Говорим о том, как повлияет на развитие туристической отрасли отмена лицензирования туруслуг. Не повлечет ли отмена лицензирования ухудшения качества туруслуг? Будет ли клиент турфирмы чувствовать себя защищенным? Подробнее об этом - Лилия Кобзик, главный редактор газеты "Туризм и отдых".

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Согласно указу №450, туристическая деятельность с 1 января 2011 года будет осуществляться без лицензий. Взамен вам наверняка обещают какие-то другие формы мониторинга. Что это будут за формы? Будут ли они способствовать дальнейшему развитию рынка туристических услуг?

Отмена лицензий произошла, и все это преподносится под маркой либерализации. В принципе, как любой разумный человек, я не против либерализации, но достаточно трудно обозначить этим понятием то, от чего отрасль, образно говоря, поставлена на уши. В принципе, именно так и произошло. Номинально лицензии нет, вход на рынок свободный, но всем ясно, что просто так это не пройдет и так это не останется. Одновременно готовятся некие меры по регулированию отрасли. Скорее всего, они будут многоступенчатыми.

Нужно понимать, что произошло. Отменена лицензия, которая служила входом на рынок и неким элементом контроля качества продукта. Эта ступенька отменена, и взамен, скорее всего, будет предложен либо сертификат, либо патент на оказание туристических услуг. Какой-то экзамен будет, нужно будет соблюсти определенные условия, но кроме того, грядет то, о чем говорили уже давно, - введение финансовых гарантий. Причем, скорее всего, эти фингарантии будут введены по российскому образцу: это будет некая сумма, замороженная на счетах у фирмы в банке либо существующая в виде страхования ответственности туроператоров. Эта сумма должна будет служить и входом на рынок для того, чтобы доказать, что ты оператор, и покрытием неких форс-мажорных обстоятельств. Об этой сумме и фингарантиях очень долго не задумывались, а теперь в одночасье, в один момент вся законодательная база фактически сметена.

Сейчас толком не понятно, кто и где про это думает. Понятно, что есть ведомственные структуры, которые обязаны этим заниматься, но все мы понимаем, что есть еще и надструктуры, которые все это контролируют. Насколько профессионально все это делается, насколько будут просчитаны последствия на рынке, сказать трудно. Туристический бизнес оказался в своем обычном положении, когда он не знает, что его ждет: маленькие фингарантии не покрывают случаи форс-мажоров, а большие могут стать смертью для национального рынка.

Эти варианты предлагаются пока на уровне разговоров?

Нет, они уже не на уровне разговоров. Вопрос решается, и к новому году какие-то меры должны быть приняты, соответствующие решения должны вступить в силу. Осталось два-три месяца - этого катастрофически мало для того, чтобы проанализировать вопрос, включиться в работу, выдать нормальные, толковые инструкции и разъяснения и включить их в законодательную базу.

Понятно, что работа ведется активно и на всех уровнях. Варианты рассматриваются всякие, но какой из них будет принят, совершенно непонятно. Какая-то тактика будет применена: мы пойдем литовским, молдавским либо российским вариантом, но особой стратегии мы не наблюдаем. Стратегия же как раз заключается в том, чтобы способствовать созданию качественного турпродукта, который мог бы легко и прямо попадать к клиенту.

Если бы сейчас речь шла о каких-то лицензиях, о правилах игры, законодательной базе, например, для представителей крупных авиакомпаний, то вопрос бы обсуждался очень осторожно: за каждой из этих авиакомпаний стоит страна. Сейчас за всей этой проблемой стоит Беларусь и ее национальный бизнес. И судя по тому, как сейчас решается этот вопрос - кулуарно, непонятно, без правил игры, складывается впечатление, что это бизнес, в котором можно делать все что угодно. Но это не так, и так не должно быть.

Фото: tio.by

Какой, на ваш взгляд, оптимальный выход из этой ситуации? Какая форма мониторинга лучше всего?

Проблема должна решаться ступенчато. Наверное, нам нужно посмотреть на другой опыт и не изобретать велосипед, но мы придем к каким-то достижениям этого опыта не сразу. Можно посмотреть на опыт Германии: если говорить об обеспечении прав туристов и туроператоров, то там за всем стоят страховые компании. Они страхуют риски туроператоров, страхуют клиентов, страхуют всё. У нас это, к сожалению, не развито.

Одно время наши страховые компании взялись страховать белорусов от невыезда. Многие студенты, которые выезжали на учебу за границу, стали оставаться там, и визы выдавать им стали неохотно. Пошла целая волна отказов, а страховой бизнес привык к рентабельности. Естественно, они отказались от этих страховок.

В идеале страховой бизнес должен подключиться в вопросах фингарантии и каким-то образом разруливать эту ситуацию вместе. Но только он сам должен подняться на соответствующий уровень.

Что касается входа на рынок, то просто так запускать всех работать на этом рынке странно. Некий опыт, образование все-таки должны быть, потому что риски очень велики. Турфирмы, по сути, продают воздух: человек выбирает отель и страну, практически ничего не зная. Турфирма должна помочь, а для этого она должна быть профессиональной. Профессионализм нужно определить, а тот профессионализм, который уже есть на рынке, нужно защитить.

Когда должно стать известно, на каких формах мониторинга остановится правительство?

Все должно быть известно к новому году. Ждать осталось недолго.

Консультируются ли с представителями туристической деятельности, ведь вопросов возникает много?

Конечно, консультируются. Я не могу сказать, что Министерство спорта и туризма совершенно не находится в контакте с общественностью и турбизнесом. Но возьмите, например, типовой договор, который ввели вместо ваучера. Этот договор долго обсуждали с общественностью, вносились правки, а потом нам представили тот образец, который очень отличался от завизированного профессионалами.

Да, с представителями турбизнеса советуются, но на выходе, как правило, мы не знаем, что получаем. Например, долгие годы говорили, что ваучер - это плохо. Но именно по ваучерам льготировался въездной туризм. Теперь его нет, и фирмы схватились за голову.

Так и здесь: лицензии и сертификацию отменили, а что взамен? Получается какая-то непредсказуемость, постоянно изменяются правила игры, правила танца по ходу танца, а это ненормально.

Сейчас обсуждаются шаги по дальнейшей либерализации, и вполне возможно, что это коснется и рынка туристических услуг. Что реально сейчас нужно нашей туристической отрасли?

Нужна, в первую очередь, уверенность в завтрашнем дне. Невозможно создавать качественный турпродукт, если ты не знаешь, будешь ты завтра туроператором или нет. Фирмы, которые по 20 лет работают на рынке, не знают, что ждать им завтра: они не смогут обеспечить фингарантии, так как не накопили денег. За каждым движением турбизнеса стоят, как правило, турецкие, российские, греческие деньги, поэтому белорусские турфирмы завтрашнего дня не видят.

Для того чтобы появилась уверенность, правила игры не должны постоянно изменяться. Они должны быть четкими, понятными, чтобы их можно было выполнять с учетом интересов национального бизнеса. Бизнес довольно слаб, и его надо поддержать.

TUT.BY - смотри, слушай, читай…
-30%
-30%
-52%
-30%
-25%
-10%
-30%
-21%
-30%
0066856