1. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  2. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  3. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  4. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  5. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  6. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  7. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  8. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  9. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  10. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  11. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  12. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  13. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  14. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  15. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  16. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  17. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  18. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  19. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  20. Захарова: Запад хотел «перекрыть» информацию о готовящемся в Беларуси перевороте заявлениями Праги
  21. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  22. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  23. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  24. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  25. Госдеп назвал ложными заявления о причастности США к попыткам устранения Лукашенко
  26. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  27. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  28. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  29. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво. Мнение
  30. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам


30 июня Совет Республики одобрил проект закона, касающийся приватизации госимущества.

Какие новые цели и принципы вводятся в отношении приватизации госимущества? Сокращение перечня объектов, находящихся в исключительной собственности государства, - чем обусловлена эта ситуация? Чековая приватизация - правда ли, что о ней можно забыть? На 18 августа и 23 сентября намечены конкурсы по продаже пяти ОАО. Как идет подготовка к этим мероприятиям? Продажа госпредприятиями непрофильных активов - частные случаи или наметившаяся тенденция?





На эти вопросы в эфире TUT.BY отвечала Наталья Жерносек, директор Фонда госимущества. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Совет Республики 30 июня одобрил проект закона, который касается приватизации госимущества. Какие новые цели и принципы вводятся в отношении приватизации госимущества?

Я думаю, уместно будет сказать, какие цели преследовал ныне действующий закон, который был принят в январе 1993 года, на заре становления рыночной экономики. Цели, поставленные в законе, были в первую очередь направлены на создание условий для развития социально ориентированной рыночной экономики, на обеспечение многообразия форм собственности и создание слоя собственников. Не секрет, что мы переходили от административно-командной экономики с полностью государственной формой собственности, и резко перейти к рыночной экономике было очень сложно. Поэтому те способы приватизации, которые были применены на первых ее этапах, ориентировались на такие цели.

Из более 4500 предприятий, которые были реформированы, 1600 предприятий выкуплены либо трудовыми коллективами, либо на конкурсной аукционной основе. Как правило, это были небольшие предприятия. Тогда начала работать чековая приватизация, с помощью которой мы хотели привлечь в приватизацию как можно большее число граждан, сделав их сособственниками этого имущества.

За период действия закона многое произошло и в экономике вообще, и в сфере имущественных отношений в частности. Неоднократно вносились изменения в законодательство по приватизации, принимался целый ряд законодательных актов в смежных сферах правоотношений. В 1998 году был принят декрет президента. По совокупности всех этих факторов и тех целей, которые сегодня государство ставит по приватизации госсобственности, был подготовлен новый проект закона, основная цель которого - совершенствование правоотношений в сфере приватизации, создание условий для привлечения инвестиций и функционирования уже созданной рыночной экономики, дальнейшее совершенствование правоотношений в сфере приватизации с целью привлечения инвестиций в экономику.

Если говорить о том, что несет новый законопроект о приватизации, то прежде всего я хотела бы отметить новые принципы приватизации, приоритетность возмездных способов приватизации, ее плановость и системность, открытость и публичность. Хотелось бы отметить, что с 1 января 2011 года у нас отменяется обмен акций на чеки "Имущество": обмен будет производиться только на акции тех обществ, которые были созданы до 1 января. Возможно, население немного возмутит такой подход, но я хочу всех успокоить и сказать, что в отделениях Беларусбанка достаточно акций уже созданных и создаваемых акционерных обществ. Это даст возможность гражданину вложить свои чеки "Имущество", если они еще не использованы. Это можно будет сделать до 1 июля 2014 года. Так что время еще есть.

Более прозрачными и регламентированными в новом законе стали процедуры продаж. Целая глава закона посвящена преобразованию предприятий в акционерные общества, уделено внимание защите и социальным гарантиям работников приватизированных предприятий. Тот закон, который вступит в силу с 1 января 2011 года, является комплексным актом, очень прозрачным и понятным как для тех, кто приватизируется, так и для инвесторов.

Законопроект получил положительную оценку экспертов Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Еще одна тема, которая сейчас на слуху, - это возможная продажа объектов, находящихся в исключительной собственности государства. Недавно, например, де-юре была разрешена приватизация "Беларуськалия" и магистральных нефтепроводов. Чем обусловлена данная ситуация?

Не буду оригинальничать и скажу, что ситуация обусловлена экономическим развитием нашей страны. Хочу напомнить, что закон об объектах, находящихся только в собственности государства, который действует с 1998 года, преследовал две цели: с одной стороны, он устанавливал исключительную собственность государства на целый ряд объектов, а с другой стороны, в отношении этих объектов устанавливался запрет на приватизацию. Поэтому нельзя говорить о том, что закон об объектах, находящихся только в собственности государства, преследовал только цель запрета на приватизацию. Принятие этого закона в 1998 году было своевременным: государство ограничило приход частного инвестора в те сферы деятельности, которые оно еще не готово было отдать в частные руки.

Теперь экономическая ситуация в стране изменилась, вырос отечественный бизнес, на территории страны развивается целый ряд успешных иностранных предприятий, которые доказали свою законопослушность и возможность работы на нашем рынке. Государство пришло к выводу, что целый ряд сфер деятельности можно отдать в частные руки. Поэтому при принятии нового закона мы исходили из того, что часть объектов может создаваться частными инвесторами, и они были исключены из сферы деятельности этого закона.

Не буду лукавить и скажу, что мы преследовали цель увеличить количество объектов, которые могут быть приватизированы. В частности, из перечня объектов исключительной госсобственности был исключен целый ряд объектов, обслуживающих железнодорожный транспорт, кроме тех, которые обеспечивают безопасность железнодорожного движения. Исключено предприятие по добыче и переработке калийных руд "Беларуськалий", целый ряд предприятий других сфер деятельности. На сегодняшний день у нас порядка полутора тысяч субъектов хозяйствования находится в списке запрещенных к приватизации. С принятием закона их число может значительно уменьшиться. В настоящее время мы работаем над формированием этого перечня.

Согласны ли вы с тем, что основным мотивом для продажи белорусских "голубых фишек" в ближайшее время станет не экономическая целесообразность, а нехватка валюты в стране?


Нет, я с этим выводом категорически не согласна. Государство, на мой взгляд, нужно рассматривать как любого другого собственника. Продавая свои активы, государство преследует две цели: экономическую выгоду от поступлений в бюджет и приход на предприятие эффективного собственника, с серьезными намерениями по развитию предприятия и необходимыми для этого инвестициями. Целесообразность приватизации продиктована экономической выгодой для предприятия и социальными гарантиями для его работников. Нельзя говорить о том, что мы распродаем собственность для того, чтобы компенсировать дефицит бюджета. Есть активы, которые мы готовы отдать даже за символическую цену. Это видно в отношении объектов недвижимого имущества, которые мы продаем уже три года: из 3200 объектов, которые проданы за 2007-2010 годы, более тысячи объектов проданы за одну базовую величину. Поэтому нельзя говорить, что государство нацелено только на пополнение бюджета.

Многие экономисты утверждают, что государство - плохой собственник.

С этим тезисом тоже можно поспорить. Я не думаю, что государство - плохой собственник. Каждое государство, как и любой собственник, может позволить себе содержать в собственности то количество, которое обеспечивает его доходную часть бюджета. Если ему не хватает на содержание, оно пересматривает, оптимизирует то, что у него находится. В конце прошлого года мы как раз проводили ревизию государственных предприятий, находящихся в ведении республиканских и местных органов власти, обнаружили целый ряд малых предприятий, которые не способствуют выполнению государственных задач и вполне могли бы перейти в частные руки. Сейчас идет формирование перечня предприятий и акционерных обществ, которые будут продаваться, приватизироваться в последующий период. К концу 2013 года в государственной собственности, наверное, останутся только те объекты, которые нацелены на выполнение стратегически важных для страны задач.

Выручка от продажи принадлежавших государству акций открытых акционерных обществ в первом полугодии составила 1 трлн 826 млрд 300 млн рублей, в том числе от продажи акций "Белтрансгаз" 1 трлн 825 млрд. Однако, без учета продажи 12,5% акций ОАО "Белтрансгаз", поступления в бюджет от приватизации акций предприятий госсобственности в первом полугодии составили всего лишь 1 млрд 300 миллионов рублей, то есть, около 430 тысяч долларов. Что еще продали на такую незначительную сумму?

В эту сумму входила льготная продажа акций работникам предприятий, продажи в рассрочку, которые осуществлялись в прошлые периоды. Я хотела бы внести дополнение к той информации, которая недавно появилась на сайте Госкомимущества, к итоговым поступлениям за полугодие: в июне мы провели три успешных конкурса по продаже пакетов акций, общая сумма сделки превысила 11 млрд рублей. До конца июля мы ожидаем их поступление. До конца года у нас запланировано проведение еще порядка десяти конкурсов. Поэтому можно сделать выводы, что поступления к концу года будут гораздо больше.

Наши пользователи, которым небезразлична судьба "Белтелекома", отечественного монополиста телекоммуникационной отрасли, спрашивают, будет ли все-таки акционирован "Белтелеком" в этом году? Постоянно ходят разговоры: сначала будут, потом не будут. К чему мы придем в итоге?

"Белтелеком" - достаточно сложное предприятие по своей организационной структуре. В начале 2000-х годов произошла его реорганизация, которая объединила в одно юридическое лицо практически всю систему телекоммуникаций. На сегодняшний день это предприятие имеет свои подразделения по всей территории страны, и говорить о каком-то одномоментном акционировании предприятия достаточно сложно. Это то предприятие, которое заслуживает взвешенного, последовательного подхода. В прошлом году предприятие было включено в перечень подлежащих приватизации, оно находится в трехлетнем плане. Мы провели работу по инвентаризации и оценке активов этого предприятия. Но существует целый ряд проблем, которые необходимо решить при реформировании этого предприятия, касающихся соблюдения государственных секретов и тайн. Государство не оставляет идею акционирования "Белтелекома", но я думаю, что это задача не сегодняшнего дня.

На 18 августа и 23 сентября намечены конкурсы по продаже пяти открытых акционерных обществ. Как идет подготовка к этим мероприятиям? Возникают ли сложности при обсуждении данной темы с инвестиционными агентами и экспертами Всемирного банка?

Действительно, мы впервые при продаже пакетов акций этих пяти предприятий прибегли к использованию механизма инвестиционных агентов, который был введен в прошлом году указом президента №413. Это новое поле деятельности как для государственных органов, так и для самих компаний. К приватизации пакетов акций этих акционерных обществ путем проведения конкурса привлекли три компании: "Эрнст энд Янг", "Юнитер" и "КПМГ". Работают они по четырем предприятиям: это акционерное общество "Бархим", Бобруйский машиностроительный завод, Речицкий текстиль и Лидский литейно-механический завод. Мы находимся в постоянном контакте с агентами, заключили с ними инвестиционные соглашения, соблюдается вся процедура работы по этим предприятиям. Пока никаких сложностей в работе с агентами у нас нет.

Инвестагенты-консультанты жалуются, что правительство отказывается от принятой международной практики оплачивать услуги консультантов, чтобы те были финансово заинтересованы в успехе продажи.

Это имеет место быть, но изначально мы в указе президента говорили о том, что инвестиционные агенты работают на безвозмездной основе. Суть работы инвестиционных агентов по этому механизму заключалась в том, что они являются проводниками наших инвестиционных проектов и имеют доступ к информации о потенциальных инвесторах, могут предложить информацию о продаваемых и приватизируемых объектах в том виде, в котором он применяется в международной практике. Мы полагали, что потенциальные инвесторы могут заказывать им выполнение определенных работ, оказание услуг на платной основе. В этом плане они могут заработать какие-то деньги.

Сегодняшняя работа - это пилотные проекты: учимся мы, учатся инвестагенты, мы стараемся взаимно дополнять друг друга.

Я думаю, что новый импульс такому сотрудничеству, но уже на коммерческой основе, даст создание в июне этого года Национального агентства инвестиций и приватизации, которое будет иметь возможность нанимать консультантов и платить им. Впоследствии, когда оно заработает, будет уже нормальная правовая работа.

Правительство Австрии выделило грант на 5 млн долларов для создания трастового фонда в поддержку процессов приватизации в Беларуси. Правда ли, что средства фонда, в числе прочего, будут направляться на оплату деятельности внешних финансовых консультантов, которые привлекаются для организации тендеров по приватизации белорусских госпредприятий? То есть, белорусские консультанты не получат за свою работу ничего от правительства, а только смогут заработать премию от инвестора, хотя будут работать, по сути, на стороне продавца?

Мне бы не хотелось комментировать такие слухи, потому что окончательного решения еще не принято. Действительно, мы разговаривали с экспертами Всемирного банка, которые выступают посредниками между правительствами Беларуси и Австрии, о выделении такого гранта на организацию работы создаваемого Национального агентства по инвестициям и приватизации. Предусмотрена часть средств на оплату услуг финансовых консультантов. Я не могу согласиться с тем, что такими консультантами не могут быть белорусские компании.

Я думаю, что процедура покупки услуг консультантов должна осуществляться путем проведения международного тендера. Выбор будет в пользу тех, кто предложит лучшие условия.

Успешность приватизации зависит от множества факторов: и от законодательной базы, и от институциональных организаций, и инвестиционных фондов, финансовых рынков, торговых и валютных бирж. Всего этого на начальном этапе не было, и не было, как ни странно, инвесторов. Западные боялись к нам идти, наших мы еще взращивали. Сегодня выросли отечественные инвесторы, которые являются покупателями целого ряда объектов. Приятно осознавать, что вся та работа, которая сейчас осуществляется, способствует росту бизнеса, формированию его цивилизованного лица. Очень приятно, что на белорусском рынке консалтинговых, финансовых, юридических услуг появилось очень много компаний, которые привлекаются западными фирмами.

Бытует мнение, что Всемирный банк не одобрил первый список пяти предприятий, которые выставлены на конкурс на продажу. Поэтому, мол, пришлось обсуждать новые пять пилотных проектов для успешной приватизации белорусских предприятий. Так это или нет?

Так. Мы подбирали предприятия со средней рентабельностью, средней численностью, пользуясь рекомендациями Всемирного банка. Но проанализировав информацию о финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий, эксперты Всемирного банка пришли к выводу, что сделки могут быть не самыми удачными и успешными. Мы же говорим, что для нас все белорусские субъекты хозяйствования равны, и мы будем пытаться искать им инвестора.

Сейчас продолжается работа с экспертами Всемирного банка по подбору следующей пятерки предприятий.

Еще одна тема - продажа госпредприятиями непрофильных активов. Минтранс продает санаторий, "Белнефтехим" - свою стоматологию и салон красоты, Белорусский Дом печати продает имущество базы отдыха "Жуков луг". Это какие-то частные случаи или наметившаяся тенденция, которая берет свое начало в рекомендациях МВФ к Национальному банку, чтобы тот быстрее расстался со своими колхозами?

Нужно определиться, что мы понимаем под непрофильными активами. С моей точки зрения, непрофильные активы - это те активы, которые не соответствуют основному виду деятельности и специализации предприятия. В этом плане предприятия производят реорганизацию, создавая дочерние предприятия, совместные предприятия на базе этих непрофильных активов с тем, чтобы сделать более конкурентоспособным основной вид продукции.

Есть активы, которые не используются в хозяйственной деятельности: предприятия тратят на их содержание средства, но дохода от них не получают. Это касается базы отдыха "Жуков луг", целого ряда объектов недвижимости, которые на сегодняшний день не используются в хозяйственном обороте. В этом плане проводится масштабная работа по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества. Ведется она с 2007 года, в ходе инвентаризации было обнаружено около 14 тысяч неиспользуемых объектов. На сегодняшний день приняты решения в отношении 11 тысяч: ряд объектов списан, ряд продан, что-то было реконструировано. Проводится масштабная работа с тем, чтобы каждый объект приносил доход и затраты на его содержание покрывались выручкой от его использования.

При акционировании предприятий непрофильные активы могут передаваться в коммунальную собственность. Например, комиссия по преобразованию "Беларуськалия" в ОАО совместно с профсоюзным комитетом приняли решение, что тот стоматологический центр, который является дочерним предприятием "Беларуськалия", и предприятие "Мила-стиль" должны так же, как и целый ряд других социальных объектов, остаться в ведении акционерного общества.

Многие западные экономисты придерживаются мнения, что обслуживающие предприятия должны быть мелкими и частными. Лучше крупным предприятиям расставаться с ними для того, чтобы сосредоточиться на своей основной деятельности. Какова ваша точка зрения в этом вопросе?

Я абсолютно с этим согласна. Но чтобы расстаться с такими объектами, как, например, общежития, содержание которых затратно и не приносит прибыли, нужно найти покупателя на такой не совсем ликвидный товар, поэтому по многим объектам, особенно социального направления, мы используем путь передачи их в коммунальную собственность. Местные бюджеты пока не готовы в таком количестве брать все объекты социальной сферы в коммунальную собственность. Но такая работа ведется уже долгое время. За три года работы по вовлечению в хозяйственный оборот около тысячи объектов социальной сферы были переданы в коммунальную собственность жилые дома, детские дошкольные учреждения, общежития. Но нужно учитывать: местным бюджетам нужны средства, чтобы их содержать.

Вопрос от пользователя: "Иностранные инвесторы жалуются, что в Беларуси нет частной собственности на землю. Мол, выдают только в долгосрочную аренду на 49 лет, на 99 лет. А вот оманскому инвестору выделили лакомый кусок в центре Минска в частную собственность. Такие решения может принимать только президент?"


С 1 января этого года вступил в силу новый Кодекс о земле, в котором продекларированы только два права - право собственности на землю и право аренды земельного участка. Но у нас продолжает еще действовать механизм пользования земельными участками, который применялся по целому ряду государственных предприятий. Тенденция предрасположена к тому, что постепенно мы будем переходить на эти два права.

В этом году у нас состоялась продажа земельного участка оманскому инвестору. Я думаю, что трудностей с реализацией проекта на этом участке будет достаточно много, потому что на нем расположены и объекты историко-культурного наследия, которые необходимо сохранить, и важные социальные объекты. Я думаю, что в перспективе будет работать рынок по продаже земли в собственность.

-25%
-60%
-50%
-50%
-17%
-50%
-30%
-20%
0072916