1. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  2. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  3. Фура и микроавтобус столкнулись под Смоленском — пострадали 13 белорусов, один в крайне тяжелом состоянии
  4. «Молодежи здесь заняться нечем». История о вынужденном переселении в деревню — по распределению
  5. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  6. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  7. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отравилась мухоморами
  8. «Шахтер» обыграл «Неман» и установил новый рекорд чемпионата. БАТЭ добыл волевую победу над «Рухом»
  9. Рост ВВП, долгов и заветные «по пятьсот». Кратко о том, как развивалась экономика в последние 10 лет
  10. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  11. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня
  12. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  13. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  14. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  15. Уволенному директору Оперного театра нашли новую работу
  16. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  17. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой». Мнение
  18. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  19. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  20. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  21. Генпрокурор обвинил сопредельные государства в попытке внедрить в Беларусь «коричневую чуму»
  22. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  23. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  24. Открыли TikTok-парк, в планах — расчетно-справочный центр. Как пробуют «оживить» торговый центр «Столица»
  25. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  26. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  27. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  28. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  29. Матч между хоккейными сборными Беларуси и Казахстана отменен
  30. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США


Ирина ОРЛОВА,

По всему миру торговля уже начинает считать выручку от продаваемых ко Дню святого Валентина подарков. "Завтра твоей страны" оценил белорусские праздники с точки зрения необходимости выполнения повышенных социально-экономических показателей и выяснил: 14 февраля мог бы стать хорошим подспорьем для торговли.

Анализ помесячной динамики товарооборота за последние три года показывает, что каждый год в товарообороте есть сезонные пики и провалы. Явный пик только один - это декабрь, что связано с празднованием Нового года. А вот единственный устойчивый провал фиксируется как раз в феврале.

Февраль - самый короткий месяц в году. Кстати, возможно, именно поэтому представители западной цивилизации и вывели празднование Дня святого Валентина на массовый уровень. Однако и в Беларуси в этом месяце есть свой подарочный день – 23 февраля. Да и сюрпризы к 8 марта многие готовят заранее. Но, оказывается, эти даты ни по одной из товарных позиций из списка "Завтра твоей страны" белорусскую торговлю не спасают. По крайней мере так свидетельствуют данные Белстата за 2009 год.

Мясо

В 2009 году с учетом разного количества дней в январе, феврале потребление продуктов питания было довольно ровным. Причем мяса, например, граждане потребляли в среднем по 50 тыс. тонн в месяц (в то время как летом - уже около 60 тыс. тонн). Это можно объяснить тем, что летом открывается сезон национальной забавы под названием "шашлыки", но настоящий эффект праздника в мясных рядах наблюдался лишь в декабре - 69 тыс. тонн.

Кондитерские изделия

Показатели по кондитерским изделиям тоже не демонстрируют особого подъема в феврале-марте. Объем проданных за март кондитерских изделий в 13 тыс. тонн был перекрыт уже в апреле, а в предновогоднем декабре составил 18 тыс. тонн.

Алкоголь


И все же если говорить о праздничном товарообороте с точки зрения застолья, то лучшим индикатором является алкоголь. В феврале отмечается локальный максимум первого квартала по покупке водки - 881 тыс. далл против 850 тыс. далл в январе и 872 тыс. далл в марте - всё же мужской праздник берет свое. Кстати, любители плодово-ягодных напитков отмечают 23 февраля, судя по всему, не так активно. В феврале прошлого года они прикупили "всего" 980 тыс. далл "крыжачка". Больше, чем водки, конечно, но по сравнению с июлем, когда было реализовано 1,5 млн далл плодово-ягодных напитков, смотрится несолидно.

В Новый год любители "бормотухи", похоже, хоть частично, но переходят на более благородные напитки - продано было лишь 1,3 млн далл плодово-ягодного.

Что же касается виноградных вин, то из первых трех месяцев прошлого года больше всего их покупали в январе - 192 тыс. далл. В феврале - 175 тыс. далл, в марте -178 тыс. далл. Получается, невзирая на гендерную окраску праздников, виноградное вино показывает стабильность. Но при этом объем купленного вина в феврале-марте опять-таки оказался ниже средних показателей по весне и лету. Зато, в отличие от водки, которую в декабре покупали на 15-17% чаще, чем в другие месяцы, виноградных вин в предновогоднем декабре было продано на 50% больше, чем в марте.

Если говорить о рекордсменах предновогоднего роста, то в декабре, конечно же, первое место принадлежит винам игристым - в 2,8 раза больше по сравнению с мартом. Стоит отметить, что и март показал небольшое увеличение по сравнению с январем и февралем. Впрочем, июль (похоже, самый хмельной месяц в Беларуси) превысил показатели по игристому за март.

Ну и, наконец, коньяк - самый праздничный напиток для настоящих мужчин. И выпить приятно, и подарить нестыдно. И хотя мужской праздник в Беларуси отмечают в феврале, декабрь вне конкуренции - 30 тыс. далл. В феврале уже только 16,6 тыс. далл, но все же чуть больше, чем в марте - 16,4 тыс. далл. В целом по году показатели колеблются примерно около 16 тыс. далл в месяц, но к Новому году, похоже, закупаться начинают в ноябре - уже 17,8 тыс. далл.

Одежда


А бывает ли праздник на рынке непродовольственных товаров? Надо сказать, что, по статистике, на продаже продукции легпрома подарочный потребительский бум практически не сказывается. Вопреки ожиданиям, не наблюдается подъемов продаж в феврале и марте в разделах "чулки-носки" и "бельевой трикотаж". Вообще, одежду белорусы больше покупают весной и осенью, как и обувь.

Парфюмерная продукция

Есть лишь один праздничный непродовольственный товар, который продемонстрировал ожидаемую динамику (из тех товарных групп, что предлагает нам Белстат, который не приводит, например статистику по продаже ювелирных украшений и цветов). Речь идет о парфюмерной продукции. Жаль только, что Белстат приводил данные по этой группе только первые пять месяцев в прошлом году. Но зато за этот период явный пик продаж приходится именно на февраль – и ко Дню защитников Отечества, и к 8 Марта.

Бытовая техника


И остается тяжелая артиллерия - крупная бытовая техника: холодильники, телевизоры, стиральные машины. Не то чтобы ее у нас принято дарить в праздник, скорее, фены, миксеры и мобильники, но данных по этим позициям Белстат регулярно не публикует.

В принципе прошлый год был для "тройки" лидеров отечественной металлообрабатывающей и радиоиндустрии необычным. Рекорд январских закупок телевизоров, холодильников и стиральных машин, подогреваемых ажиотажным спросом из-за девальвации и слухов о возможной деноминации, не был побит ни в одном из других месяцев прошлого года. Так что у правительства есть готовый рецепт повышения товарооборота. Однако пользоваться им часто нельзя. Лучше все же применять более цивилизованные способы, тем более, что динамика 2009 года доказала их эффективность. Летом прошлого года завод "Атлант" проводил акцию среди своих покупателей и - о чудо! Количество проданных холодильников в июле (26 тыс. штук) почти приблизилось к рекордным показателям января (29,8 тыс. штук) при том, что в декабре прошлого года было куплено лишь 17,9 тыс. холодильников "Атлант".

Вывод "Завтра твоей страны"

Несмотря на значительную узость и неразвитость белорусского потребительского рынка, у него явно есть явные точки роста - это проведение активных маркетинговых акций и правильное позиционирование праздников, когда каждому из них соответствуют уникальные традиции, характерные подарки, специфические угощения. Вот над чем стоит поработать маркетологам, специалистам отделов продаж и товароведам.
-15%
-20%
-58%
-18%
-5%
-10%
-30%
0073182