/

Самый закрытый белорусский рынок, каковым традиционно в силу своей специфики считается фармацевтическая дистрибуция и розница, в этом году впервые приоткрыл свою дверь для "чужака".

Весной текущего года новосибирская "Катрен", входящая в большую четверку российских фармацевтических компаний, приобрела контрольный пакет лидера отечественной частной фармдистрибуции фирмы "Доминантафарм". Генеральному директору и главному акционеру "Катрена" Леониду Конобееву еще предстоит столкнуться с некоторыми специфическими особенностями фармацевтического бизнеса по-белорусски. Но у него, судя по всему, есть веские причины рискнуть. Белорусский фармацевтический рынок был единственным в СНГ, который рос даже в кризисный 2009 год. И, что главное для бизнеса, инвестирующего или собирающегося инвестировать в эту отрасль, этот рост прогнозируется на ближайшие годы.

Лечились от кризиса


Белорусские граждане, отдав должное в кризисный год лизиноприлу, терафлю, анаферону, арпетолу и милдронату (эти лекарственные средства вошли в топ-5 продаж в рознице – см. таблицу), стали единственными в СНГ и странах ближнего зарубежья, которые потратили на лекарства больше денег, чем в 2008 году.

По данным Статистического комитета СНГ и крупнейшего маркетингового агентства, занимающегося анализом фармацевтического рынка стран бывшего СССР, ЦМИ "Фармэксперт", среднедушевое потребление лекарств в Беларуси в 2009 году возросло до 81 доллара. В 2008 году этот показатель был равен 76 долларам на душу. Как итог, в прошлом году белорусы опередили казахов и заняли второе место после россиян по расходам на лекарства.

Для сравнения: потребление лекарств на душу населения в России в 2009 году сократилось с 128 до 123 долларов, в Казахстане – с 77 до 63 долларов, в Украине – с 54 до 46 долларов. В Грузии расходы уменьшились с 37 до 35 долларов на душу, в Молдове – с 32 до 24 долларов, в Азербайджане – с 25 до 24 долларов, в Армении – с 24 до 16 долларов, в Узбекистане – с 9 до 8 долларов.

Но нельзя сказать, что общие кризисные тенденции совсем уж не затронули белорусский рынок. Кризис так или иначе повлиял на платежеспособность населения и на бюджеты лечебных заведений. Это заметно по увеличению рыночных долей дешевых лекарств.

После продолжавшегося в последние годы сокращения в 2009 году заметно выросла рыночная доля лекарств стоимостью менее 1 доллара. В 2007 году продажи валерьянки, валидола, цитрамона etc от общего объема реализации составляли 16,8%. В 2008 году доля самых дешевых лексредств резко снизилась до 12,8%, а в прошлом году вновь пошла вверх – до 13,2%.

Менее заметным был рост в самом популярном в Беларуси сегменте лекарств – от 1 до 5 долларов. В 2007 году на него приходилось 39,4% от всех продаж на рынке. В 2008 году доля этого сегмента уменьшилась до 38,8%, но в 2009 году вновь немного увеличилась – до 39,9%.

Но, что интересно, одновременно с увеличением продаж дешевых лекарств росла реализация и дорогих лексредств. В самом дорогом сегменте – свыше 50 долларов – доля в 2009 году увеличилась с 12,9% до 13%. Увеличились продажи и в сегменте лекарств стоимостью от 5 до 10 долларов. Причем рост рыночной доли в этих двух нишах связан исключительно с розницей, аккумулирующей около 75% денежного оборота на фармацевтическом рынке Беларуси (остальная часть приходится на госпитальный сектор).

В целом же, по подсчетам экспертов, прирост на белорусском фармацевтическом рынке в прошлом году составил более 3%, а объем рынка к концу 2009 года выразился суммой свыше 615 млн долларов. По сравнению с 2006 годом, когда этот показатель был равен около 370 млн долларов, белорусский рынок вырос в довольно короткий срок в 1,6 раза. По итогам 2010 года эксперты также прогнозируют рост белорусского фармацевтического рынка. Его максимальное значение может составить около 7%.

Белорусские фармацевты, из года в год обеспечивающие положительную динамику, на этом фоне выгодно контрастируют со своими коллегами из России, Украины и Казахстана.

В России весь объем рынка в 2006 году составлял 12,2 млрд долларов, в 2008 году он вырос до 17 млрд долларов, но в 2009 году упал до 16,5 млрд долларов.

В Украине в 2006 году объем рынка составлял 1,8 млрд долларов, в предкризисном 2008-м он достиг рекордных 2,5 млрд долларов, но упал в кризис до 2,1 млрд долларов.

Такой же тренд наблюдался и на более-менее сопоставимом с белорусским казахстанском рынке. В 2006 году его объем составлял около 700 млн долларов, в 2008 году рынок вырос до 1,2 млрд долларов, но в 2009 году упал до 1 млрд долларов.

Топ-10 самых популярных среди белорусов лекарственных брендов в 2009 году (по объемам продаж в рознице, данные ЦМИ "Фармэксперт")

Бренд
Производитель
1
Лизиноприл
"Фармлэнд", Беларусь
2
Терафлю
"Новартис", Швейцария
3
Анаферон
"Материа Медика", Россия
4
Арпетол
"Лекфарм", Беларусь
5
Милдронат
"Гриндекс", Латвия
6
Аугментин
"Глаксосмиткляйн Фармасьютикалз", Великобритания
7
Колдрекс
"Глаксосмиткляйн Фармасьютикалз", Великобритания
8
Актовегин
"Никомед", Норвегия
9
"Эссенциале"
"Санофи-Авентис", Франция
10
"Теравит"
"Байер Консьюмер Кэр", Швейцария

Соседи из прошлого


"Катрен" Леонида Конобеева пришел на белорусский рынок после того, как приобрел активы в Украине и Казахстане. В настоящий момент это единственная компания из большой четверки российских фармацевтических бизнесов ("СИА Интернейшнл Лтд." Игоря Рудинского, "Протек" Вадима Якунина, "Биотэк" Михаила Колтачука), которая вышла на рынки соседних государств.

Однако, по мнению экспертов, достаточно высокая концентрация на собственном рынке может заставить двинуться к соседям в ближайшие годы и других крупных российских игроков. Ряд из них (в частности, "Протек") уже проявлял интерес к тем же белорусским активам.
Также интерес к белорусскому фармацевтическому рынку существует у украинских бизнесменов.

Потенциально и реально наши ближайшие соседи – главные претенденты на покупку фармацевтических активов в Беларуси. Дело в том, что условия работы на белорусском рынке очень похожи на те, которые существуют в большинстве стран бывшего СССР.

Бизнесмены из этих стран наиболее подготовлены к тому, чтобы внедриться в эту среду. Нужно учитывать и то, что фармацевтический сегмент на этих рынках в силу своей специфики является закрытым не только внутри (войти в него из немедицинской среды крайне сложно), но и внешне (брендовые зарубежные инвесторы в этой отрасли в СНГ – большая редкость).

В чем же заключается эта барьерная для западных игроков специфика?

Для белорусского, впрочем, как и для российского и украинского, рынка характерна высокая доля присутствия на нем государства.

Доля государственной системы "Фармация" на оптовом рынке Беларуси в последние годы снижалась, но по-прежнему остается достаточно высокой. В 2008 году присутствие "Фармации" в дистрибуции лекарственных средств составляло 33%, в 2009 году этот показатель был 27%. В розничном сегменте на аптеки "Фармации" приходится около 40% всего оборота.

Это очень похоже на то, что творится у наших соседей. Государственное участие в фармацевтическом рынке России оценивается в 30%, что сопоставимо с еще одним нашим партнером по Таможенному союзу – Казахстаном. В Казахстане государственное проникновение в отрасль оценивается в 28%. В Украине этот показатель пока несколько ниже – 22%. Но там происходят изменения в экономическом курсе с общим трендом на увеличение государственного влияния во всех отраслях.

Спецификой этих рынков является и ярко выраженный протекционизм в отношении местных производителей, и, что, наверное, наиболее откровенно проявлено именно в Беларуси, жесткое социальное регулирование цен на лекарства.

В физическом выражении доля лекарств импортного и отечественного производства, продающихся на белорусском рынке, сейчас складывается в пользу "айчыннага". Еще в 2006 году эта пропорция была примерно 51% и 49% в пользу импорта. А в 2009 году отечественная продукция в натуральном выражении составила 55% от объема проданных упаковок. Правда, в денежном выражении прогресса не удается достичь: на протяжении последних пяти лет пропорция импортных и отечественных лекарств устойчива на уровне 80% против 20%.

Практически половину этих денежных объемов среди белорусских производителей обеспечивают два гиганта отрасли – "Белмедпрепараты" и Борисовский завод медпрепаратов. Они и возглавляют топ-10 крупнейших предприятий-производителей, присутствующих со своими брендами на белорусском рынке. "Белмедпрепараты" с долей 5,1% в общем объеме продаж в 2009 году занимал 1-е место, Борисовский ЗМП с 4,3% – соответственно 2-е.

Эти активы, которые, безусловно, могли бы заинтересовать серьезных инвесторов, государство намерено сохранить в своих руках. В свое время крупный пакет акций в "Белмедпрепаратах" купили Олег Хусаенов и Сергей Савицкий из "Атлант-М", но были вынуждены вернуть акции по номинальной стоимости в результате национализации. До нынешнего года переговоры о приобретении контрольного пакета Борисовского ЗМП вел владелец латвийской компании Grindex Киров Липман. Но покупатель и продавец не сошлись в цене и условиях сделки, в результате чего латвийский бизнесмен прекратил переговорный процесс.

В фармацевтическое производство в Беларуси инвестирует и частный бизнес. В топ-10 крупнейших производителей, чьи бренды продаются в Беларуси, представлена частная компания "Фармлэнд" белорусского бизнесмена Ивана Логового. Ее доля в продажах составила по итогам 2009 года 3,3%. И с этим показателем "Фармлэнд" опередил такие известные международные компании, как "Никомед", ГСК, "Берлин-Хеми/Менарини групп" и "Гедеон Рихтер".

Еще несколько частных проектов находится в начальной стадии своего развития. К их числу относится проект "Лекфарм" наиболее известного вне пределов медицинской среды бизнесмена Владимира Адамовича. Производимый на его заводе в Логойске арпетол вошел в 2009 году в топ-5 самых продаваемых брендов. Там же, в Логойске, свой проект ("ТрайплФарм") заложил влиятельный бизнесмен Юрий Чиж. Наконец, сразу три проекта в фармацевтической отрасли пытается реализовать в Беларуси известный российский фармацевт, подружившийся с белорусскими властями, Владимир Брынцалов. В 2010 году он получил в свою собственность государственный завод "Диалек", на котором планирует развивать производство лекарственных средств.

Что скажет семья?


Если вхождение в производственный сектор белорусской фармацевтической отрасли осуществить на данном этапе очень сложно, то оптовый и розничный рынки выглядят в этом плане достаточно привлекательными для инвестиций. Оптовый рынок на 70–75% контролируется частными структурами, коммерческие аптеки в общем товарообороте занимают долю в 60–65%. Исходя из того, что ряд компаний достиг предела своего роста, другим необходимы дополнительные средства на реструктуризацию или расширение бизнеса в оптовом или розничном звене, третьи нуждаются в деньгах на покупку локальных сетей и перспективных площадок, эксперты высоко оценивают потенциал этого рынка для инвестиций. В том числе – и внешних.

Правда, есть серьезная проблема, которая может сковывать переговорный процесс о вхождении крупных сторонних игроков на белорусский рынок. Ожидания прихода богатых покупателей существуют уже более трех лет, а в течение этого времени совершена только одна значимая сделка – "Доминантафарма" с "Катреном".

Очень показательный пример. Мозырский бизнесмен Воскан Чобанян, решивший завязать с активным бизнесом и продавший в конце прошлого года свою продовольственную сеть "Евроопту", тем не менее, сохранил второй актив – сеть аптек "Нелли-фарм".

Некоторые эксперты полагают, что сделка "Катрена" может оказаться в ближайшие годы и последней с участием внешних инвесторов. А причина в том, что семейные группы, контролирующие большинство крупных оптовых и розничных фирм, не готовы расстаться с гарантированным и постоянным на протяжении многих поколений источником доходов. Ведь спрос на здоровье – это спрос на века.

А вот кто из экспертов прав, рассудит время.
 
-40%
-20%
-20%
-10%
-27%
-10%
-35%
-10%
0071926