрансами, которые определяют время и маршруты следования транспорта, а также занимаются реализацией билетов на проезд в маршрутках. Проблема заключается в том, что автовокзалы сами по себе являются перевозчиками. Получается, что частнику приходится сотрудничать с конкурентом, который диктует ему условия работы.

"Возможно, следовало бы передоверить функцию операторов третьей стороне, которая не является перевозчиком. А так получается, что мы полностью зависим от своего конкурента, который просто вытесняет нас с рынка", - отмечает Ю. Ляшенко.

Перевозчики вынуждены выплачивать автовокзалам 15% своей выручки в качестве вознаграждения за его операторские функции. Предприниматели уже обращались в органы государственного управления с предложением снизить эту долю, однако ответа не получили. Оно и понятно, ведь государству нужно каким-то образом компенсировать потери, которые приносит общественный транспорт. И делается это за счет частников.

Кроме того, автовокзалы задерживают платежи перевозчикам. В декабре частники получат лишь платежи за октябрь. Но если билет на микроавтобус от Светлогорска до Минска в октябре стоил 40 тыс. BYR, то сейчас его цена выросла до 58 тыс. BYR.

Примечателен еще один момент. С суммы, которую перевозчики уплачивают автопарку, налог на добавленную стоимость взимают дважды: в первый раз - с перевозчика, во второй - с автовокзала.

"Допустим, мы заработали на пассажирских перевозках в Минск 10 млн. BYR. 15% забрал автовокзал, осталось 8,5 млн. BYR. Я считал, что должен уплатить НДС с суммы, которая поступила на счет в банке, - 8,5 млн. BYR. Но налоговая инспекция, которая нас проверила, сказала, что мы должны заплатить НДС с 10 млн. BYR. При этом следует отметить, что и автовокзал заплатил налог с этой же суммы. Я пытался поднять этот вопрос на уровне области. Но нам сказали, что нужно перезаключить договоры с автовокзалами, чтобы они перечисляли нам всю сумму, а мы с нее уплачивали 15%. Однако ни один вокзал на это не согласится", - отметил Ю. Ляшенко.

Но наиболее грозными врагами предприниматель называет нелегальных перевозчиков. По его данным, нелегалы забирают около 60% пассажиропотока у официальных - как частных, так и государственных - перевозчиков. Они демпингуют на рынке из-за того, что им не нужно производить официальные платежи. При этом "бомбилы" не гарантируют безопасности пассажиров. Однако люди все равно отдают предпочтение нелегальным перевозчикам. Причина проста: доехать из пункта А в пункт Б на такой маршрутке можно на 10% дешевле.

Светлогорский предприниматель признается, что из-за существующих условий ему уже приходилось задумываться о закрытии своего бизнеса. Единственным фактором, который его останавливает, остаются кредиты и лизинговые платежи. Еще до кризиса он взял несколько микроавтобусов в лизинг. Сегодня он вынужден возвращать деньги по ставке рефинансирования плюс 8 пунктов. А это нелегко.

Ю. Ляшенко не исключает, что однажды может наступить момент, когда выплачивать кредит станет невозможно. И тогда, не исключено, придется закрыть свое дело, рассчитаться с заемщиками и уехать работать в Москву.

-5%
-10%
-40%
-25%
-10%
-10%
-7%
-30%
-27%
-12%
0073182