152 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  2. Для въехавшего в колонну силовиков водителя BMW прокурор запросил 12 лет колонии
  3. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  4. Рабочая неделя будет теплой, зато на выходных выпадет снег
  5. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  6. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  7. «Гиря для важных государственных компаний». США возобновили санкции — каким будет эффект
  8. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  9. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  10. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  11. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  12. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта
  13. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво
  14. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  15. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  16. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  17. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  18. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  19. МИД о возобновлении санкций: Беларусь предпримет все усилия, чтобы защититься от деструктивных мер США
  20. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  21. «Глубоко разочарован ее действиями». Глава федерации баскетбола прошелся по Снытиной
  22. Биолог рассказал, как сделать рассаду крепкой. Нужно выполнить всего пять простых пунктов
  23. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  24. Суд над участниками канала «Армия с народом» и волонтером Тихановской: одного из обвиняемых удалили с процесса
  25. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  26. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  27. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  28. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  29. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  30. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты


Андрей КОЖЕМЯКИН,

Обложив физлиц экспортными пошлинами, правительство ввергло в ступор и простых граждан, и бизнес, и таможенников. Никто до сих пор не понимает, как на практике должна работать новая система контроля над вывозом социально значимых товаров, прежде всего бензина. Аналитики недоумевают: в чем смысл борьбы с якобы спекулятивным вывозом товаров, когда доступ к основному рынку сбыта - России - остался свободным?!

Прекратить спекулятивный вывоз социально значимых товаров еще на прошлой неделе потребовал Александр Лукашенко.

"Создается не просто угроза, а мы наблюдаем неорганизованный, в ущерб нашим товаропроизводителям вывоз этой продукции", - пояснил он причину принятия срочных мер на совещании 10 июня.

Однако сырые идеи правительства по защите внутреннего рынка прогнозируемо не нашли поддержки у населения. В воскресенье, 12 июня, на погранпереходе "Брузги" даже произошла стычка между гражданами и сотрудниками ОМОНа.

Инцидент произошел из-за того, что сотрудники таможни не выпускали на территорию Польши водителей, которые выезжали туда второй день подряд. В соответствии с новыми правилами, автомобильное топливо, вывозимое физическим лицом более одного раза в течение пяти суток, облагается экспортной пошлиной. Не уплатил пошлину - никуда не выехал.

Но, борясь таким образом с профессиональными "бензовозами", действительно вывозящими топливо на продажу за границу, правительство необоснованно взяло в тиски и граждан, не имеющих никакого отношения к полулегальному приграничному бизнесу.

По словам очевидцев, прорваться сегодня, например, в Польшу довольно проблематично.

"Таможенники заворачивают назад автомобили, пытающиеся пересечь границу второй раз в течение пяти дней. Причем никто не смотрит, сколько бензина в топливном баке - 10 литров или 40 литров. Как никого особо не волнуют и причины выезда", - сообщил Naviny.by один из водителей, знакомый с ситуацией на границе.

Чтобы пересечь границу, надо или ждать, когда пройдет пять дней с момента первого выезда, или уплатить пошлину, которая составляет примерно 30% от стоимости одного литра бензина. По словам таможенников, все просто. У граждан - вопросов выше крыши.

"В соответствии с постановлением правительства водителям надо уплатить пошлину через отделение банка. Но какой объем топлива должен облагаться пошлиной? Я ведь могу уплатить пошлину, например, за 10 литров, а потом по пути к границе еще где-то заправиться, но предоставить подтверждения уплаты только за 10 литров. Или здесь за каждым водителем будет ехать соглядатай и все контролировать?", - задается вопросом собеседник Naviny.by.

По его словам, стремясь поскорее ввести ограничительные меры, правительство как всегда не подумало над механизмом реализации своих идей и ничего не отработало. Поэтому пока многие автовладельцы взяли паузу, чтобы дождаться более внятных объяснений.

В ГТК пока разъяснили лишь несколько ключевых моментов. Во-первых, при вывозе физлицами топлива за пределы Таможенного союза чаще одного раза в течение 5 дней пошлиной будет облагаться весь объем горючего в топливном баке. Во-вторых, сотрудники таможенных органов располагают специальной аппаратурой, которая позволяет измерять количество топлива в баке.

Некоторые автовладельцы, в свою очередь, скептически восприняли заявления о такой технической оснащенности таможенников и заявили, что работники таможни сами мало что знают о правоприменительной практике решений правительства.

"Я описал представителям одного из таможенных пунктов такую ситуацию. Я выехал в Польшу, там, в связи с необходимостью, заправился. Решив дела, приехал в Беларусь, а через день вновь направился в Польшу, при этом нигде больше не заправляясь. Вопрос: "Пропустят меня через границу без уплаты пошлины, если я предоставлю чек о покупке бензина не в Беларуси?" Таможенники почесали затылки и ответили: "Наверное, пропустят… Хотя, черт его знает", - поделился информацией один из автолюбителей.

С вывозом продуктов питания, также попавших под правительственную опеку, все гораздо проще.

Есть минимально допустимый объем беспошлинного вывоза товара. Одно физлицо без сборов может вывезти 2 кг свинины, мяса птицы, сахара, муки, сычужных сыров, 1 кг сливочного масла, 2 пачки сигарет белорусского производства, по 5 банок молочных и мясных консервов.

И есть сбор в размере двукратной средней цены за вывоз этих продуктов сверх нормы. Так, за свинину сбор составляет 30 836 рублей, за мясо птицы - 26 534 рубля, сахар - 10 тысяч, муку - 4 120 рублей, сыры сычужные - 44 364 рубля, масло животное - 45 736 рублей.

Сбор будет взиматься при вывозе продукции в Украину, Польшу, Литву и Латвию. Только был ли смысл вводить такие ограничения?

"Ввоз в ЕС нашей молочной и мясной продукции запрещен. Контроль на границах в Польше и Прибалтике достаточно жесткий, поэтому о каких существенных объемах вывоза этой продукции (и, соответственно, пагубного влияния на внутренний рынок) можно говорить? Введение таких ограничений - это нелепость", - полагает финансовый аналитик Андрей Карпунин.

С Украиной, по его словам, схожая ситуация, как и с ЕС. "На некоторые продукты установлен лимит ввоза, на некоторые установлен прямой запрет. Украина также заинтересована в защите своего внутреннего рынка и производителей".

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов убежден, что эти ограничения ничего не дадут. Основное направление вывоза продуктов питания - Россия, свободно. Причем масштабы активности белорусов по вывозу продукции значительно ниже активности самих россиян.

"На данный момент масштабы вывоза в Россию продуктов питания самими россиянами только возрастают. Приграничные города многократно взяты штурмом с полной капитуляцией магазинов. К примеру, в Мстиславле фактически все улицы запружены автомобилями с российскими номерами и другим транспортом. Россияне активно скупают молочные и колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, кондитерские изделия, сахар. Несмотря на повышение цен на сахар, в приграничных районах его почти нет".

По словам Виктора Маргелова, возможности россиян скупать по дешевке белорусскую продукцию расширяются в том числе из-за невнятной валютной политики белорусского правительства и Нацбанка.

"Целые группы наших граждан ездят в Смоленск, чтобы там обменять наши белорусские рубли по курсу 300 рублей за 1 российский рубль. И россияне охотно скупают нашу национальную валюту, потом садятся на автобусы, едут в Беларусь и за белорусские рубли сметают все с прилавков. Товары им достаются почти бесплатно", — отметил эксперт.

Он убежден, что массовый вывоз продукции из Беларуси будет только нарастать, несмотря на ограничения. Помогут этому и белорусские предприятия, для которых из-за девальвации и административного регулирования цен на социально значимые товары намного выгоднее отгружать продукцию на экспорт.

"Начинается активный саботаж молочных заводов, не желающих отгружать в больших объемах на внутренний рынок ряд молочных продуктов. Под любыми предлогами срываются заявки, уменьшаются поставки. И это в период большого молока. Кроме того, прошла информация о приостановке некоторыми предприятиями производства товаров молочной группы социального назначения. Из-за административного регулирования цен такое производство становится убыточным", - констатирует Виктор Маргелов.

Однако столь активный экспорт может вылезти боком субъектам хозяйствования, полагает Андрей Карпунин.

"Если мы будем продолжать массовые поставки наших товаров по низким ценам в ту же Россию, то можем напороться на антидемпинговые расследования, и штрафные санкции могут превысить весь экономический эффект от желания быстрее заработать валюту в связи с девальвацией".
 
-40%
-40%
-15%
-65%
-50%
-15%
-50%
-30%
-10%
-20%