Дмитрий Заяц,

Министерство экономики в эти дни дорабатывает проект плана мероприятий по реализации директивы о либерализации. Документ, которым располагает интернет-газета Naviny.by, предполагает принятие многих прогрессивных решений. Вместе с тем, в стране продолжается разработка госрешений, которые либеральными никак не назовешь.

В распоряжении бизнес-сообщества появился проект указа президента "О некоторых вопросах обращения с отходами". Документ разработан "в целях уменьшения объемов захоронения отходов и предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду".

Де-факто, проект указа противоречит духу рыночной экономики и устанавливает монополию одной госструктуры на деятельность в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами. Согласно проекту указа, "национальным оператором в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами" должно стать гособъединение "Белресурсы".

Реализация этого документа в случае его принятия приведет к тому, что в стране будет одна структура (причем, как это часто у нас бывает, государственная), которая будет иметь исключительное право на ведение определенной предпринимательской деятельности. По сути, в стране начнет действовать монополия на сбор и переработку стеклотары, макулатуры и прочих вторичных материальных ресурсов.

К чему это приведет?

Согласно проекту указа, "сумма платы за услуги по сбору и (или) использованию отходов, оказываемые ГО "Белресурсы", включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых производителями и импортерами при налогообложении".

По мнению бизнес-сообщества, реализация этой нормы вызовет рост цен на товары и услуги.

"Принятие указа в его нынешнем виде ухудшит положение предприятий, увеличит их расходы и повысит себестоимость продукции предприятий, делая ее менее конкурентоспособной, — заявил в интервью интернет-газете Naviny.by председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. — Инвестиционный климат в результате принятия такого решения только ухудшится".

В обращении, которое столичный бизнес-союз передал в Министерство торговли и Министерство экономики, говорится о том, что подготовленный проект указа противоречит принятой директиве о либерализации.

Собственно говоря, этот проект указа противоречит не только директиве, но и всему курсу на либерализацию экономики.

В конце прошлой недели, как известно, правительство одобрило проект плана мероприятий по реализации директивы, и направило его на доработку в Министерство экономики.

Проект плана мероприятий, которым располагает интернет-газета Naviny.by, предполагает принятие более ста нормативно-правовых актов, направленных на либерализацию экономики.

Проект плана, в частности, предполагает создание равных условий хозяйствования для страховых компаний. Сегодня, как известно, обязательными видами страхования могут заниматься только государственные страховые организации.

Проект плана мероприятий предусматривает также снижение штрафов за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. Соответствующие поправки должны быть внесены в Кодекс об административных правонарушениях.

Наконец, проект плана мероприятий по реализации директивы предписывает доработать проект закона "О правовых актах Республики Беларусь" таким образом, чтобы исключить вступление в силу госрешений задним числом, как это нередко бывает в нашей стране. Плюс к этому в законе должно быть прописано, что проекты правовых актов, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, подлежат обязательному общественному обсуждению.

"Самое главное в директиве состоит в том, что разрабатываемые экономические решения должны широко обсуждаться с деловым сообществом. Именно субъекты хозяйствования, которых представляют бизнес-союзы, должны быть главными экспертами при подготовке нормативно-правовых актов", — говорит Карягин.

На фоне планов правительства воплощать в жизнь директиву о либерализации кажется странным появление вышеупомянутого проекта указа президента, который устанавливает госмонополию на отдельный вид предпринимательской деятельности – сбор и переработка вторичных материальных ресурсов. Почему же в нашей стране, где провозглашен курс на либерализацию, продолжают готовить нерыночные решения?

"Этот вопрос мы как раз и будем выносить на Ассамблею деловых кругов, которая состоится 2 марта, — отмечает Владимир Карягин. — В директиве говорится о конкуренции везде, где только можно, а на самом деле нам сегодня предлагаются проекты решений, которые зиждутся на государственном монополизме".

По мнению руководителя бизнес-союза, появление нормативных актов, толкающих страну к командно-административным рычагам управления, связано с нежеланием отдельных чиновников переходить к рыночной экономике.

В результате, на фоне курса на либерализацию продолжают наблюдаться решения, которые характерны для командно-административной экономики. Мониторинг, который проводят бизнес-союзы, фиксирует факты, когда исполкомы в этом году требовали от предприятий торговать определенными товарами, выполнять доводимые производственные показатели.

"Правительство во главе с премьер-министром наталкиваются сегодня на откровенный саботаж тех решений, которые зафиксированы в директиве о либерализации", — говорит Владимир Карягин.

Бизнес-сообщество планирует внедрить достаточно достоверный способ, который позволит фиксировать прогресс на пути либерализации экономики. Речь идет о создании индекса делового оптимизма, который уже есть в западном мире. Путем постоянного опроса предприятий бизнес-союзы будут фиксировать, как страна движется на пути либерализации. Или не движется.
-20%
-10%
-10%
-40%
-12%
-20%
-20%
-25%
-40%
0069580