Мария Друк,

Производители давно уже задумываются не только о качестве своих товаров. В графе "расходы" доля денег, выделенных на их рекламное продвижение, неуклонно увеличивается. Пусть и с некоторым отставанием, но понимание того, что удержаться на рынке можно, только постоянно напоминая покупателю о своем существовании, все-таки приходит в головы белорусских промышленников. Кстати, не только к ним – предприятия торговли также готовы разделить это бремя затрат. За последний год рекламный бюджет торговли увеличился на 40 %, совместно с промышленными организациями страны предприятия торговли провели около 20 тыс. рекламных акций.

Спасите наши уши!

Специалисты отмечают: в 2010 году отечественные производители на рекламе не экономили. В итоге они потратили на продвижение продукции около Br 248 млрд. Это, кстати, на треть больше, чем в кризисном 2009 году. При этом расходы на телевизионную рекламу составили 35 % от общего объема – в суммарном выражении эта цифра составила Br 54 млрд. На долю наружной рекламы пришлось 38 %, или Br 58,6 млрд. Как уверены в Минторге, на рекламную активность белорусских промышленников в том числе оказала влияние и принятая в 2010 году Концепция развития рекламного рынка. По этому документу страна будет развиваться до 2014 года.

"Основное направление государственной политики – это стимулирование производителей на продвижение своих товаров и использование для этого рекламы", — поясняет начальник Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова. Вместе с тем специалист отмечает: нынешний уровень развития рекламного рынка страны вряд ли можно назвать идеальным – шлифовка национального законодательства продолжается. "В настоящий момент нами подготовлен проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон о рекламе. В новом документе содержатся нормы по предотвращению случаев введения в заблуждение граждан недобросовестными рекламодателями", — поясняет Ирина Барышникова. Кстати, в минувшем году специалисты Минторга выявили 300 случаев недобросовестного использования рекламы, спровоцировавших нарушение прав потребителей. В результате ведомством было составлено 62 протокола и выдано 295 предписаний. Говорят, что немало нареканий со стороны ведомства звучало в адрес банкиров, в частности, обсуждалась необходимость обязательного указывания последними в телевизионных и радиороликах или на бигбордах полной процентной ставки по кредитам.

Если поправки в Закон о рекламе будут приняты, то банковских клерков вынудят писать в рекламе правду и только правду. Впрочем, не обойдется и без других нововведений. К примеру, в телевизионной и мультимедийной рекламе информация о товаре должна будет транслироваться четким шрифтом не менее пяти секунд. Законопроект предполагает и шаги по упрощению действий рекламодателей при производстве рекламы. Среди таковых – отсутствие необходимости указывать реквизиты и номера лицензий в наружной, радио- и интернет-рекламе.

Ожидаются изменения и для тех компаний, которые занимаются гастрольной деятельностью. Предлагается имена зарубежных звезд и названия их произведений писать на иностранном языке, без обязательного ныне дублирования на русском. "Наша цель – создать наиболее приемлемые условия для осуществления рекламного бизнеса, при этом не нарушая паритета интересов потребителя и рекламодателя", – заявила Ирина Барышникова.

Шаг в 12 процентов


Отечественный рынок рекламы уже сегодня демонстрирует количественный прирост. Его объем в 2010 году достиг $ 100 млн, что на 12 % больше, чем в 2009 году. Что примечательно, именно на этой отметке рынок два года назад вступил в кризис, то есть в каком-то смысле можно констатировать: рынок выбрался из экономических передряг.

"Падение объемов рынка у нас было не таким существенным, как в России и Украине, — около 20 % против 30 % и 50 % соответственно. На руку сыграло то, что доля финансовой рекламы и рекламы недвижимости, которые более других "просели" у наших соседей, на белорусском рынке была не очень велика. В то время как в соседних странах в одночасье рухнули наружная реклама и реклама в СМИ, в Беларуси эти медийные каналы остались на плаву. Думаю, что в 2011 году темп роста рынка в 10—12 % сохранится", – прогнозирует директор холдинга "SMG" Петр Попелушко. Минторг также оптимистично смотрит в будущее. "Перспективы развития неплохие. Государство заинтересовано в создании условий для либерализации рынка и его роста", – отмечает Ирина Барышникова.

Самым бурно развивающимся сегментом рекламного рынка сегодня в нашей стране считается интернет. В кризис его объемы не упали, а, наоборот, увеличились. В прошлом году рост по сравнению с 2009 годом составил 30 %. Однако в лидерах по сбору денег по-прежнему пребывает телевидение. "А в числе главных рекламодателей — те, кто продвигает товары широкого спроса: бытовую химию, средства гигиены, конфеты. Кроме того, в числе лидеров по размеру рекламных бюджетов находятся операторы мобильной связи и компании, предлагающие телекоммуникационные услуги", – поясняет Петр Попелушко. Кстати, рекламисты заметили одну важную примету: если рекламы конкретного производителя много на голубом экране, значит, его доля и в остальных видах рекламы тоже велика. Такая последовательность сохраняется не первый год.
 
-25%
-25%
-30%
-20%
-25%
-21%
-40%
-60%
-10%
0071366