1. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  2. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  3. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  4. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  5. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  6. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  7. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  8. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  9. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  10. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  11. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  12. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  13. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  14. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  15. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  16. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  17. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  18. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  19. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  20. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  21. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн прошедшего дня
  22. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  23. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  24. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  25. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  26. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  27. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  28. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  29. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  30. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет


Андрей КОЖЕМЯКИН,

Грузоперевозчики и экспедиторы, похоже, уже пережили кризис и теперь рассчитывают восполнить свои потери. Как заявил "Белорусским новостям" председатель Ассоциации международных экспедиторов и логистики "БАМЭ" Николай Горбель, ситуация на рынке транспортно-экспедиционных услуг стабилизировалась.

"Началось активное грузодвижение, пошли грузопотоки, пошла оплата, и перевозчики, и экспедиторы свободно вздохнули".

Только за первый квартал экспорт транспортных услуг составил 682,2 млн долларов, что на 36,7% больше, чем за первый квартал 2009 года. Сальдо внешней торговли транспортными услугами в этот период было положительным и составило 419,7 млн долларов.

Однако Беларуси, как отмечают эксперты, предстоит проделать большой объем работы, чтобы увеличить грузопотоки. Одна из причин - отсутствие в достаточном количестве квалифицированного персонала и использование старых механизмов работы.

"Как белорусские, так и российские экспедиторские компании пока не могут составить достойную конкуренцию ведущим экспедиторским компаниям", - убежден вице-президент Международной федерации экспедиторских ассоциаций Сергей Желанов.

По его словам, европейские экспедиторы и логисты зарабатывают до 50-60 млрд евро в год. Чтобы успешно с ними конкурировать, "надо немного просесть по цене. Но самое главное - это качество. Товары из Юго-Восточной Азии в Европу должны по логике вроде бы идти через Россию и Беларусь. Это и короче, и быстрее. Но только грузы идут почему-то морским путем, причем 40 дней вместо двух недель".

Причина заключается в том, что большинство европейских предприятий работают с колес. "У них нет складов, им важно, чтобы товар пришел ровно в срок, ни раньше, ни позже. Это один из важнейших показателей качества работы экспедиторов и перевозчика", - подчеркивает Желанов.

Чтобы система перемещения грузов и доставки до конечного потребителя четко работала, "необходим сильный экспедитор, который будет взаимодействовать со всеми участниками процесса. Тогда мы сможем конкурировать".

Второе условие успешной конкуренции - это цены на транзит грузов. Как отметил Желанов, в России снизить транзитные ставки пытались даже силовыми методами. Однако и это не помогало. Например, постановлением правительства ставка на перевозку груза железнодорожным транспортом снижается на 10%, "одновременно с этим моряки вдруг увеличивают свою ставку на те же 10%".

По словам эксперта, эффективным шагом в этом отношении станет создание единого транзитного оператора. "Именно он сможет контролировать цепочку и удерживать ставки. Тогда мы также станем конкурентоспособными".

Не исключено, что и белорусским, и российским экспедиторам со временем удастся сменить привычную схему доставки грузов. По словам Желанова, западные экспедиторы часто выкупают товар для своего клиента, завозят на свой логистический центр и затем поставляют необходимыми для работы какого-то предприятия партиями. "Для этого нужны большие оборотные средства, которых у наших экспедиторов пока нет".

Тем не менее белорусский рынок транспортно-экспедиционных услуг уже проходит этап модернизации. Так, разработана программа развития логистической системы до 2015 года, которая предусматривает строительство транспортно-логистических центров, в том числе с участием иностранного капитала. С 2011 года планируется отменить лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности. Это предусмотрено проектом указа президента "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Однако не исключено, что Беларуси придется создать альтернативную лицензированию систему и перенять опыт России. В результате отмены лицензирования рынок перестает быть регулируемым. И российский бизнес на себе испытал не только положительные, но и отрицательные моменты этого нововведения.

"Три человека могли собраться, зарегистрировать в налоговой экспедиторскую компанию с капиталом тысяча рублей, набрать заказов на миллион и исчезнуть, если это было изначальной целью мошенников, или разориться, если это были честные, но неграмотные работники", - отметил президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик.

Вдогонку пришлось вносить изменения в законодательство. В частности, была создана система добровольной сертификации. Для этого пришлось разработать стандарты на транспортно-экспедиторские услуги. Кроме того, был введен в действие отдельный закон о транспортно-экспедиторской деятельности, разработаны правила этой деятельности.

Обязательной нормой, по словам Алисейчика, является страхование ответственности экспедитора, "ведь 80% грузов мировой торговли оформляется через экспедиторов".
-50%
-12%
-20%
-40%
-15%
-20%
-40%
-5%
-10%
0070970