Денис Алейников,

Из года в год Беларусь занимает последнее место в рейтинге Doing Business по критерию "налогообложение". Мы сто восемьдесят третьи среди ста восьмидесяти трех стран. Что делает Министерство по налогам и сборам, чтобы улучшить налоговый климат? Что нового в налоговом законодательстве появится в этом году? На эти и другие вопросы в рамках "Буквы Закона" - авторской программы Дениса Алейникова, старшего партнера юридической группы "АргументЪ", ответила Лариса Кондратова, заместитель министра по налогам и сборам Беларуси.

Общекомандное место страны в рейтинге Doing Business ежегодно растет. В прошлом году, как отметил Всемирный банк, по уровню делового климата в целом мы переместились с 82-го на 58-е место. При этом положительная динамика наблюдается по всем анализируемым Всемирным банком критериям делового климата. Но только не по критерию "налогообложение". Здесь мы ежегодно занимаем последнее, 183-е место. Почему? Неужели Министерство по налогам и сборам все эти годы вообще ничего не делало по либерализации налогового законодательства? Или наши реформы просто не были по достоинству оценены экспертами Всемирного банка?

Сказать, что мы ничего не делаем или что наша система налогообложения несуразная, конечно же, нельзя. В последние годы у нас очень активно проводится работа по совершенствованию налоговой системы в целом и законодательства в частности. Эта работа проводится целенаправленно, в соответствии с планом. В этом году у нас принята Особенная часть Налогового кодекса, где отражены все налоги и элементы, касающиеся налогообложения. Если посмотреть структуру Особенной части, то можно увидеть, что она построена по модели ОЭСР – так работают практически все европейские страны.

Методика Всемирного банка учитывает не все критерии "дружелюбности" налоговой системы - например, удобство заполнения налоговой декларации. Приведу совершенно объективный факт: наши декларации заполняются проще, чем, скажем, в России или Германии. Например, в Германии налоговая декларация по прибыли – это целая книга; в Казахстане она занимает 70 листов. Наша декларация состоит из одиннадцати листов. И сама методика расчета прибыли намного проще. Но это, к сожалению, не учитывается при составлении рейтинга.

Давайте посмотрим на ситуацию глазами плательщика: ему совершенно не важно, на каком месте в рейтинге Doing Business находится страна, для него главное – простые и понятные расчеты налогов. И бухгалтеры, которые работают с декларациями, сегодня отмечают, что мы серьезно упростили методики расчета налогов.

Какие еще изменения были осуществлены в налоговой системе - прогрессивные для плательщика, но не оцениваемые Всемирным банком при подготовке Doing Business?

После принятия указа №119 по упрощенной системе налогообложения стали работать более 70 тысяч индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Были значительно расширены критерии: предприниматель мог иметь выручку до 3,5 миллиарда рублей и работать по упрощенной системе. Кроме того, ему не нужно было выплачивать патент до того, как он заработает деньги. Предприятия, в которых работает до 15 человек, имели возможность не вести бухгалтерский учет в классическом его понимании, а могли работать по упрощенной схеме. Это позволяло им, в принципе, не держать бухгалтера в штате.

У нас уделяется большое внимание инновационным технологиям. Предприятия, работающие в Парке высоких технологий, выплачивают только подоходный налог по низкой ставке. Эффект очень большой: в Парк высоких технологий мы привлекли людей, которые раньше уезжали, и сейчас они работают в основном на экспорт, а это валютная выручка. То есть, не все упирается в то, чтобы забрать налог. Надо развивать систему, которая бы стимулировала какие-то определенные направления. Так действует любая страна. У нас создаются технопарки, в которых тоже действует льготная система налогообложения.

Нельзя не вспомнить декреты №1 и №9, принятые для стимулирования развития производства в малых городах и сельской местности - ведь это действительно очень важно. На селе произошел сдвиг, стали регистрироваться предприятия, предприниматели. А все потому, что были предоставлены серьезные налоговые льготы по общей системе налогообложения и налоговая ставка для предприятий по упрощенной системе в два раза ниже.

Всемирный банк при расчете рейтинга Doing Business не учитывает эти льготы как снижение налоговой нагрузки, хотя польза от них для плательщиков огромная.

У каждого проекта есть свои ключевые показатели эффективности, выполняя которые можно достигнуть прогресса по проекту в целом. Есть такие показатели эффективности и в Doing Business. Пробовали ли вы работать над конкретными индикаторами, формирующими рейтинг? Например, в последнем рейтинге Всемирного банка было отмечено что у нас 107 налоговых выплат в год. Что было сделано для уменьшения их количества?

В 2009 году количество налоговых выплат было уменьшено. Но самое главное, на мой взгляд, это то, что практически по всем налогам мы перешли на ежеквартальную уплату, что позволило уменьшить количество выплат в три раза. Ежемесячным у нас остался налог на добавленную стоимость, но маленькие предприятия имеют право платить его ежеквартально.

Кроме того, из года в год мы сокращаем количество самих налогов и платежей. Например, в 2000 году у нас было шесть оборотных платежей, сейчас же мы исключили последний. Мы убирали эти платежи постепенно, потому что невозможно отменить сразу все – должны же быть какие-то источники поступлений в бюджет. Кроме того, в налоговой системе, как и в экономике вообще, не может быть резкого и стремительного эффекта. Все изменения в налоговой системе нужно делать поэтапно.

В этом году мы также продолжим уменьшение выплат. Мы собираемся отменить сбор на развитие территорий, который выплачивается с прибыли. С этого года у нас отменен платеж на приобретение транспортных средств, налог с продажи. Возможно, будет отменен налог на услуги.

Кроме того, сейчас перед нами стоит очень важный вопрос по изменению системы возмещения НДС - в сторону либерализации, в первую очередь при осуществлении капитальных вложений.

Налоговое законодательство – это не нечто застывшее, оно меняется в зависимости от потребностей страны и плательщиков.

В прошлогоднем рейтинге Doing Business по индикатору "время, затрачиваемое на уплату налоговых платежей" у нас указан 901 час. Улучшится ли этот показатель в очередном рейтинге?

Я принципиально не согласна с этим числом, но, в любом случае, этот показатель улучшится: поскольку сократилось количество налогов и периодичность их уплаты.

А что изменилось по индикатору "общая ставка налога" (в последнем рейтинге - 99,7% прибыли)?

С 1 января 2010 года отменен оборотный налог, который составлял 35,4%, что даст в свою очередь возможность достичь общей ставки 51%.

На каком месте в рейтинге вы видите Беларусь в этом году - с учетом уже выполненного и при условии выполнения всего, что запланировано?

Если мы выполним все то, что запланировали, мы значительно продвинемся вперед в рейтинге Doing Business по критерию "налогообложение". Я думаю, мы можем претендовать на 35-40-е место. Это очень важно для позиционирования делового и инвестиционного климата нашего государства. Согласитесь, одно дело находиться на 183-м месте по критерию "налогообложение" и претендовать на инвестиции, и совсем другое – претендовать на них же, находясь на 40-м.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (22 Мб)

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (38 Мб)


Что изменилось в системе Министерства по налогам и сборам в области проверок субъектов хозяйствования в связи с принятием главой государства указа №510? Что изменилось в практике определения размера ответственности?

Принятие указа №510 изменило подходы к осуществлению контрольной работы не только налоговых, но и вообще всех контролирующих органов. Указ направлен в первую очередь на создание более благоприятного налогового климата в нашей стране.

Необходимо отметить, что сейчас неверное деяние не считается административным правонарушением, если размер ущерба от него не превысил одного процента от суммы уплаченных налогов. Это важно, особенно если учитывать, что ошибки могут быть допущены неумышленно.

Более того, со вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса установлено, что при двояком толковании вопроса о наличии или отсутствии нарушения вопрос должен решаться в пользу плательщика. И случаи практического применения этой нормы у нас уже есть.

Совершенствование контрольной работы идет параллельно с либерализацией самого Административного кодекса, где предусмотрены штрафы за определенные нарушения. Соответствующие изменения в КоАП были внесены 23 февраля, и изменилось действительно многое. Вообще отменена административная ответственность за занятие торгово-посреднической деятельностью без лицензии; за приобретение, хранение, транспортировку и реализацию товаров без наличия документов, подтверждающих качество; за отказ от подписания акта налоговой проверки; за незаконное начисление и выплату премий; за нарушение порядка учета, поступления, хранения и отпуска материалов. Штрафы за нарушение порядка расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уменьшились до ста базовых величин. Можно сказать, что движение идет в сторону либерализации и соразмерности штрафа тому нарушению, которое допустил предприниматель.

Конечно, налоги не любят платить нигде, и это понятно. Но без них никак нельзя, так как это поступление денежных средств в бюджет. Если проследить динамику за последние годы, у нас снизился общий размер сумм, которые мы собираем в результате контрольных мероприятий, и он снижается с каждым годом. Это говорит о том, что в основной своей массе наши плательщики добросовестны.

Многие иностранные инвесторы отмечают, что наше налоговое законодательство очень сложное, и разобраться, как правильно заплатить налоги, достаточно непросто. Что делать с такими плательщиками? Может, стоит ввести для них "право на ошибку" и за первое нарушение просто предупреждать, а за повторное - уже применять штраф? Нечто подобное существует в Китае по отношению к иностранным инвесторам: первое нарушение списывают на сложность китайского налогового законодательства и выдают первое и последнее китайское предупреждение, ну а за повторное уже применяют санкции, и очень жесткие.

Мы стараемся проводить с плательщиками большую просветительскую работу. На первый раз мы нередко просто предупреждаем физических лиц, можем даже не составлять протокол за незаконную предпринимательскую деятельность, объясняем, что нужно встать на налоговый учет, что налоги не такие уж и высокие. Нужно не принуждать людей, а воспитывать у них налоговую культуру. А это занимает не год и не два. Человек должен понимать, что он обязан платить налоги, что это его долг: нельзя жить в государстве и ничего ему не отдавать. Иначе получается, что ты живешь за счет других.
Мы сейчас с удовлетворением отмечаем, что очень многие из тех, на кого мы воздействовали "внушением", встали на налоговый учет и платят налоги. Стало быть, такая просветительская работа себя оправдывает.

А что вы скажете касательно предприятий, юридических лиц?

Когда на предприятие устраивается новый бухгалтер или другое должностное лицо, которое имеет отношение к налогам, и понимает, что в учете что-то не так, мы консультируем его, объясняем, как это исправить самостоятельно. Никакого административного правонарушения не фиксируется, бухгалтер просто доплачивает налог и пеню.

Другое дело, если мы вышли на проверку и нашли какое-то нарушение. Согласно нормам КоАП у нас нет права предупредить - мы должны фиксировать правонарушение, влекущее соответствующую административную ответственность.

А нужно ли вообще контролирующим органам право предупредить нарушителя?

Я думаю, что нужно. Зачастую бывает очевидно, что плательщик просто запутался. Мы считаем, что нужно ввести в КоАП изменения, позволяющие применять предупреждение в качестве вида административной ответственности юридического лица за налоговые правонарушения. Это предложение есть в нашем плане по дальнейшей либерализации. Пока еще мы не выходили с таким предложением в законодательные органы, но предварительно его обсуждали. Я думаю, это рациональное предложение. Безусловно, такая мера ответственности должна применяться обоснованно. Например, не может идти речь о предупреждении, если очевиден прямой умысел на совершение нарушений, организация лжепредпринимательской деятельности, например, и тому подобное.

Наверняка вы анализировали международную правоприменительную практику. Можно ли сказать, в сравнении с европейскими и иными странами, что у нас жесткие меры ответственности за налоговые правонарушения?

Часто можно слышать высказывания, что в цивилизованных странах после проверки просят уплатить налоги, а у нас – штраф в бесспорном порядке. Нигде после проверки никого не просят, иначе это не была бы налоговая служба. Это не просьба – кто будет просить выполнить закон? Но не привлекают к ответственности, а просто просят доплатить по другим мероприятиям, например, во время мониторинга предприятий и выплачиваемых ими налогов. 

Если нарушения замечены во время проверок, то меры применяются достаточно жесткие: уголовная ответственность предусмотрена практически во всех странах. За умышленное нарушение налогового законодательства у нас предусмотрена такая ответственность, как лишение свободы сроком до семи лет. В Эстонии - также до семи лет, в Германии, Франции, Болгарии - до десяти. В Голландии в некоторых случаях даже без суда могут на год посадить в тюрьму. В Китае за неуплату налогов или несправедливое требование возврата НДС предусмотрено пожизненное заключение или даже смертная казнь.

Поэтому наше законодательство в целом соответствует международным нормам. Я бы не сказала, что наша налоговая служба ведет себя более жестко, чем это принято в мире.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (378 Мб)

Ответы Ларисы Кондратовой на вопросы пользователей портала.


Вопрос: В Беларуси введено электронное декларирование по налогам и сборам. Вправе ли инспекция по налогам и сборам настаивать на подключении к электронному декларированию в обязательном порядке?

Ответ: Нет, налоговая инспекция не вправе на этом настаивать. Наверное, она просто хочет облегчить вашу жизнь, но не очень умело это делает. Если местная инспекция на этом настаивает, обращайтесь в городскую инспекцию или к нам.

Вопрос: Когда нас перестанут заставлять подписываться на журнал "Налоги Беларуси" и электронное декларирование? Налоговая инспекция пользуется своим положением, а должна работать на тех же правах, что и другие организации: делать рекламу своих услуг и давать другим организациям свободно выбирать – подписываться или нет.

Ответ: Я полностью согласна с таким мнением: выбор должен быть свободным, никто не должен заставлять вас подписываться на журнал "Налоги Беларуси".

Вопрос: Существует ли план по штрафам при налоговой проверке? Правда ли, что штраф должен составлять два процента от оборота за проверяемый период? Правда ли, что за справку о том, что "все нормально" в проверке, инспекторов лишают премий?

Ответ: Все это неправда. Никаких планов по штрафам нет. Другое дело, что мы нацеливаем инспекторов: идя на проверку, нужно ее продумать, а не просто прийти и искать - лишь бы что-то найти. Мы нацеливаем своих работников на правильный выбор объекта проверки.

Вопрос: С 1 января ввели поквартальное декларирование и уплату НДС и налога на прибыль. А уплата инновационных фондов и дополнительная введенная отчетность по инновационным фондам осталась ежемесячной. Получается, что учет и расчеты по-прежнему необходимо вести помесячно. Это перечеркивает все достоинства нововведения поквартальных отчетов. Планируется ли устранить это несоответствие? Спасибо.

Ответ: На основании положений пункта 8 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 596, плательщики действительно ежемесячно исчисляют отчисления в инновационные фонды и представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчеты об исчисленных суммах. Министерством по налогам и сборам будут внесены на рассмотрение заинтересованных органов предложения по внесению изменений в вышеназванный указ, направленные на упрощение администрирования отчислений в инновационные фонды и предусматривающие возможность подачи в налоговые органы расчетов по указанным платежам ежеквартально.

Вопрос: Как вы можете прокомментировать тот факт, что сами инспекторы в налоговой инспекции не знают ответы на вопросы по налогообложению, дают противоречивые ответы либо советуют "поискать в интернете"?

Ответ: Состав работников налоговой службы в республике в целом довольно сильный. Но, как на любом предприятии, встречаются и неквалифицированные сотрудники. Если отдел консультации вашей налоговой инспекции не знает ответа на ваш вопрос, пишите к нам, в министерство.

P.S. от Дениса Алейникова:

Уважаемые налогоплательщики! В следующий раз, когда инспектор отдела консультаций ИМНС затруднится с ответом на ваш вопрос и скажет: "Поищите ответ в интернете", знайте: он имел в виду программу "Буква Закона", специальным гостем которой была Лариса Кондратова, заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь.
-5%
-10%
-15%
-10%
-10%
-23%
-10%
-20%
-24%
-10%
-10%
0070859