1. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  2. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  3. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  4. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  5. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  6. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  7. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  8. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  9. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  10. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн прошедшего дня
  11. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  12. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  13. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  14. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  15. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  16. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  17. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  18. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  19. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  20. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  21. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  22. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  23. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  24. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  25. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  26. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  27. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  28. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  29. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  30. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать


Международный валютный фонд (МВФ) рекомендует правительству Беларуси приступить к переходу от командно-административного управления экономикой к рыночным инструментам экономической политики. Первыми шагами в этом направлении может стать смена действующей денежно-кредитной политики, построенной на привязке обменного курса, на режим таргетирования инфляции (ТИ). Однако, как выяснилось, государству придется отказаться от ряда излюбленных привычек.

Напомним, что во время зимних консультаций эксперты МВФ рекомендовали властям Беларуси принять стратегию на основе гибкости обменного курса белорусского рубля и со временем перейти к таргетированию инфляции, что "сделало бы экономику более устойчивой к внешним шокам и способствовало бы поддержанию конкурентоспособности". В белорусском правительстве согласились с данным советом и запросили техническую помощь у МВФ. Эксперты Фонда оценили готовность Беларуси к подобным преобразованиям и высказали свои замечания на сей счет.

Как и следовало ожидать, эксперты сразу же поставили под сомнение скороспелость реформ. "Поскольку доминирующая доля экономики все еще находится под непосредственным контролем государства, и официальные органы опираются на элементы централизованного планирования в управлении экономикой, скромная роль рыночных механизмов в распределении ресурсов делает продвижение к ТИ нелегкой задачей", говорится в аналитической записке экспертов МВФ. Их смущает операционная зависимость центрального банка от решений Администрации президента и правительства, доминирующая роль госфинансирования, непрозрачность в проведении и оценке мер денежно-кредитной политики. Ряд частностей также может помешать работе режима ТИ.

Во-первых, почти половина совокупного кредита банковской системы предоставляется в рамках кредитования по госпрограммам, которое стимулируется субсидированием процентных ставок и финансируется госдепозитами в коммерческих банках или кредитом НБРБ. "Цель правительства, заключающаяся в развитии конкретных отраслей экономики путем направления кредитов в эти сектора, мешает обычному механизму передачи воздействия денежно-кредитной политики - связь между ставками интервенции и внутренним спросом ослабевает, затрудняя выполнение НБРБ целевого показателя инфляции с помощью своих инструментов процентных ставок", говорится в записке. Во-вторых, "финансовая система Беларуси характеризуется высокой степенью долларизации, что затрудняет достижение Нацбанком целевого уровня инфляции при помощи его обычных инструментов через процентные ставки". Наконец, "ввиду недостаточной глубины валютных рынков, даже относительно небольшие суммы спекулятивных потоков капитала могут сильно повлиять на рынок и курс национальной валюты".

Эксперты фонда советуют укрепить операционную независимость Нацбанка. В частности, главному банку страны следует "предоставить исключительные полномочия по проведению операций денежно-кредитной политики" и "освободить от давления, требующего установления процентных ставок на низком уровне или предоставления крупных сумм кредита банковской системе". Говоря простым языком, Нацбанк должен быть по-настоящему независимым от Совмина и Администрации президента. То есть никто не может указывать руководству центробанка включить печатный станок для снятия напряжения в бюджетной сфере. Нынче Нацбанк Беларуси, по мнению аналитиков МВФ, больше напоминает Банк развития, "который преследует социальные цели, поставленные правительством". Для режима таргетирования инфляции, однако, необходимо, чтобы центральный банк мог действовать независимо, даже если ТИ включает непопулярное ужесточение денежно-кредитной политики. Справедливости ради стоит сказать, что недавно Нацбанку позволили применить режим таргетирования инфляции - ставку рефинансирования стали повышать вслед за ростом инфляции. В итоге сначала СР выросла на 1,5%, до 12% годовых. Затем - еще на один процентный пункт.

Эксперты фонда советуют внести изменения в законодательство, которые позволят Нацбанку сосредоточиться "на стабильности цен вместо стабильности обменного курса". В настоящее время, по мнению экспертов МВФ, существует "неоднозначно действующее распределение ответственности за сдерживание инфляции между НБРБ и другими государственными ведомствами". Заявленной же целью главного банка страны является обеспечение стабильности курса белорусского рубля.

Эксперты призывают ограничить доминирующую роль госбюджета. "Если центральному банку придется финансировать дефицит бюджета, он не может контролировать свой баланс и, соответственно, вряд ли достигнет желаемого целевого уровня инфляции", полагают эксперты. А именно Нацбанк играет активную роль в поддержке кредитования в рамках государственных программ, предоставляя кредиты госбанкам. В 2010 году объем кредитования на нерыночных условиях для финансирования ГП превысил объем стандартных рыночных операций с ликвидностью, ослабив механизм передачи воздействия денежно-кредитной политики. Поэтому эксперты традиционно советуют перевести финансирование госпрограмм в Банк развития. Эта мера освободит банки от нерыночного кредитования и, таким образом, повысит эффективность механизма воздействия денежно-кредитной политики. Кроме того, следует сокращать участие Нацбанка в непрофильных видах деятельности.

Финансовым властям рекомендовано улучшить предоставление информации о денежно-кредитной политике. "Регулярное и открытое обоснование изменений в политике НБРБ обеспечит доверие хозяйствующих субъектов к денежно-кредитной политике", полагают аналитики.

Нацбанк также мог бы "стимулировать развитие валютного рынка, допустив большую гибкость обменного курса путем расширения фактического коридора его колебаний, сокращения своей роли на рынке посредством ограничения своей функции маркет-мейкера. В более общем плане официальным органам следует устранить препятствия для развития небанковских финансовых организаций".

-20%
-10%
-40%
-10%
-15%
-5%
-25%
-20%
-33%
0070970