Поддержать TUT.BY
145 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  2. Свежая статистика Минздрава по коронавирусу: за сутки 1166 новых случаев, 10 смертей
  3. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  4. «Спросили, связана ли работа с политикой». Как белорусы сейчас проходят украинскую границу
  5. Герасименя продала на аукционе золотую медаль чемпионата мира
  6. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  7. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  8. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  9. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  10. «На претензии отвечали: „Вам что, жалко?“». Как Gastrofest боролся с клонами фестиваля
  11. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  12. В Беларуси ограничили доступ к сайтам про политзаключенных и учебу в Польше
  13. Истории, как из криминального фильма. Костусев, Федута и Зенкович — в тюрьме КГБ. Что о них известно
  14. В Поставах задержали депортированного бывшего политзаключенного-россиянина: он приехал навестить семью
  15. «Все больше откусывают парк». Как там стройка Национального стадиона и чем она тревожит местных
  16. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  17. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  18. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  19. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  20. Уролог объясняет, как не пропустить признаки одного из самых частых заболеваний почек
  21. «Когда умирают такие люди, говорят, что уходит эпоха». Друзья и коллеги — о «песняре» Леониде Борткевиче
  22. В Москве задержали адвоката Юрия Зенковича. Сейчас он в Минске в тюрьме КГБ
  23. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  24. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  25. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  26. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  27. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходит в Беларуси 14 апреля
  28. 9 необычных локаций, которые приспособили для прививок от COVID-19 в разных странах
  29. Брестским блогерам Петрухину и Кабанову вынесли приговор в Могилеве. Их самих в суд так и не пустили
  30. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях


Александр БЕНЬКО,

Нынешний год для авторынка трех стран Таможенного союза стал переломным. После унификации пошлин на ввозимые автомобили "круговорот" машин на авторынках Казахстана, России и Беларуси настолько усилился, что экспертам сложно уследить за тенденциями. Понятно, что скорость и направление этой круговерти задает стоимость растаможки, которая в России изначально была выше, чем у соседей по объединению, и поэтому не стоит удивляться, что сегодня россияне активно бросились скупать машины с белорусскими номерами. Каков наш интерес в этой игре?

Россия нам не поможет

В сфере интересов — новые российские машины, которые ниже по цене стоящих у нас в дилерских автосалонах аналогов из стран Западной Европы и США. После унификации ряда соглашений по созданию Таможенного союза многие специалисты ожидали, что в Беларусь и Казахстан хлынут иностранные автомобильные бренды, собранные на российских заводах. Сегодня в этой стране функционирует два с лишним десятка производств, и мало какая известная марка авто не отметилась в этом списке.

Однако не тут-то было: российский автопром пока не в состоянии полностью закрыть спрос на своем внутреннем рынке. "По нашим данным, рост российского рынка новых автомобилей в нынешнем году уже составил 55 %, хотя ожидания по году были в районе 30 %. То есть он растет намного более быстрыми темпами, нежели ожидали, — говорит председатель автомобильной ассоциации "БАА" Сергей Михневич. — Производители иностранных сборок в России не в состоянии закрыть этот спрос объемами своего производства, не говоря уже о том, чтобы продавать автомобили на рынки стран Таможенного союза".

Белорусские автодилеры говорят: от российских производителей им достается совсем немного — все зависит от того, как кто успел договориться с производством своего бренда и какие выбил квоты. Несмотря на то, что российское руководство уже поставило перед автомобильными заводами жесткие задачи удвоения объемов производства и повышения локализации сборки с 30 % до 60 % в ближайшие несколько лет, иначе они потеряют льготы, быстро проблемы это не решит. А до этого момента российским компаниям нет даже смысла присматриваться к рынкам стран СНГ и ТС.

В таких условиях белорусам остается только жалеть, что в свое время у нас в стране не появилось подобных производств — их продукция сегодня была бы крайне востребованной. "Дело в том, что до 1 июля 2011 года, когда уравнялись пошлины на ввоз иномарок для физических и юридических лиц, в стране просто не было условий для того, чтобы автосборочные производства развивались. Теперь можно сказать, что экономические условия для создания таких предприятий уже сформированы", — отмечают в БАА.

Не заводится…

Попыток запустить автозаводы в Беларуси было немало. Но ни одна из них не увенчалась успехом. В стране пытались наладить сборочное производство автомобилей марок "Ford" и "Lublin", в настоящее время в поселке Обчак под Минском работает завод, производящий иранские автомобили "Samand", но даже в пиковом 2008-м ему удалось продать чуть более 100 автомобилей. Еще недавно в правительстве всерьез обсуждался проект по "отверточной" сборке китайских автомобилей компании "Chery" в партнерстве с Минским автозаводом. Прорабатывался похожий проект и с другим брендом из Поднебесной — "Geely". "Почему именно китайские автомобили? Во-первых, потому что на текущий момент никаких других предложений у нас, в сущности, нет. А во-вторых, китайский автопром за последние 10—12 лет (именно столько существуют основные производители — "Chery" начали собирать в 1998 году, "GreatWall" — в 1999 году) совершил такой качественный скачок, при котором эксперты стали оценивать уровень развития его "верхушки" на 10—15 лет опережающим российский", — делится зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА), председатель совета директоров ООО "Китайские автомобили" Сергей Варивода.

Но в белорусско-китайском автопроекте, к сожалению, дальше разговоров дело пока не идет. За последние два года компания "Chery" подписала и реализовала 12 проектов по промышленной сборке в ряде соседних стран. В частности, крупные заводы сегодня строятся в Украине и Турции. "Основная задача для китайских компаний — экспансия на рынки Западной и Северной Европы. На рынок Западной Европы китайский автопром как раз и планирует выйти через заводы в Турции, Болгарии и Великобритании. Ранее Беларусь представляла стратегический интерес для китайских автопроизводителей как плацдарм для броска на Запад и Восток, но с тех пор многие китайские компании уже решили вопрос выхода на западноевропейский рынок, так что вскоре о перспективности наших проектов можно будет забыть", — говорит Сергей Варивода.

Не первый год в стране обсуждается тема целесообразности вложения инвестиций в производство комплектующих, необходимых для сборки автомобилей ведущих мировых компаний. Наладить сотрудничество с высокотехнологичными производителями для такой страны, как Беларусь, учитывая ее кадровый потенциал, было бы не так уж и сложно. Вопрос только в формировании благоприятного инвестиционного климата. "Это послужило бы хорошей базой для создания у нас в стране современных производств, ориентированных на экспорт, в том числе и в Россию, — уверен Сергей Михневич. — Беларуси необходимо только улучшить инвестиционную привлекательность, и тогда в страну придут производители с желанием организовать сборочное производство. Сейчас же необходимо сотрудничать с известными компаниями в области производства автокомпонентов".

Весной нынешнего года стало известно, что в стране решено создать холдинг автокомпонентов, головным предприятием которого станет борисовское ОАО "БАТЭ". Согласно озвученным планам было определено, что в холдинг войдут 14 предприятий, производящих запчасти для автомобилей и техники, в частности, такие как гродненское ОАО "Белкард", борисовский завод "Автогидроусилитель", а также ряд предприятий, производящих кабельную продукцию. Кроме того, в Беларуси существуют частные компании, которые поставляют запчасти на конвейеры иностранных брендов в Россию. Но в большинстве своем это небольшие предприятия, которые имеют потенциал, но для того, чтобы его воплотить в жизнь, необходимы инвестиции.

Цены на максимуме

За первое полугодие в стране было зарегистрировано чуть больше 250 тыс. автомобилей. Из них новыми оказались только около 20 тыс. Вместе с тем специалисты подсчитали: для того чтобы приобрести себе машины, белорусы потратили около $ 2 млрд.

Несмотря на утверждения, что после 1 июля 2011 года авторынок страны столкнется с перенасыщением и будет "переваривать" ввезенные в страну машины еще несколько лет, этого пока так и не произошло. Автодилеры не без удовольствия наблюдают оживление в своих салонах. "Люди приходят, интересуются, начались и продажи. Правда, в большинстве своем они осуществляются за наличную валюту — рублевые цены сегодня из-за сложностей на валютном рынке, мягко сказать, пугают", — говорит представитель автодилерской компании Алексей Кричмар.

Специалисты говорят: сегодня из-за неопределенности с курсом доллара рублевые цены на автомобили находятся на максимальной отметке.

Какие автоправила действуют в Таможенном союзе?

1. Автомобили, прошедшие таможенную очистку по ставкам единого таможенного тарифа либо произведенные в России, Беларуси или Казахстане, при перемещении внутри Таможенного союза не растаможиваются, так как имеют статус товаров ТС. И статус этот должен быть подтвержден документально.

2. При регистрации такого автомобиля в местных органах нужно будет уплатить налог на добавленную стоимость. К примеру, в Казахстане он составляет 12 % от стоимости (плюс акциз, если объем двигателя больше 3 л), а в России НДС — 18 %. Но в России НДС начисляется на таможенную стоимость автомобиля, в то время как в Беларуси лишь на разницу между закупочной и отпускной ценами автомобиля, что существенно снижает его конечную стоимость. Отсутствует в нашей стране и такое понятие, как "акциз на новые авто". Таким образом, несмотря на одинаковые пошлины, цены на идентичные новые автомобили в Беларуси все еще примерно на 20 % ниже, чем в России.

3. Автолюбителям, собирающимся ввезти транспортные средства из Беларуси в Россию, следует учитывать, что экологический класс автомобиля должен быть не ниже "Евро-4".

4. Машины, ввезенные по льготной схеме в Казахстан и Беларусь, при перегоне в Россию придется растаможить, точнее, нужно будет доплатить разницу между ставкой льготной таможни и ставками, принятыми в России. Ставки таможенных пошлин, предусмотренных единым таможенным тарифом, и ставки льготной растаможки в Казахстане и Беларуси различались примерно в 10 раз, поэтому такая операция пока не кажется выгодной. Но действовать эти нормы будут до 1 января 2013 года. В 2013 году все автомобили на территории Таможенного союза автоматически признаются товарами ТС независимо от даты и ставок, по которым они были растаможены. Иными словами, они могут свободно перепродаваться внутри трех государств-союзников.

Таможенный калькулятор. Расчет таможенных пошлин на ввоз автомобиля в Беларусь. Ставки таможенных пошлин. Растаможка автомобилей.


 
-53%
-25%
-35%
-5%
-25%
-25%
-12%
-10%
-25%
-15%