1. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  2. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  3. Динаре Алимбековой не хватило секунды, чтобы выиграть медаль в спринте на КМ по биатлону
  4. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  5. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  6. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  7. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  8. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  9. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  10. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  11. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  12. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  13. Надпись в книге, провластные автопробеги и акции солидарности. Что происходит в стране 6 марта
  14. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  15. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  16. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  17. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  18. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  19. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  20. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  21. Минское «Динамо» проводит третий матч Кубка Гагарина против СКА. Онлайн
  22. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  23. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  24. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  25. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  26. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  27. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  28. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  29. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  30. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии


Владимир ВОЛЧКОВ,

Мировой финансово-экономический кризис Беларусь встретила с некоторым запасом прочности. Один из самых весомых резервов - малый и средний бизнес. Именно развитие частной инициативы поможет не только компенсировать потери ВВП от неблагоприятных внешних факторов, но и вдохнуть свежую кровь в реальный сектор. Влияние малого предпринимательства на макроэкономические показатели остается относительно незначительным. Развитие частной инициативы - один из резервов, который позволит динамично развиваться отечественной экономике в посткризисный период. В последние годы в Беларуси сделан целый ряд важных шагов по улучшению инвестиционного климата и условий ведения бизнеса. Правда, эти меры пока не дали ожидаемых результатов, поэтому политика либерализации будет продолжаться. О перспективах, которые ожидают предпринимательскую среду, рассказал председатель Совета по развитию предпринимательства при Президенте Беларуси Владимир ЗИНОВСКИЙ. 

- Владимир Иванович, в последнее время малый бизнес в Беларуси хорошо "прибавил" по количественным показателям, но его качественные характеристики оставляют желать лучшего. Какие факторы, по вашему мнению, влияют на слабое развитие отечественного предпринимательства в сфере производства товаров и услуг?

- Действительно, за 2007-2009 гг. количество малых предприятий выросло больше чем в два раза и составило около 80 тысяч. Количество индивидуальных предпринимателей за этот же период увеличилось на 15%, достигнув на начало года 220 тыс. В то же время, несмотря на значительный количественный рост данного сектора, ощутимого повышения его роли в экономике страны пока не наблюдается. На малые предприятия по-прежнему приходится не более 10% ВВП и 13-14% списочной численности работников. По данным статистики, доля малых предприятий в общем объеме производства продукции (работ, услуг) промышленного характера составляет чуть более 8%, а в общем объеме инвестиций в основной капитал - около 13%. Таким образом, каких-либо структурных изменений в данном секторе экономики, свидетельствующих о развитии, переходе на новый качественный уровень, пока не происходит.

По-прежнему имеет место концентрация отечественного бизнеса преимущественно в сферах, не требующих высокой квалификации, специальных знаний и значительных объемов финансовых вложений, отсутствие стремлений к инвестированию, реализации перспективных инновационных проектов.

По официальной информации, более 40% малых предприятий и, по оценкам экспертов, до 70% индивидуальных предпринимателей специализируются на мелкой розничной торговле.

Причины этого можно условно подразделить на две группы. Прежде всего сохраняется жесткая регламентация хозяйственной деятельности, обилие бюрократических процедур, выполнение которых не только отвлекает значительное количество времени и требует серьезных финансовых затрат, но создает основу для применения весьма ощутимых мер ответственности в случае тех или иных, даже чисто формальных, нарушений. Вторая группа факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в реальном секторе экономики, - наличие проблем организационно-экономического характера, связанных с арендой или приобретением в собственность объектов для размещения бизнеса, ограниченный доступ к финансово-кредитным ресурсам, сложности с организацией субконтрактных отношений с крупными, прежде всего государственными, предприятиями.

Для превращения малого бизнеса в действенный фактор структурной перестройки экономики, внедрения прогрессивных форм организации производства и повышения его эффективности необходимы новые подходы в вопросах его стимулирования и развития. Большие надежды в этом аспекте возлагались деловым сообществом на принятие Закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства", но они, к сожалению, оказались тщетными. Результаты обсуждения проекта на одном из заседаний Совета по развитию предпринимательства с участием представителей бизнес-союзов показали, что указанный документ, имеющий в основном рамочный характер, содержит лишь декларативные нормы, а не конкретные формы и механизмы активизации частной инициативы. По мнению большинства участников заседания, проект закона в представленном варианте не отвечает современным реалиям и целям, в том числе обеспечению вхождения Беларуси в тридцатку лучших в мире по инвестиционному климату государств.

В этой связи деловым сообществом была положительно воспринята необходимость подготовки специальной Директивы № 4 о дальнейшей либерализации экономики, направленной на раскрепощение предпринимательской инициативы, озвученная в ежегодном послании Президента страны к белорусскому народу и Национальному собранию. Советом был инициирован целый ряд конкретных предложений для включения в проект директивы, в том числе касающихся обеспечения доступа субъектов предпринимательства к финансовым, материально-техническим ресурсам, неиспользуемому и неэффективно используемому государственному имуществу, получения в собственность земельных участков; снижения и стабилизации уровня фискальных изъятий и упрощения налогового администрирования; обеспечения равных условий деятельности для государственных и частных предприятий; сокращения количества административных процедур и разрешений при создании и функционировании бизнеса; обеспечения адекватности мер ответственности за допущенные правонарушения при осуществлении экономической деятельности размеру причиненного ущерба и другие.

Думаю, что реализация комплекса предложенных мер обеспечит создание условий для динамичного и устойчивого развития предпринимательства в реальном секторе экономики, усиления технического и технологического потенциала его субъектов, повышения их инвестиционных возможностей и роста конкурентоспособности. 

- Одним из сдерживающих факторов для развития бизнеса сегодня называют также высокие ставки по банковским кредитам. К сожалению, в стране нет альтернативы банковским займам. Насколько необходимо, по вашему мнению, расширять в республике спектр инвестиционных инструментов и институтов: фондовый рынок, венчурные и инвестиционные фонды, управляющие компании и другие институты? 

- Несомненно, наличие широкого спектра инвестиционных инструментов и институтов является одним из ключевых факторов активизации бизнеса, мотивации и стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Полагаю, что активизация отдельных сегментов финансового рынка может быть обеспечена за счет развития таких наиболее востребованных малым бизнесом финансовых продуктов, как лизинг и венчурное финансирование. Мировая практика подтверждает, что именно лизинг является наиболее приспособленным для потребностей малых предприятий инструментом инвестиций в покупку основных средств. Во-первых, во многом решается проблема отсутствия у большинства небольших компаний ликвидного залогового обеспечения по банковским кредитам. Во-вторых, при использовании лизинговых механизмов есть возможность погашать задолженности по мере поступления доходов, получаемых от использования приобретенного на заемные средства оборудования. Механизмы же венчурного финансирования в наибольшей степени адаптированы к потребностям сегмента малого инновационного предпринимательства. Поскольку в нашей стране такие механизмы еще не имеют ни правовых, ни организационных условий, государство должно взять на себя ключевую роль в формировании рынка венчурных инвестиций, создании благоприятных условий для деятельности венчурных инвесторов.

Полагаю, что на сегодняшний момент также необходимо широко внедрять практику микрофинансирования, обеспечивая оперативный и упрощенный доступ к финансовым услугам. Такие программы поддерживают деловые начинания экономически активных, но ограниченных в собственных средствах граждан, способствуют повышению их личного и семейного благосостояния. Первое и наиболее важное направление в этой сфере - создание четких нормативно-правовых основ для деятельности микрофинансовых организаций различных типов: кредитные потребительские кооперативы, общества взаимного кредитования и другие. 

- Одна из проблем, характерная для малого и среднего бизнеса, - низкий образовательный уровень его представителей. Зачастую для предпринимателей-руководителей небольших компаний огромная проблема составить грамотный бизнес-план для получения заемных средств в банке, просчитать риски своей хозяйственной деятельности, оценить конъюнктуру рынка… На мой взгляд, для развития малого и среднего бизнеса сегодня актуально развитие центров поддержки предпринимателей, в которых могли бы концентрироваться полный спектр услуг, необходимых для успешного ведения коммерции и которые обычно отдаются малыми компаниями на аутсорсинг: ведение бухгалтерии, услуги маркетинга и продвижения, консультационные, логистические и юридические услуги и так далее. Насколько успешно сегодня развиваются центры поддержки предпринимательства? 

- Я не согласен с такой позицией по поводу образовательного уровня владельцев малого и среднего бизнеса. В качестве подтверждения приведу результаты опроса репрезентативной выборки руководителей 250 малых и средних частных предприятий, проведенного Институтом приватизации и менеджмента в сентябре-октябре 2006 г. Так, по данным исследования, 85,3% руководителей МСП имеют высшее образование: из них 31,1% - экономическое, 8,7% - юридическое, 45,5% - специалисты с другим высшим образованием. Среднее образование имеют 9,9%, а остальные 3,3% - это руководители с незаконченным высшим образованием. Высокий уровень подготовки руководителей МСП свидетельствует о том, что частным бизнесом в Беларуси занимаются далеко не случайные люди.

Вместе с тем наличие развитой инфраструктуры для обслуживания потребностей МСП было и остается одним из факторов количественной и качественной динамики развития этого сектора. Основу же инфраструктуры поддержки предпринимательства составляют центры поддержки предпринимательства (ЦПП) и инкубаторы малого предпринимательства (ИМП). По состоянию на 1 января 2010 г. в республике действовало 52 ЦПП и 9 ИМП. По данным Министерства экономики, в течение прошлого года услугами ЦПП воспользовалась 51 тысяча предпринимателей, что почти на 35 % больше, чем на 1 января 2008 г. Однако, согласно данным анкетного опроса ЦПП и ИМП, проведенного Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского в октябре 2008 г., сами респонденты, несмотря на возрастающую потребность в их услугах, оценили эффективность собственной деятельности на уровне 3 баллов из 5 возможных.

Считаю, что причины этого обусловлены организационно-правовыми и экономическими условиями деятельности ЦПП, в том числе отсутствием реальной поддержки со стороны государства, а также низкой платежеспособностью клиентов, в основном начинающих предпринимателей. Поэтому Советом по развитию предпринимательства было предложено включить в проект Директивы № 4 меры по дальнейшему укреплению инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе предоставление государственных заказов на выполнение работ или услуг; улучшение их имущественного обеспечения посредством существенного снижения ставок арендной платы, внедрения практики передачи в долгосрочное безвозмездное пользование помещений и оборудования; предоставление аккредитованным ЦПП и ИМП права на оказание юридических, образовательных и иных услуг без получения соответствующих лицензий.

- В последние годы достаточно эффективно выстраивается диалог государства и бизнеса посредством обсуждения насущных проблем предпринимателей. Тем не менее только около 10% бизнесменов являются членами того или иного союза. Причем, как утверждают некоторые аналитики, действующих членов союзов, действительно принимающих участие в их работе, в два раза меньше. Насколько сегодня, по вашему мнению, предпринимательские общественные организации способны выполнять представительскую функцию широких слоев бизнеса? Какие факторы влияют на развитие общественных предпринимательских организаций?

- Во всех странах мира между государством и частным сектором экономики существует определенный механизм взаимодействия. Он определяется многими факторами: состоянием экономики, уровнем культуры, степенью развития гражданского общества, историческими условиями и традициями. На практике такое взаимодействие осуществляется через систему представительских институтов. Как правило, бизнес выражает свои интересы через союзы либо ассоциации - национальные, отраслевые, территориальные. Так, в Германии Союз объединений работодателей состоит из 47 отраслевых федераций и более 450 региональных и подотраслевых объединений. Всего же здесь сегодня насчитывается более 1000 предпринимательских структур, охваты-вающих свыше 80 % рабочей силы. В Швейцарии также действует свыше 1000 организаций, имеющих определенные экономические цели и интересы. Это профессиональные организации и объединения предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность либо по всей Швейцарии, либо в определенной ее части, в отдельном промышленном районе. По своему характеру они представляют отраслевые союзы работодателей или наемных работников: сельское и лесное хозяйство, промышленность, строительство, торговля, банковское и страховое дело... Подобным образом объединяются интересы предприятий промышленности и сферы услуг.

В западных странах экономические союзы и организации предпринимателей оказывают большое влияние на разработку и реализацию экономических программ правительства. Иногда им даже удается полностью взять на себя выполнение некоторых государственных задач по регулированию экономических процессов: используются так называемые механизмы саморегулирования. Логика взаимодействия государства и бизнеса довольно ясна: экономические союзы обращаются к власти за помощью для защиты их коллективных интересов, решения таких задач, которые невозможно выполнить самостоятельно. Государство признает часть их требований в качестве общественного интереса, связывает их со своими целями и поручает союзам осуществить соответствующие программы. В результате союзы расширяют поле деятельности в пользу своих членов, а государство освобождается от исполнения некоторых регулятивных функций. Например, Ремесленная палата Германии имеет исключительное право сертификации ремесленников и их обучения.

Следует также отметить, что вхождение предпринимателей в союзы и ассоциации стимулируется посредством включения членских взносов в состав затрат. Белорусский бизнес в отличие от своих коллег в западных странах характеризуется крайне низкой степенью самоорганизации. Да, действительно, сегодня в общей сложности республиканские союзы и ассоциации объединяют не более 10% субъектов негосударственного сектора, что крайне мало, чтобы быть представительным органом в системе социально-экономических отношений. Это свидетельствует о том, что бизнес страны практически не имеет сформированных представительских институтов, а, следовательно, его шансы реального влияния на социально-экономические процессы в обществе весьма невелики.

Что касается совета, то здесь имеется значительный опыт сотрудничества с предпринимательскими объединениями. Так, с участием специалистов предпринимательских союзов были подготовлены замечания и предложения по проектам законов "О поддержке малого и среднего предпринимательства", "О государственных закупках товаров (работ, услуг)", внесены инициативы по совершенствованию механизмов имущественной поддержки, налогообложения субъектов малого бизнеса и другие. Убежден, только через создание сильных представительских организаций, налаживание их равноправного сотрудничества с органами законодательной и исполнительной власти возможно реальное влияние на формирование адекватной бизнес-среды. И здесь необходимы встречные подвижки: со стороны государства - по обеспечению прозрачности его структур и механизма принятия решений, со стороны предпринимательских объединений - по обеспечению формирования обоснованной консолидированной позиции, выражающей интересы подавляющего большинства бизнес-сообщества страны. Полагаю, что разработка и принятие инициированного советом Закона "Об объединениях предпринимателей", определяющего правовые условия их создания, права и обязанности, принципы и формы взаимодействия с органами государственного управления, позволит решить многие насущные проблемы союзов и ассоциаций.
-10%
-10%
-15%
-20%
-20%
-10%
-30%
-10%
-20%
-50%
0072606