Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  2. Сколько стоит тур на море в этом году и где можно отдохнуть в Беларуси? Интервью с экспертом туризма
  3. Умер автор белорусского букваря Анатолий Клышко
  4. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  5. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  6. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  7. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  8. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  9. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  10. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  11. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  12. «Реал» выбил «Ливерпуль» из Лиги чемпионов, «Манчестер Сити» разобрался с «Боруссией»
  13. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  14. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  15. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  16. «Спросили, связана ли работа с политикой». Как белорусы сейчас проходят украинскую границу
  17. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  18. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  19. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  20. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходило в Беларуси 14 апреля
  21. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  22. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  23. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  24. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  25. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  26. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  27. Самые теплые, крепкие и дешевые стены: сравнили газосиликат, керамзитобетон и керамические блоки
  28. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  29. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  30. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию


Андрей КОЖЕМЯКИН,

Министерство торговли затеяло новую кампанию по зачистке внутреннего рынка от импортных товаров. Как стало известно Naviny.by, субъектам хозяйствования, в том числе и частным, Минторг предложил заняться производством потребительских товаров — аналогов импортной продукции.

Фактически такие действия министерства можно расценивать как попытку подстелить соломку белорусскому рублю. Чем меньше импортной продукции будет ввозиться в страну, тем меньшим будет давление на валютный рынок и курс. Однако частный бизнес не готов рисковать своими деньгами ради авантюрных инициатив государства.

Последние заявления Александра Лукашенко по поводу рыночных преобразований и расчеты Минэкономики об ожидаемом курсе дают повод опасаться за будущее состояние белорусского рубля.

Конечно, за счет потребительского импорта полностью проблема давления на валютный рынок не решится. В структуре импорта доля потребительских товаров составляет только 17%. И отдельные виды продукции, такие как кофе, чай, придется ввозить. Но для властей актуальна любая возможность сократить отток валюты из страны.

"Если бы мы произвели хотя бы половину всех товаров бытовой химии, продукции легпрома, стройматериалов, которые сейчас импортируются, мы имели бы дополнительно 500 млн долларов", — заявил в октябре на заседании Совмина премьер-министр Михаил Мясникович.

По данным Минэкономики, за 10 лет в рамках реализации программы импортозамещения было произведено импортозамещающей продукции на 14 млрд долларов. Но даже чиновники признаются, что пока политика импортозамещения дает сбои. Например, за прошлый год освоение новых предложенных Минторгом позиций составило всего 23% от задания.
Чего и сколько не хватает на внутреннем рынке Беларуси

100 тысяч электроутюгов
80 тысяч стиральных машин
500 тысяч штук посуды стальной эмалированной (кастрюли, чайники, миски, тазы, кружки и др.).
10 млн пар перчаток резиновых хозяйственных
50 тысяч вил в ассортименте
10 тысяч серпов
100 тысяч очистительных таблеток для смывного бачка
50 тысяч душевых леек
500 тысяч лезвий для бритья
6 млн зажигалок
10 млн заколок, обручей, резинок для волос
1 млн упаковок ватных дисков
40 млн упаковок гигиенических женских прокладок
500 тысяч цветных карандашей
2 млн ластиков
50 тысяч ласт
500 тысяч скакалок
5 млн елочных украшений

По-прежнему растет импорт тех товаров, которые Беларусь могла бы производить сама в достаточных для удовлетворения внутреннего спроса объемах, считают в правительстве. Это, например, чипсы, шоколад, печенье. Но пока каждый третий килограмм кондитерских изделий, покупаемых белорусами, импортный. Даже картофель, и тот приходится импортировать. За 8 месяцев этого года на закупку импортного свежего охлажденного картофеля было потрачено 12 млн долларов.

Так или иначе, это оказывает влияние на состояние валютного рынка. И понятно возмущение Мясниковича, который считает, что отечественные предприятия способны производить конкурентоспособные аналоги потребительских товаров.   

Определенные надежды в этой части правительство связывает непосредственно с частным бизнесом, и не случайно. Ведь есть удачные примеры того, как белорусская продукция вытесняет с рынка импортные аналоги.

Положительным опытом успешной конкуренции с импортными раскрученными брендами может похвастаться, например, известный бизнесмен Сергей Левин, который является председателем наблюдательного совета парфюмерно-косметической фабрики "Сонца".

По словам Левина, до появления на прилавках отечественной розницы стирального порошка "Мара" (производства "Сонца") более 70% рынка занимали два производителя — Procter & Gamble и Henkel. Однако за три летних месяца по физическим объемам продаж порошок "Мара" занял 10,9% сегмента белорусского рынка (по данным агентства Nielsen). "Мара" опередила все бренды, которые поставляют на белорусский рынок импортеры ведущих мировых и российских производителей. В их числе Losk, "Дени", Persil, Tide, Ariel, "Миф" и другие.

Мясникович рассчитывает, что и другие предприятия малого и среднего бизнеса также охотно займутся импортозамещением.

Чтобы у бизнеса не стоял вопрос, чего в стране не хватает, Минторг в очередной раз изучил потребности внутреннего рынка и представил субъектам хозяйствования огромный перечень потребительских товаров, в производстве которых и предложил поучаствовать частному бизнесу.

Как выяснилось, страна нуждается в топорах, корзинах для белья, крючках и спицах для вязания, зубных щетках, карандашах, фломастерах, степлерах, ластах, коньках, шоколадных изделиях в виде яйца, кастрюлях, сковородках, штопорах, резиновых перчатках и т.д.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считает, что предложенный Минторгом перечень товаров — это хороший ориентир для бизнеса, позволяющий объективно видеть ситуацию на рынке и его потребности.

"Думаю, организация производства некоторых видов импортозамещающей продукции заинтересует частный бизнес. Но однозначно он сможет лишь по-минимуму закрыть существующие потребности рынка", — констатировал эксперт.

По его словам, есть большая группа товарных позиций, производство которых для малого и среднего бизнеса изначально является бессмысленным. С нуля начать выпускать продукцию лучше, чем это делают мировые лидеры, нереально.

"Например, для производства стиральных машин надо строить большой завод. На маленьком заводе таким производством заниматься нет смысла. Ты не будешь конкурентоспособен, если на предприятии работает 10 человек и ежемесячно выпускается несколько десятков машин".

Не проблема, по его словам, начать выпускать конфеты типа "Чупа-чупс", которые вошли в перечень Минторга. "Но проблема раскрутить новый бренд так, чтобы он потеснил импорт, — полагает Виктор Маргелов. — Поэтому в целом у бизнеса не так много вариантов в части производства импортозамещающей продукции, способной конкурировать с импортными аналогами. И не факт, что в Таможенном союзе и ЕЭП конкуренты дадут тебе развернуться".

По мнению эксперта, проявить себя малый и средний бизнес может в производстве одежды и обуви: "Речь не идет о том, чтобы делать точные аналоги, а о производстве более дешевой продукции. Далеко не всем по карману, например, сапоги по 1,5 млн рублей. Так что здесь малый бизнес может потеснить импортных производителей".

Также перспективным, на взгляд Маргелова, является производство продуктов питания в низкой ценовой категории: "По качеству или узнаваемости вряд ли можно будет сравниться с импортной продукцией. Но если по цене товар будет дешевле, то в силу сложившихся экономических условий потребители сделают выбор в его пользу".

-53%
-5%
-20%
-20%
-22%
-15%
-10%
-10%
-24%
-20%