Ошибки совершают все: и подчиненные, и руководители. Вот только цена этих ошибок разная. Если погрешности специалиста можно почти безболезненно исправить, то неточный ход топ-менеджера стоит порой жизни целого бизнеса. Владимир Тарасов выделил 8 основных ошибок управленцев и предложил белорусским руководителям алгоритм их предотвращения.
 
Владимир Тарасов - директор и основатель Таллинской школы менеджеров (ТШМ), Эстония. Один из самых известных и рейтинговых на российском рынке бизнес-тренеров. Его по праву называют первым менеджером Советского Союза, т.к. разработкой и организацией систем управления Владимир Тарасов занимается с 70-х г. Белорусским бизнесменам Владимир Тарасов знаком по бестселлерам "Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров", "Технология жизни: книга для героев", "Искусство управленческой борьбы", "Внутрифирменные отношения", "Управленческая элита: как мы ее отбираем и готовим".
 
Число 8 для списка ошибок Тарасов выбрал не случайно. В своих книгах, публикациях и семинарах эксперт выделяет 8 ступеней, которые должен пройти человек, будь то начинающий менеджер или опытный руководитель, чтобы овладеть управленческим искусством.
 
1) Неумение делегировать
 
Уж сколько раз твердили руководителям, что нельзя все делать самим – нужно научиться доверять подчиненным, возлагая на них определенные обязанности. Как избавиться от страха того, что они совершат море ошибок, не оправдают надежд?
 
"Как правило, руководители в процессе делегирования полномочий допускают две ошибки: когда делегируешь права, надо сначала обучить человека, посмотреть, как это у него получается. Я делаю что-то руками человека, которые держу в своих руках (беру руку ребенка с ложкой в свою руку и кормлю), веду его за руку. Вторая форма приказа — я делаю сам и говорю: "Делай, как я". Затем я заставляю его вспомнить, как я делал раньше. После этого — как он сам делал это вчера", - советует Владимир Тарасов.

2)
Необходимость отдавать приказы и распоряжения

Казалось бы, руководитель обязан отдавать приказы. Это ошибочное мнение. Если Вы все еще даете распоряжения, значит, Вы не до конца делегировали полномочия, не сняли с себя те проблемы, которые должен решать подчиненный.
 
"И, наконец, наступает стадия "ты знаешь, как делать, вот и прикажи себе сам". Прикажи себе сам — это и есть делегирование. Здесь часто допускают вторую ошибку. Важно понимать, что делегирование — это перевод человека в режим, когда он сам себе приказывает то, что я приказал бы ему в этом случае. Поэтому и говорят, что делегировать — это снять с себя часть проблем. Прикажи себе сам, но прикажи так, как я бы это сделал".

3) Война за авторитет
 
То, что вы на бумагах руководитель компании, еще не значит, что Вы авторитет для подчиненных. Как стать таким авторитетом?
 
“Идеальный руководитель:
Он — как мрак. Ничего в его планах разглядеть невозможно.
Он — как гром. Никогда не угадать, куда ударит и кого поразит.
Он — как огонь. Невозможно приблизиться. Тепло рядом, но невыносимо горячо, если пытаться встать ближе".
 

4) Неумение мотивировать персонал
 
Если бы все проблемы решались лишь деньгами, жить было бы гораздо проще. Но такой способ мотивации Тарасов называет рациональным, но люди начинают работать на показатель, а не на дело. Эксперт призывает использовать куда более действенный вариант – иррациональный.
 
"При иррациональном управлении нет объявленных правил вознаграждения. По фактическим случаям увольнений или поощрений наемные работники начинают ощущать, что единственным способом быть не уволенным и, более того, получающим хорошее вознаграждение является ориентация работника на дело. Попытки угадать, как именно оценивается эта ориентация работодателем, и подстроиться соответственным образом являются весьма рискованными и могут привести к увольнению. Иррациональное управление осуществляется не при помощи правил, а при помощи поступков и прецедентов". 

5) Предсказуемость
 
"Идеальный руководитель непредсказуем. Трудно сказать, что произойдет, если нарушить его слово. Ясно одно — произойдет что-нибудь совершенно ужасное. И мысль о неповиновении обрывается на середине, потому что стынет кровь от ужаса".

6) Неспособность видеть перспективы

"Как далеко должен видеть руководитель, чтобы не потерять цель и помнить о смысле? Все зависит от человека. Как-то директора по перспективному развитию одной из японских фирм, которому было около 70-ти лет, молодой журналист спросил несколько язвительно: на сколько лет вперед вы планируете развитие вашей фирмы? Директор ответил спокойно: на триста лет. Журналисту стало неловко, потому что с точки зрения трехсот лет, что он, молодой журналист, что 70-летний директор - все равно. Дело в том, что мы долгое время жили в обществе, где все всё должны были понять. Любую идею, любой план должны были понять вышестоящие органы, трудовой коллектив и т.д. Из-за этой несамостоятельности руководители не особенно задумывались о перспективах".

7) Отсутствие решительности

Все действия руководителя должны быть четкими и решительными. Бизнес - это война, медлить нельзя, иначе проиграешь поединок, а, может, и всю войну в целом. Так, Тарасов отмечает:
"Внутренняя готовность уволить 100% персонала — непременное условие начала бизнеса. И здесь не должно быть нравственных сомнений. Увольняют человека всегда за какие-то его человеческие качества. Увольнение — это нормально. Сейчас ценятся не те работники, которые умеют работать хорошо, а те, которые "не умеют" работать плохо. Хорошо — или никак. Очень важно понимать, что уволить — значит, не унизить, а поднять человека. Если он наносит ущерб организации, то нельзя позволить ему продолжать делать это зло — в том числе и себе. Он неудачно живет, плохо использует свои ресурсы — надо ему помочь исправить положение. Он сам не развивается, не реализовывается на этом месте. Пусть попробует на другом".

8) Неумение сказать "текучке" "нет"
 
Оторваться от текущих дел так, чтобы управлять дистанционно, думая над стратегией, а тактику оставить подчиненным – вот то, к чему нужно стремиться руководителю.
 
"Идеальный руководитель — бездействующий", - говорит эксперт.
 
30 марта в Минске Владимир Тарасов расскажет о том, как тратить меньше сил, времени и средств на управление людьми на эксклюзивном мастер-классе "Восемь ступеней управленческого искусства". 

Более подробно с программой можно ознакомиться на сайте компании "Ключевые решения" и по телефонам:
+375-17-210-24-16, +375-44-786-89-29, +375-29-640-66-49 

Генеральный партнер мастер-класса -
логистическая компания "СТА Логистик".
-25%
-50%
-10%
-20%
0066856