151 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  2. «Они не знают, наступит ли завтра». Белорусский фотограф показал жизнь бездомных котов без прикрас
  3. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  4. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  5. Громкие «преступления», которые якобы готовились в Беларуси из-за политики: до и после выборов 2020 года
  6. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  7. «Он не тот человек, который привык жаловаться». Девушка Эдуарда Бабарико — о его 10 месяцах в СИЗО
  8. «Осознание, что это действия не совсем законные, появилось позже». Замов Бабарико допрашивают в суде
  9. Узнали, что открывается на местах, где были магазины Bigzz
  10. «Путин сделал предложение, от которого нельзя отказаться». Эксперты — об отношении Кремля к «заговору»
  11. «На фуфайке фамилия выбита другим цветом». Родные осужденных по политическим статьям о том, как те отбывают наказание
  12. Нацбанк ожидает ускорения инфляции во втором квартале
  13. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  14. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  15. «Уже не рецессия, но еще и не рост». Эксперты — о настроении бизнеса и его влиянии на экономику
  16. Рабочая неделя будет теплой, зато на выходных выпадет снег
  17. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво
  18. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  19. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  20. В Браславе в костеле обвенчалась пара — жениху и невесте по 91 году
  21. Песков: Путин и Байден обсуждали информацию о готовившемся покушении на Лукашенко
  22. В Бресте суд решил ликвидировать «Польскую школу»
  23. Поставил лайк — получи срок. Как в России и Казахстане сажают за экстремизм (у нас могут повторить)
  24. Почему все говорят про футбольную Суперлигу? Рассказываем о скандальном проекте
  25. «Все оказались в выигрыше». Эксперты — о «предотвращении переворота» в Беларуси и роли России в этом
  26. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  27. Врач — о тревожных симптомах, которые касаются зубов мудрости
  28. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  29. Биолог рассказал, как сделать рассаду крепкой. Нужно выполнить всего пять простых пунктов
  30. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала


Алена Андреева,

В Беларуси активно ведется программа импортозамещения. Тем не менее, отечественный потребитель предпочитает зарубежные товары, полагая, что они более качественные. О том, легко ли продвигать продукцию в белорусской розничной сети и как создать грамотный бренд, в студии TUT.BY рассказала Ольга Афанасьева, директор по маркетингу ИП "Старая крепость", производителя соков "Сочный".
 
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

В 2008 году компания "Старая крепость" ввела в эксплуатацию крупнейший в стране завод по производству соков, и как раз в тот год был динамичный рост рынка соков в Беларуси. Можно ли назвать ушедший 2009 год таким же удачным по темпам роста, каким был 2008?
 
К сожалению, так сказать нельзя. Действительно, в 2008 году наблюдался рост рынка, а в 2009 году из-за общемировой кризисной ситуации потребление соков в Беларуси упало. Возможно, не так значительно, как на соседних рынках, но спрос замедлился. Изменились и предпочтения потребителей: если раньше белорусы пили больше соков из сегмента "премиум", то сейчас они все больше предпочитают простые качественные продукты по приемлемой цене. Эта тенденция понятна, и мы как сокопроизводящая компания стараемся гибко реагировать на эти запросы потребителей.
 
Известны примеры, когда осваиваются крупные инвестиции в регионах, запускаются линии по производству соков, и на момент начала проекта стеклянная тара для соков является актуальной. После запуска линии оказывается, что стеклянная тара совершенно не востребована потребителями. Готовы ли белорусские производители быстро реагировать на изменения предпочтений потребителей?
 
Проблемы такие понятны и связаны с тем, что оборудование дорогостоящее и покупать раз в год линию для новой тары – не всегда приемлемо для предприятий.
 
Наше предприятие мы строили, ориентируясь на мировые тенденции. Мы понимали, что эти тенденции через какое-то время придут и в Беларусь, и, ориентируясь на них, мы построили завод по производству соков в картонной упаковке. Она экологична и востребована потребителями.
 
Рынок, в том числе, и мировой, идет вперед, и появляются соки в упаковке ПЭТ. Сейчас на западном рынке достаточно модно потребление соков в стекле, которое является самой экологичной тарой. В планах развития нашего предприятия производство соков не только в картоне, но и в другой упаковке.
 
Если говорить про соковую отрасль в целом, то сейчас множество наших конкурентов производят соки в картоне и развивают производство соков в различной другой упаковке.
 
Когда появилась наша компания, соковый рынок был достаточно свободный, на нем не наблюдалось серьезной активности. Мы запустили рекламу, занялись продвижением бренда, и доказали белорусским предприятиям, что в нашей стране можно делать бизнес в соковой отрасли. Естественно, конкуренты активизировались, и сейчас ситуация отличается от прошлогодней. Конкурирующие предприятия проявляют большую гибкость, чем в 2008 году.
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (132 Мб)

Можно ли говорить о том, что и вы, и ваши конкуренты для продвижения своих товаров готовы не делать акценты на брендах, а предлагать более дешевый, небрендированный продукт?
 
В нашей компании ставка делается на бренды. В Беларуси, по нашему мнению, небрендированных продуктов достаточно много, поэтому брендированные более актуальны. К сожалению, в Беларуси нет такого большого количества любимых потребителями брендов, как, например, в России и Украине. Поэтому здесь поле для деятельности пока что очень велико.
 
 
Можно ли говорить о том, что белорусы охотнее покупают сок своего производства, на упаковках которого надписи будут выполнены латинскими буквами, чтобы завуалировать свое происхождение?
 
К сожалению, есть такая тенденция, и мы ее очень сильно ощущаем. Мы гордимся тем, что наша отечественная продукция качественная. Тем не менее, даже до сих пор, несмотря на стабильные позиции на рынке, возникают вопросы просто потому, что производство находится не в России или Украине. Россияне, кстати, очень охотно берут белорусский продукт. Понятно, что в России есть очень сильные бренды, которые поддерживаются масштабными рекламными кампаниями, значительными рекламными бюджетами, и очень давно работают на рынке. Тем не менее, продукт востребован именно потому, что в России белорусское считается качественным. И это правда: стандарты сертификации в Беларуси гораздо строже. Например, в нашей компании делается около 300 анализов в сутки для того, чтобы была возможность сертифицировать нашу продукцию. Россияне это видят, и покупают сок, потому что он из Беларуси. К сожалению, в нашей стране мы не чувствуем того, что потребители ценят именно отечественный продукт.
 
Получается, что продвигать белорусский продукт на российский рынок проще?
 
На российский рынок можно продвигаться за счет представления россиян о том, что белорусский продукт качественный. В Беларуси продвижение идет немного по-другому.
 
Как доказать белорусам, что свой продукт – такой же качественный, как и дорогостоящий импортный? Какие подходы вы ищете?
 
Самое главное – просто делать качественный продукт. Я думаю, если белорусы будут постоянно покупать хороший отечественный товар, со временем они поймут, что качество действительно на высоте.
 
Сегодняшнее положение отечественных производителей соков, наверное, оставляет желать лучшего. Для того, чтобы ваше положение на отечественном рынке поменялось, необходимы лоббисты, которые расскажут правительству, как нужно поддерживать своих производителей. Есть ли какие-то подобные инициативы с вашей стороны?
 
Для нас лоббирование – это не продвижение, не продажи, не производство, потому что все это мы хорошо умеем делать сами. Вопрос, скорее, заключается в том, чтобы нам не создавались препятствия для нашей активной деятельности. Мы сами обращаемся в правительственные организации с различными вопросами и запросами. Мы создали организацию соковых производителей, и некоторые запросы делаем коллективно. Например, у нас был очень четкий регламент по дизайну упаковки: в нем оговаривалось, что шрифты на белорусской таре должны быть определенных размеров. Это создавало определенные сложности, потому что шрифт должен быть достаточно крупным. Причем, для российской продукции такой вопрос не возникал, и их соки продавались с любым дизайном. Кроме того, были вопросы с обозначением названий соков, и это тоже создавало для нас определенные трудности: из-за того, что название написано немного по-другому, потребитель воспринимал российский продукт как более качественный, хотя внутренняя составляющая одна и та же.
 
С такими инициативами, с просьбами о принятии унифицированных стандартов, чтобы у белорусских производителей хотя бы не было препятствий, мы и обращались в правительство. С течением времени мы получали позитивные отклики и положительные решения.
 
Многие отечественные производители отмечают не всегда благоприятное отношение к белорусской продукции со стороны предприятий розничной торговли. Чувствуете ли вы это на себе?
 
Для нас это особенно чувствовалось, когда мы выходили на рынок. Сейчас розница идет за потребителем: покупатель предпочитает наши продукты, поэтому сейчас каких-то существенных проблем в рознице нет. Но год назад, когда мы выходили на рынок, у нас были просто колоссальные сложности с тем, чтобы доказать рознице, что мы предоставляем качественную продукцию, собираемся вкладывать деньги в наш бренд, продвигать его. По мнению белорусской розницы, у российского продукта перспектив было больше. Сейчас у нас с розницей совсем другие отношения и мы по-другому строим работу с ней.
 
В Беларуси есть еще один весьма специфичный нюанс рынка – региональный протекционизм, согласно которому сложно продавать товар, произведенный в Могилевской области, например, в Минске или Гомеле. Как вы решали эту проблему?
 
Возможно, эта проблема существует для более мелких производителей. Для нас в данный момент такая проблема неактуальна.
 
То есть, эту проблему можно "задавить" масштабом?
 
Я бы так не говорила. Эту проблему можно решить активностью и вниманием к своему бренду. Свой бренд мы продвигаем общенационально, и потребители в каждой области о нем знают. И если розница идет за потребителем, меньше обращается внимания на то, в какой области был произведен продукт.
 
При каких условиях, на ваш взгляд, возможно изменение расклада на соковом рынке Беларуси?
 
По нашему мнению, ситуация на рынке немного поменялась. Когда мы выходили на рынок, около 50% производителей было не из Беларуси. У нас довольно много заводов по производству консервной продукции, которые производят соки как сопутствующий товар. Потенциально сока было достаточно много, но, тем не менее, экспансия российских и украинских производителей чувствовалась достаточно сильно. Сейчас отмечается медленная, но верная тенденция: потребители начинают покупать белорусский продукт, и в рознице на месте российских и украинских продуктов – белорусские. Тем не менее, до сих пор в рознице присутствует много и российских, и украинских соков, но тенденция постепенно меняется.
 
Возможно, белорусские соки начнут и зарубежную экспансию. На ваш взгляд, какие зарубежные рынки можно считать перспективными и осваиваемыми?
 
Мы продвигаем свой продукт на российский рынок, и продукция достаточно востребована. Например, у белорусских производителей есть уникальное предложение – березовый сок. В России березовый сок не производят, в Украине его тоже нет, поэтому наш традиционный продукт на этих рынках очень востребован.
 
То есть, белорусский сок за рубеж продвинет береза…
 
Как бы странно это ни звучало, так оно и есть. Мы чувствуем достаточно большой интерес со стороны соседних стран. Недавно мы начали сотрудничество с Латвией, и скоро там тоже появится наш сок. Пока мы определяем для себя эти рынки и разрабатываем и другие. Ведутся переговоры, так что интерес к нашей продукции есть. В отличие от белорусов, россияне, украинцы, латыши считают, что надпись "Беларусь" равна надписи "качество".
 
Какие другие белорусские компании, кроме "Старой крепости", могли бы продвигаться на зарубежных рынках так же активно?
 
На российском рынке белорусские продукты пользуются хорошим спросом. Например, продукцию компании "Санта Бремор" некоторые россияне считают своей. Очень хорошо востребованы продукты компании "Савушкин продукт". Продукция этих предприятий в России хорошо воспринимается и считается очень качественной.
 
Мы уже примерно год работаем с Россией. Предприятие развивается, объемы растут.
 
Как, на ваш взгляд, будет развиваться производство соков в Беларуси? Чего потребует потребитель в ближайшее время?
 
Мы планируем активно продвигать отрасль появлением и новых продуктов, и продуктов в новой упаковке. Мы планируем производить абсолютно новые для белорусов продукты. Люди пьют соки, потому что это полезный напиток, но они не всегда предназначены утолять жажду. Утоляют жажду немного другие продукты – сок с большим количеством воды, сокосодержащий напиток. В мире есть отличные от белорусских сокосодержащие напитки, там применяется другой процесс упаковывания продуктов, который позволяет сохраняться всем полезным веществам. В Европе этот продукт очень востребован, и мы думаем, что белорусам он тоже понравится.
 
Есть серия различных направлений и продуктов, о которых белорусы просто не знают. Мы собираемся и такие товары производить в Беларуси.
 
Главный герой роликов соков "Сочный" стал одним из самых узнаваемых рекламных персонажей. У этого болтливого мальчика иссякнет запас колкостей?
 
Мы надеемся, что нет. Влад, главный герой этих роликов, очень харизматичный мальчик. Он растет, шутки его будут меняться, но он по-прежнему останется главным героем. Он уже стал лицом бренда, его полюбили не только белорусские потребители, но и мы сами. Нашему бренду "Сочный" всего лишь полтора года, но, тем не менее, он уже узнаваем.
-35%
-15%
-20%
-15%
-35%
-10%
-21%
-50%