1. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  2. «Шатать и раскачивать нас будут». Лукашенко назначил нового госсекретаря Совбеза
  3. Экс-студента БГУИР судят за частичный срыв занятий. Кажется, преподаватели не согласны с тем, что «срыв» был
  4. «С мешком на голове привезли на границу, а милиционеры: «Добро пожаловать домой». Юрист ФБК о протестах
  5. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  6. Врач Никита Соловей больше не главный инфекционист Минска
  7. Сугробы, метель и монохром. Смотрите, как Брест и Гродно накрыло сильным снегопадом
  8. Кадровый вторник, представители МВД в суде, Ян Солонович на свободе. Что происходило 26 января
  9. Узнали, какая ситуация с краудфандинговыми площадками, основатель которых — Эдуард Бабарико
  10. Собрали протестные флаги районов Минска в одну карту. Полюбуйтесь на этот креатив
  11. «Как будто хотят сделать процедуру сложнее». Ковалкин — о грядущих изменениях по обращениям
  12. Четыре спальни, гостиная и терраса. Проект каркасного дома на 108 «квадратов» со сметой
  13. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  14. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  15. Тайна, которую хранили 30 лет. Белоруска узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  16. В мире уже больше 100 млн человек с коронавирусом. Какие страны лидируют по числу зараженных?
  17. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  18. Экс-студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, внезапно отпустили с Окрестина
  19. «Силовики противостоят спонсируемой из-за рубежа революции». Эксперты о протестах у нас и в РФ
  20. У кого было больше шансов найти работу в кризисный 2020 год? Вы удивитесь, но это не «айтишники»
  21. Активно протестовавший «Гродно Азот» доверили бывшему вице-премьеру Ляшенко
  22. Песков — о дворце в Геленджике: Кремль не имеет права разглашать
  23. У Комитета госконтроля новый «старый» руководитель
  24. Прокурор запросил пять лет за тяжкие телесные повреждения милиционера. Обвиняемый 12 дней был в реанимации
  25. Видеофакт. В Минске замечена бронемашина — ранее ее не удавалось опознать
  26. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  27. «Выживали — по-другому и не скажешь». Каково сейчас на Окрестина, где не принимают передачи
  28. Долги давят на баланс. БМЗ ждет новую порцию поддержки от государства
  29. Задержанные на акциях в поддержку Навального — о нарушении прав, отношении полиции и своей мотивации
  30. Топ-баскетболистка Беларуси не верит, что в стране все останется как есть. И вот почему


Дмитрий ЗАЯЦ,

По инициативе Министерства торговли подготовлен проект президентского указа, который призван умерить аппетиты розничных сетей. В проекте вводится ограничение на размер маркетинговых платежей, который может требовать розница у производителей. Поставит ли указ президента крест на "торговле полками" в магазинах?

Розничная торговля

Маркетинговыми сборами розничных сетей возмущались в последнее время пивоваренные компании Беларуси. Генеральный директор "Криницы" Григорий Петкевич, отвечая на вопрос автора этих строк, заявил в мае: производители должны тратить огромные суммы, чтобы стать на полки магазинов.

"Сборы, которые взимают розничные сети под видом маркетинговых услуг, должны быть ограничены процентом от объема реализации продукции в сети. А то ведь бывает так, что платишь за присутствие на полках больше, чем зарабатываешь", - подчеркнул Петкевич.

Предложения "Криницы", а также других белорусских производителей, были услышаны в органах госуправления. Министерство торговли разработало проект указа президента, который ограничивает размер маркетинговых платежей. Предлагается установить их максимальный уровень в размере 10% от цены приобретаемых товаров.

Концерн "Белгоспищепром", который курирует предприятия пищевой промышленности, полностью поддерживает проект указа. "Мы поддерживаем указ. Конкуренция - это хорошо, но когда творится беспредел в торговых сетях, страна теряет деньги", - подчеркнул председатель "Белгоспищепрома" Иван Данченко.

Правда, белорусские производители сомневаются, что государству удастся прижать к ногтю розничные сети и заставить ограничить размер маркетинговых платежей.

"Сомневаюсь, что принятие указа как-то повлияет на размер маркетинговых платежей. Большинство "продвинутых" сетей оформляют эти платежи как оплату за трансляцию радиоролика, проведение исследования или аренду места", - сообщил "Белорусским новостям" директор по маркетингу крупной белорусской компании.

Такой прогноз разделяет и директор маркетинговой компании Emas Belarus Андрей Коляда.

"Я не верю в то, что указ позволит ограничить размер маркетинговых платежей 10% от цены приобретения товара. У розничных сетей есть масса способов обойти нормы указа и под видом других платежей проводить маркетинговые услуги", - констатирует Андрей Коляда.

Кстати, ранее Минторг уже пытался бороться с маркетинговыми услугами розничных сетей. В 2008 году министерство выступило с официальными разъяснениями, которые были призваны ограничить "торговлю полками" в магазинах. Тогда Минторг подчеркнул, что эксклюзивная выкладка товаров запрещена - следовательно, розничные сети не имеют права продавать привлекательные места на полках.

Однако после этих разъяснений "торговля полками" не прекратилась. Андрей Коляда отмечает, что розничные сети во всем мире получают деньги от производителей за так называемые маркетинговые услуги и бороться с этим явлением не стоит.

При этом собеседник "Белорусских новостей" соглашается с доводами некоторых производителей, утверждающих, что сегодняшний размер маркетинговых платежей не соответствует уровню услуг, которые оказывают розничные сети для производителей.

"Размер платежей в белорусских сетях действительно не соответствует заявленным услугам. Однако проблема эта при разумном регулировании рынка вполне решаема", - считает Андрей Коляда.

По его мнению, вышеупомянутые ограничения для розничных сетей инициированы в первую очередь государственными предприятиями.

"На розничные сети белорусские предприятия жалуются до тех пор, пока их не купят иностранные инвесторы. После продажи претензии к рознице исчезают. Все дело в том, что иностранные инвесторы знают, как эффективно работать с розницей", - говорит Андрей Коляда.

В то же время государственные операторы рынка, отмечает директор маркетинговой компании, не умеют выстраивать взаимоотношения с розничными сетями.

"Частные компании платят розничным сетям за полки, но потраченные деньги затем с лихвой компенсирует сумма полученной выручки. А у государственных предприятий нередко возникают проблемы с оборачиваемостью продукции. Соответственно, они не "отбивают" тех денег, которые платят за вхождение в торговую сеть. Вот поэтому и жалуются на розницу", - резюмировал Андрей Коляда.  

-40%
-40%
-15%
-10%
-5%
-30%
-40%
-40%
-90%
0071710