/

Белорусский рынок розничной торговли в 2010 году не потерял активности. Цифры говорят сами за себя – розничный товарооборот по всем каналам реализации составил 69,7 трлн рублей с темпом роста 17,1%. В Минске и практически в каждой области было открыто более ста новых магазинов, что позволило за год увеличить суммарную торговую площадь в каждом из регионов от 14 тыс. кв. м  (Минская область) до почти 40 тыс. кв. м (Минск).

Прогнозы на 2011 год также выглядят положительными - как по объемам розничного товарооборота, так и по вводу новых торговых объектов. Планируется увеличение доли объектов, планировки которых включают предложения по площадям для крупноформатных якорных арендаторов. Всего, по оценке экспертов компании "Менка", в различной стадии строительства и реконструкции торговых и многофункциональных объектов находится почти 800 тыс. кв. м в Минске и более 300 тыс. кв. м общей строительной площади в регионах. Даже делая поправку на то, что далеко не все объекты будут введены к концу года, реальное предложение торговых площадей существенно вырастет.
 
На фоне такого развития набирают обороты сделки на рынке слияний и поглощений. Если коснуться цифр за 2010 год по сделкам купли–продажи, то самые крупные сделки по объектам торговой недвижимости были зафиксированы на сумму 6,5 млрд рублей в Гомеле и 50,5 млрд в Минске, а самая высокая цена за 1 кв. м зафиксирована в Минске – свыше 14 тыс. долларов.

В то же время активизируется рынок ценных бумаг. И заметную роль здесь может взять на себя государство. Есть все предпосылки для такого сценария. Прошлый год был отмечен определенной свойственной Беларуси активностью. Она подтверждается через увеличение объема сделок с крупными пакетами акций торговых предприятий в течение года. Так, если в первом квартале сумма таких сделок не дотягивала до 1 млн евро, то во втором полугодии суммы колебались в районе 7 млн в квартал.
 
 фото
 
 
По-прежнему в Минске и регионах Беларуси очень высок спрос на торговые площади в зоне развитого стрит-ритейла и на качественные площади в торговых центрах. В новых крупных "спальных" районах городов также существует дефицит качественных торговых помещений. Спрос значительно превышает предложение. Поэтому наблюдается "борьба" за торговые площади. Это, в свою очередь, активизирует процесс сделок купли-продажи и, прежде всего, магазинов-одиночек и микросетей. Интерес подогревается сетями – лидерами рынка, учитывая их амбициозные планы развития. Так, например, сеть "БелМаркет", не столь активная по сравнению с основными конкурентами в прошлом году, заявила об открытии в 2011 году до 20 магазинов. И при этом стратегия компании - расширять свой бизнес через аренду и покупку. Эта сеть, как и большинство в Беларуси, мультиформатная, поэтому ею востребованы торговые площади в 150-1500 кв. м. 
 
Растет интерес со стороны международных сетей

Возрос интерес к нашему рынку и со стороны международных сетей. Причем если раньше он носил декларативный характер, на уровне заявлений о намерениях, то теперь начинает переходить в практическую плоскость. Запрос на подбор подходящих торговых площадей для захода международных сетей поступает как от компаний продовольственного, так и непродовольственного сектора, практически в равных долях. Им чаще всего требуются торговые помещения от 200 кв. м и более, а география расположения зависит от стратегии входа. Некоторые изначально нацеливаются на регионы, но чаще всего это 2-3 магазина в Минске и по 1 в областях, и развивать свой бизнес также намерены как через аренду, так и через покупку торговых площадей. Выбор формы входа напрямую зависит не только от политики таких компаний, но и от степени риска для их бизнеса.

Рынок отвечает предложением, но пока только тем предложением, что реально существует. А реально существует характерный недостаток торговых площадей на вторичном и нового строительства рынках - это плохое качество торговых помещений, как по площадям, так и по планировке. Ситуация в ближайшие год-два начнет меняться. И толчком станет не только экспансия международных сетей на наш рынок, но и заявленные к вводу объекты нового поколения, собственники которых нацелены на вывод международных брендов с показателем присутствия не менее 70%.
 
Эксперты компании "Менка" предполагают, что в 2011 году сделки купли–продажи будут иметь место и в виде оптимизации розничного бизнеса крупными игроками рынка. Большинство белорусских розничных сетей на стадии становления развивались как мультиформатные. Например, такие сети, как ProStore и "Гиппо", кроме всем известных гипермаркетов, имеют форматы небольших магазинов (MiniStore и "Гиппо-маркет"). В прошлом году собственники этих компаний, сосредоточившись на крупноформатном бизнесе, избавились от некоторых активов, которые не соответствуют их новой стратегии развития, и этот процесс будет продолжаться и в 2011 году.

Произойдет ли приватизация розничных госпредприятий?

Эксперты считают, что государство не будет откладывать приватизацию государственных розничных предприятий хотя бы потому, что в рамках выполнения прогнозных показателей развития поставлена задача увеличить уровень инвестиций в торговлю, включая привлечение в течение 2011 года 570 млн долларов прямых иностранных инвестиций. Интересными для инвесторов предложениями могут оказаться, к примеру, крупнейшие сети "ДорОРС", "Белювелирторг" и др. И, несмотря на предусмотренные вдобавок обременения, если будет принято решение о продаже пакетов акций, борьба за них может быть серьезной.
 
Ждет своего часа и бизнес. На рынке ценных бумаг он себе отводит не меньшую роль. В 2011 году сняты ограничения на движение акций ОАО, приобретенных в ходе льготной приватизации. И в подтверждение наших прогнозов - наметившиеся уже с начала этого года тенденции активизации сделок в розничном секторе. Специалисты "Менка" проанализировали список заявок на покупку акций у одного из белорусских биржевых брокеров. Из 43 заявленных к покупке акций эмитентов 30 (!) заявок было именно на предприятия розничной торговли. Так что сектор розничной торговли однозначно очень интересный и привлекательный для покупателей.
 
Особую позицию на белорусском рынке занимают сделки по привлечению заемного капитала в проекты белорусских ритейлеров, считают эксперты "Менка". Если с привлечением кредитов белорусских банков ситуация относительно понятна и не требует особых комментариев, то привлечение соинвесторов, участие в проектном финансировании требует большего внимания. До настоящего времени среди финансовых институтов, участвующих в розничных проектах, в Беларуси отметились инвестиционные подразделения украинского Дельта-Банка (сеть "Родная сторона"/"Корзинка"), российского Альфа-Банка, компания А1 (сеть "БелМаркет") и международные финансовые институты – Международная финансовая корпорация ("БелМаркет" и "Рублевский"), Европейский банк реконструкции и развития (сеть "Буслiк").
 
На 2011 год, безусловно, как МФК, так и ЕБРР сектор белорусской розницы определили как привлекательное для инвестиций направление, но их стратегия поведения на национальных рынках сильно зависит от складывающейся политической конъюнктуры. Это определит, будет ли с их стороны продолжено участие в проектах белорусских ритейлеров.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-10%
-50%
-20%
-20%
-20%
-35%
-25%
0061173