Михаил Радкевич,

Белорусский фармацевтический рынок сохранил динамику прошлых лет, которой он не растерял по сравнению с Россией, Украиной, Казахстаном и в кризисном 2009 году. В 2010 году он снова рос.

По данным аналитического агентства Intellix, объем фармацевтического рынка Беларуси в прошлом году составил 676,4 млн долларов. Это почти на 10% больше, чем было в 2009 году (615,4 млн долларов).

Главная причина роста – белорусы стали больше тратить на лекарства. Так, по данным Intellix, среднегодовое потребление на душу населения в оптовых ценах в долларах выросло с 64,8 доллара до 71,35 доллара. Для сравнения: еще в 2007 году этот показатель был 46,6 доллара.

Еще один тренд прошлого года – белорусы стали покупать больше дорогих лекарств. На розничном рынке, на который приходится около 75% всего объема продаж лексредств, они увеличили свои затраты на медикаменты в трех наиболее дорогих сегментах. Траты на дешевые лекарства, наоборот, заметно сократились.

Так, доля купленных лекарств стоимостью свыше 50 долларов выросла с 3,73% в 2009 году до 4,71% в 2010 году, стоимостью 20–50 долларов – с 5,69% до 6,32%, стоимостью 10–20 долларов – с 11,75% до 12,95%. А вот доля лекарств стоимостью менее доллара сократилась с 12,62% до 11,43%. Еще более резкое падение наблюдалось в самом массовом сегменте – лекарств стоимостью между 1 и 5 долларами. На них объем трат сократился в общем объеме с 44,47% до 41,06%.

Что любопытно, в госпитальном сегменте, наоборот, наблюдалось уменьшение трат в самых дорогих сегментах.

Продолжала уменьшаться (в стоимостном выражении) в 2010 году доля импортных лекарств, присутствующих на белорусском рынке. Если в 2008 года она была 81,9% от всего объема продаж, то в 2010 году – уже 76,57%.

Тем не менее в тройку лидеров по двум сегментам белорусского фармрынка (розничного и госпитального) по объемам продаж в 2010 году вошли только белорусские компании-производители.

Возглавили рейтинг "Белмедпрепараты", продавшие (в оптовых ценах) лекарств на 39,84 млн долларов (прирост по сравнению с 2009 годом – на 28,09%). Доля крупнейшего белорусского фармацевтического производства на рынке оптовых продаж составила 5,89%. Вторая позиция – у "Фармлэнда" (30,41 млн долларов, прирост 50,19%), третья – у Борисовского завода медпрепаратов (27,94 млн долларов, прирост 7,35%).

В натуральном выражении лидерство белорусов абсолютно и в совокупных объемах, и среди отдельных производителей. По итогам 2010 года 58,49% – это были продажи белорусских лексредств, 41,51% – импортных.

При этом БЗМП стал абсолютным чемпионом по количеству проданных упаковок – 78,43 млн штук. Для сравнения: идущие следом "Белмедпрепараты" продали 37,29 млн упаковок.

Остальную часть топ-10 крупнейших производителей на фармацевтическом рынке Беларуси составили исключительно иностранные компании. Наибольшую динамику продемонстрировала "Никомед", чьи продажи выросли на 20,35% и составили в итоге 23,43 млн долларов. "Никомеду" совсем немного не хватило, чтобы потеснить с четвертого места "Санофи-Авентис", который продал в прошлом году своей продукции на сумму 25,75 млн долларов (прирост – 8,29%).

Росли также "Гедеон Рихтер" (объем продаж – 18,67 млн долларов) и ГСК (18,5 млн долларов). Наоборот, падали по сравнению с 2009 годом "Байер Хелскэр" (21,58 млн долларов), "Рош" (18,14 млн долларов) и "Берлин-Хеми" (17,41 млн долларов).

Тем не менее "Байер Хелскэр" занял первое место по продажам в розничном сегменте белорусского рынка, опередив занявших соответственно 2-е и 3-е места Борисовский завод медпрепаратов и "Белмедпрепараты". Белорусский "Фармлэнд" в этом сегменте оказался 6-м, а 10-е место занял еще один представитель отечественной фарминдустрии – логойский "Лекфарм".

В госпитальном сегменте первую тройку по продажам составили "Белмедпрепараты", "Фармлэнд" и "Рош". Также в топ-10 здесь вошли от Беларуси Несвижский завод медпрепаратов (4-е место) и БЗМП (5).

Лидером-брендом на розничном рынке в 2010 году стал "Лизиноприл" ("Фармлэнд"), на который пришлось 1,15% от всего объема оптовых продаж в долларах. Также в тройку вошли "Актовегин" ("Никомед") и "Эссенциале" ("Санофи-Авентис"), чьи доли эксперты Intellix оценили соответственно в 0,81% и 0,67%.

На госпитальном рынке в 2010 году абсолютным лидером по объемам оптовых продаж в долларах стал "Флюваксин" китайской компании "Чаньчунь Чанг Шенг Лайф Сайнс" – 3,77%. Второе и третье места достались соответственно "Коат-дви" компании "Талекрис Биотерапьютикс Инк" (2,44%) и "Куросурф" ("Никомед") (2,05%). 

-80%
-35%
-17%
-25%
-70%
-50%
-15%
-10%
-50%
0068422