Лилия Крапивина,

В Беларуси будет поставлен барьер по созданию новых административных процедур. Об этом заявил сегодня заместитель министра экономики Андрей Тур на заседании республиканского клуба директоров при Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей имени М.С.Кунявского, передает корреспондент БЕЛТА.

Сокращая административные процедуры, нельзя допустить возникновения новых барьеров для бизнеса, подчеркнул Андрей Тур. По его словам, расширяющаяся в республике либерализация - "это не кампания, не временной отрезок, это определенные изменения в векторе экономики, направленные на стимулирование и раскрепощение предпринимательской инициативы".

За последние три года Беларусь значительно продвинулась в процессе либерализации, считает замминистра. И этому подтверждением является увеличение числа субъектов хозяйствования, занимающихся предпринимательской деятельностью. За последний год число юридических лиц увеличилось на 40% и здесь важно отметить, что рост количества юрлиц превышает рост количества индивидуальных предпринимателей (на 13,5%). Теперь важно не снижать набранную динамику и продолжать работу в этом направлении, подчеркнул Андрей Тур.

По расчетам, общая налоговая нагрузка по отношению к прибыли организаций должна снизиться до 60%, а временные затраты - до 300 часов, сказал замминистра экономики. По его мнению, это важный аспект, потому что налоговые платежи сокращаются до 26 единиц.

Андрей Тур также отметил, что за последние два года на 36% сократилось количество административных процедур. "Вроде бы много - на треть, но порой мы видим, что эти процедуры, как гидра, убранные в одном месте, множатся в другом". Дело в том, что новые административные процедуры зачастую вводятся на ведомственном уровне. Эта проблема будет учтена в Директиве №4, проект которой сейчас готовится. "В Директиве №4, в рамках совершенствования налоговых процедур, может быть, нам удастся сделать таким образом, что мы пойдем по другому пути. Не столько будем сокращать административные процедуры сами по себе, хотя это тоже будет делаться, сколько основной упор будет на установление барьеров на пути возникновения новых административных процедур", - сказал замминистра экономики. Возможно, это будет такой же подход, как был сделан с лицензированием. Речь идет о том, что новую процедуру можно будет ввести не ведомственным актом, а постановлением Совета Министров, не ниже. Так можно будет поставить соответствующий барьер административным процедурам.

В перспективе в Беларуси планируется полная отмена ценового регулирования 

В Беларуси планируется в перспективе полная отмена ценового регулирования. "В рамках либерализации стоит задача фактически полностью отменить ценовое регулирование, осталось буквально 20 позиций, касающихся социально значимых товаров и тарифов", - отметил Андрей Тур.

По его мнению, в Беларуси можно отказаться от ценового регулирования. "Не сегодня - завтра, но в ближайшей перспективе мы сможем пойти на это", - сказал он. Но, как показала практика, либерализацию цен сложно провести, если не пересмотреть систему нормирования составляющих себестоимости. То есть, если нормы затрат себестоимости сохранятся, то косвенно остается и регулирование ценообразования, пояснил замминистра. Поэтому важно, чтобы в ближайшее время этот вопрос был решен, причем с помощью предпринимателей, сказал Андрей Тур, обращаясь к членам Республиканского клуба директоров. И здесь нужно, чтобы работа двигалась не только по пути к отмене каких-то постановлений правительства или Министерства экономики, касающихся регулирования цен. "Должно быть сущностное решение этой проблемы, связанное с нормированием составляющих себестоимости", - отметил замминистра экономики.

Принятие указа в Беларуси о лицензировании планируется в ближайшее время
 
"К сожалению, работа с этим указом затянулась, очень много у нас оппонентов, никто не хочет отдавать именно такой инструмент регулирования, как лицензирование", - констатировал Андрей Тур. Работа над проектом указа по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности практически завершена.

В проекте указа определен перечень лицензируемых видов деятельности, который на сегодняшний момент включает 51 позицию. Предлагается отменить лицензирование еще 16 видов, 7 из которых включают в себя более 60 составляющих работ и услуг. Также будут отменены около 60 позиций по работам и услугам в 13 видах деятельности, лицензии на которые сохраняются.

"Мы прогнозируем, что только за счет отмены лицензирования розничной торговли, за исключением подакцизных товаров, число выдаваемых лицензий сократится на 60%", - отметил Андрей Тур.

Замминистра также сообщил, что проект указа о лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности носит комплексный характер, в нем сведены все позиции по лицензированию. Кроме сокращения самих лицензируемых видов деятельности, документ предполагает упрощение процедур в данной сфере. В том числе до 15 рабочих дней планируется сократить срок совершения процедуры лицензирования (в настоящее время на это уходит месяц). Срок продления действия лицензий будет сокращен с 15 до 10 дней.

Проект указа устанавливает исчерпывающий перечень случаев отказа в выдаче лицензии. Оптимизированы и сокращены перечни лицензионных требований и условий к документам, предоставляемым при обращении за выдачей лицензии. Определены основания, необходимые для аннулирования лицензии. В том числе решение об аннулировании лицензий может быть принято лицензирующим органом или судом.

Инновации, инвестиции, экспорт являются составляющими Директивы №4

Основными приоритетами в либерализации экономики и бизнеса, предусмотренными в Директиве №4, станут инновации, инвестиции и экспорт, сообщил сегодня заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур.

По словам Андрея Тура, белорусская экономика и бизнес нуждаются в инновационном развитии и стимулировании инвестиций. При этом инвестиции первым делом пустят на то, что в итоге позволит сократить потребление энергоресурсов. "Основная часть инвестиций будет направлена на привлечение новых технологий, на ресурсосбережение", - отметил замминистра экономики.

Еще один приоритет, который будет четко прописан в готовящемся документе, - это экспорт. Государство поддержит любой вид бизнеса: крупный, средний или малый, если он будет экспортоориентированным.

При формировании проекта Директивы №4 вырисовываются такие направления: упрощение условий осуществления инвестиционной деятельности, повышение эффективности налоговой системы и придание ей стимулирующего характера (для субъектов, добросовестно исполняющих налоговые обязательства, предусмотрены преференции). Будут усилены гарантии права собственности путем пересмотра и отмены нормативно-правовых актов, допускающих необоснованное вмешательство госорганов в отношении собственности. Планируется активизация процессов сдачи в аренду или безвозмездное пользование неиспользуемого или неэффективно используемого госимущества. Продолжится либерализация процессов ценообразования и стимулирование добросовестной конкуренции. Поставлена цель упростить и обеспечить стабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Будут исключены излишние проверки коммерческих организаций, оптимизированы штрафы, чтобы нарушения и взыскания были соразмерны.
-20%
-10%
-10%
-10%
-35%
-30%
-10%
-40%