153 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Согласился с обвинением». Что сказали в суде предшественник Бабарико на посту главы банка и преемник
  2. Знакомьтесь с отважной белоруской, которая решилась взойти на самую высокую вершину земли
  3. Помните, в Жодино милиционер ударил женщину? На одну из участниц той истории завели дело
  4. В Минске заметили эксклюзивный внедорожник с клиренсом полметра и ценой почти полмиллиона евро
  5. Внимание: гроза, град, сильный ветер. Синоптики объявили оранжевый уровень опасности
  6. Новые выборы уже в этом году и права человека. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюции по Беларуси
  7. «Однушки» — от 170 долларов. Что сейчас происходит на рынке аренды квартир в Минске и что дальше
  8. В Минске и окрестностях — много силовиков и колонны техники. В МВД говорят, что «плановые учения»
  9. «Череп маленький — мозг не помещается». История мамы парня, который родился с микроцефалией
  10. Гинеколог — о заболевании, которое может не иметь симптомов и при этом мешать женщине родить
  11. Минэкономики: Система достаточно прочна. Неблагоприятные факторы носят временный характер
  12. Отдых в пандемию: можно ли съездить в автобусный тур и обязательна ли самоизоляция после возвращения
  13. «Все границы перешли!» Путин о «попытке госпереворота и убийства Лукашенко» в Беларуси
  14. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  15. В России — акции в поддержку Навального: более 400 человек задержаны
  16. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  17. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  18. В Минздраве рассказали о количестве привившихся от коронавируса и поствакцинальных реакциях
  19. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  20. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  21. Преподаватель гомельского медунивера от руки рисует лекции для студентов — и им нравится
  22. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  23. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  24. Што не так з беларускамоўнымі садкамі і школамі? Абмяркоўваем з бацькамі
  25. «В пандемию люди соскучились по общению». В Минске открылся клуб с настолками и баром, сходили туда
  26. Точки над i. От назначенной на четверг встречи Лукашенко и Путина ждут судьбоносных решений
  27. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  28. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  29. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  30. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы


Дмитрий Заяц,

В Беларуси сложилась парадоксальная ситуация с нефтепродуктами. С одной стороны, цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, повышаются. С другой, поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, приносили одни убытки белорусским НПЗ в первом квартале. В чем причина?

Парадоксы первого квартала

В первом квартале условия поставок российской нефти в Беларусь изменились — Москва согласилась поставлять углеводородное сырье нашей стране без взимания пошлин. В связи с этим в депутатских кругах еще в конце 2010 года созрел вопрос к правительству: если пошлин не будет, может, бензин на заправках подешевеет?

Отвечая на этот вопрос депутатов в декабре 2010 года, тогдашний вице-премьер Андрей Кобяков заявил, что бензин вряд ли подешевеет. "Не надо связывать улучшение в торговле нефтью с уменьшением цен на горючее. Это доходы бюджета на 2011 год", — заявил Андрей Кобяков, не уточнив, какая взаимосвязь между бензинами и бюджетом. На самом деле, связь — прямая, но об этом позже.

В первом квартале, несмотря на "улучшение в торговле нефтью", цены на нефтепродукты не только не оставались на месте, но и дважды поднимались. С 3 марта, напомним, розничные цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, были повышены на 4,5-10%. А 31 марта автовладельцы пережили новое повышение цен на бензины и дизельное топливо. Нефтепродукты в последний день марта, напомним, подорожали на 10%.

Парадокс ситуации заключается в том, что, несмотря на повышение цен, поставки нефтепродуктов на внутренний рынок были убыточны в первом квартале для отечественных НПЗ. По данным Naviny.by, в январе - марте, поставляя нефтепродукты на внутренний рынок, нефтепереработчики имели минусовую рентабельность практически по всем товарным позициям — начиная от керосина и заканчивая автобензинами.

Поэтому неудивительно, почему, например, Мозырский НПЗ получил убыток в первом квартале этого года. За январь - март убыток нефтеперерабатывающего предприятия составил, по неофициальным данным, более 180 млрд рублей. И это при том, что поставки нефтепродуктов на экспорт в этот период были рентабельны для предприятия.

Россия: и бензин доступный, и с маржой все в порядке

Основное сырье для производства нефтепродуктов Беларусь получает из России. Поставщиками углеводородного сырья на белорусские НПЗ в 2011 году выступают пять российских компаний — "Роснефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", ТНК-BP, "Газпром нефть". За первые четыре месяца этого года нефтяные компании из России поставили в Беларусь почти 5 млн тонн нефти.

Как известно, Россия весь объем нефти поставляет в Беларусь в этом году беспошлинно. Правда, белорусская сторона в этом году уплачивает премию российским поставщикам за доставленную нефть (в марте — 6,49 доллара за баррель или около 45 долларов за тонну).

Несмотря на примерно равные условия приобретения нефти, эффективность поставок нефтепродуктов на внутренний рынок в Беларуси и в России принципиально разная. Если в Беларуси, как мы отметили выше, НПЗ несут убытки, продавая нефтепродукты внутри страны, то в России заводы имеют хорошую прибыль.

"Поставки почти всех нефтепродуктов на внутренний рынок приносят российским НПЗ хорошую прибыль, — заявил Naviny.by источник в Москве, знакомый с результатами деятельности НПЗ. — Судите сами: тонна нефти в опте составляет 12 тыс. российских рублей, а оптовая цена дизельного топлива в европейской части России — 24,5 тыс. рублей за тонну, бензина A-92 — 30 тыс. рублей за тонну. В первом квартале 2011 года российские НПЗ имели маржу в размере 10 долларов за баррель переработанной нефти. Это — уровень хороших европейских НПЗ".

По словам собеседника Naviny.by, российским НПЗ выгоднее поставлять бензины на внутренний рынок, чем экспортировать. Этот факт подтверждает и руководитель отдела нефтепродуктовых рынков России и СНГ исследовательской группы "Петромаркет" Александра Зубачева.

"Поставки нефтепродуктов на внутренний рынок выгодней российским компаниям, поскольку именно цены внутреннего рынка, можно сказать, контролируются российскими производителями", — сообщила Naviny.by Александра Зубачева.

Однако это не приводит к тому, что цены на нефтепродукты для конечных российских потребителей являются завышенными. Литр 92-го бензина стоит сегодня в России 25 российских рублей. В пересчете на белорусские получается 2750 рублей за литр. А у нас, несмотря на то, что мы получаем нефть по ценам, близким к внутрироссийским, — 3300 рублей за литр, и при этом нефтепереработка получает большой убыток от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Парадокс?

Что потребителю плохо, то бюджету хорошо

Чтобы объяснить этот парадокс, нужно вспомнить Андрея Кобякова, слова которого мы приводили в начале статьи. Андрей Владимирович недвусмысленно в декабре заявил, что снижение цены нефтепродуктов приведет к потерям бюджета. Следовательно, в цене бензина заложена весомая фискальная составляющая.

Как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, составляющая эта настолько высока, что в первом квартале этого года именно из-за снижения поставок нефтепродуктов (автомобильного топлива) на внутренний рынок государству не удалось собрать запланированный объем акцизов.

Доля налогов в стоимости нефтепродуктов, реализуемых на внутренний рынок, существенно влияет на конечную стоимость продукции. Доходит до того, что со всеми налогами стоимость нефтепродуктов, поставляемых на внутренний рынок, выше, чем цена экспортируемых нефтепродуктов с экспортной пошлиной.

Отсюда и получается: поставки нефтепродуктов на экспорт имеют положительную рентабельность, а поставки на внутренний рынок, ввиду высоких налогов, оказываются для НПЗ убыточными.

В этой ситуации, чтобы устранить убытки, возможны три варианта.

Первый: перекрывать убытки за счет прибыли, получаемой НПЗ за счет экспорта нефтепродуктов. Второй: снижать фискальную составляющую в нефтепродуктах, поставляемых на внутренний рынок. Но это предложение правительство вряд ли одобрит в условиях дефицитного бюджета. Наконец, третий вариант: сократить убытки НПЗ за счет повышения цен на нефтепродукты. С учетом того, что цены на топливо в этом году уже дважды повышались, несложно догадаться, на каком варианте остановились в верхах.

-15%
-40%
-40%
-50%
-12%
-10%
-90%
-20%
-15%
-17%
-30%