152 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Водитель автобуса передал пассажирам по громкой связи «привет от политзаключенных». Итог: 15 суток
  2. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  3. В Минске с утра заметили силовиков и спецтехнику. МВД: «Плановые учения»
  4. Точки над i. От назначенной на четверг встречи Лукашенко и Путина ждут судьбоносных решений
  5. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  6. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  7. Зеленский предложил Путину встретиться на Донбассе
  8. «Согласился с обвинением». Что сказали в суде предшественник Бабарико на посту главы банка и преемник
  9. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  10. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  11. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  12. Отдых в пандемию: можно ли съездить в автобусный тур и обязательна ли самоизоляция после возвращения
  13. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  14. Макей: Мы хотели бы иметь ясность, в каком статусе назначенный посол США намерена работать в Беларуси
  15. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  16. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  17. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта
  18. Знакомьтесь с отважной белоруской, которая решилась взойти на самую высокую вершину земли
  19. Какие курсы доллара и евро установили обменники 21 апреля
  20. «Однушки» — от 170 долларов. Что сейчас происходит на рынке аренды квартир в Минске и что дальше
  21. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  22. «В пандемию люди соскучились по общению». В Минске открылся клуб с настолками и баром, сходили туда
  23. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  24. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  25. «Череп маленький — мозг не помещается». История мамы парня, который родился с микроцефалией
  26. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  27. Суперлиги пока не будет. Большинство клубов отказалось от участия
  28. В Минске заметили эксклюзивный внедорожник с клиренсом полметра и ценой почти полмиллиона евро
  29. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  30. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты


Владимир ВОЛЧКОВ,

Удалось ли во время борьбы со складскими запасами создать устойчивую систему сбыта белорусских товаров?

Складские запасы сродни чемодану без ручки: и выбросить жалко, и лишнее место занимает. К концу прошлого года склады потихоньку начали разгружаться, доля малых фирм и индивидуальных предпринимателей в объемах реализации увеличилась до 15%, а объемы выручки и производства наконец-то практически сравнялись. Межведомственная рабочая группа работала не покладая рук, экстренными усилиями стремясь оживить продажи. Худо-бедно «разгрузочно-складским» показателям удалось придать оптимистичную динамику. Но превратится ли чрезвычайный режим продаж в устойчивую систему сбыта?..

Куда ушли склады?..

Мировой финансовый кризис подпортил конъюнктуру рынка большинству отечественных предприятий. Но по-настоящему креститься стали, когда «складской гром» ухнул раскатисто да еще сверкнул молнией в середине прошлого года. Хотя в благоприятных условиях было в республике немало запасливых предприятий, товарные залежи которых реализовывали чуть ли не всем миром. Если рассматривать проблему в разрезе отраслей, то мировой финансовый кризис стал катализатором проблемы складских запасов, но никак не причиной их формирования. Когда в прошлом году госорганы стали подробно инспектировать склады, на них нашлись товары «возрастом» два, три, пять лет и даже старше. Их произвели в те времена, когда о финансовом кризисе слыхом не слыхивали, а биржевые котировки оптимистично пухли как на дрожжах вместе с мировым ВВП и спросом.

По данным Белстата, в благополучном 2008 году запасы готовой продукции на предприятиях легкой промышленности колебались в пределах 150% от ежемесячного объема производства, в кризисном 2009-м — 160%, или 515 млрд рублей в денежном эквиваленте. При этом в прошлом году в отрасли снизились объемы производства почти на 10%, или почти на 400 млрд рублей. Факты рождают удивительный вывод: несмотря на относительный рост складских запасов, в абсолютных показателях в 2008 году они были выше, чем в проблемном 2009-м. Правда, увеличились и запасы в торговле: на начало прошлого года они равнялись 40 дням торговооборота, а в январе этого года — 43, что эквивалентно продукции на 4,8 триллиона рублей. При этом розничные продажи, в отличие от производства, увеличились на 3% и составили почти 56 триллионов рублей по прошлому году, включая и общественное питание. Получается, что за прошлый год на 300 миллиардов рублей разгрузились промышленные склады за счет расширения торговых.

Гулливеры должны шевелиться

В прошлые годы макроэкономический показатель складских запасов держался на приемлемом уровне за счет передовых предприятий. Одни недовыполняли план по «запасливости», другие брали 2−3 нормы. Спрос упал, и ситуация вылезла наружу со всеми своими противоречиями, которые раньше удавалось замуровывать на фоне общего роста. Увы, опыт прошлого года показал: целый ряд производств не может существовать без поводырей. Стоило реализацией продукции заняться на правительственном уровне, как дело сдвинулось с мертвой точки. Хотя революционных, космических технологий в разгрузке складов профильная рабочая группа не применяла, просто анализировала ситуацию и повышала эффективность каналов реализации. Ежедневная головная боль руководства предприятия — сбыт продукции. Свою болезнь они запустили, а потом перенесли на чужие плечи.

Действительно, руководство страны кардинально пересмотрело правовую базу, малый бизнес и индивидуальные предприниматели получили небывалые преференции. Больше всего послабления коснулись экспорта. Но возникает законный вопрос: почему предприятия не работали с мелкими торговцами прошлые годы, а методично захламляли склады? Почему пробуксовывало оптовое звено и зашевелилось только после рекомендаций сверху?

Да, волевыми усилиями удалось за несколько месяцев поднять долю малого бизнеса и ИП в реализации отечественной продукции до 15%. Головокружительная динамика, ибо в начале 2009-го с трудом дотягивали до 3%. Складывается впечатление, что лилипуты-торговцы спасают гулливеров — производителей потребительских товаров. Кое-как сдвинуть «больших и тяжелых» малому бизнесу удалось, но своим спасением должен заниматься и сам утопающий.

Ближе к людям — меньше склад

Еще в середине прошлого года руководитель департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский говорил: совместными усилиями различных ведомств составлены два списка: длинный — с перечислением пылящихся на складе товаров, и более скромный — отечественная продукция, пользующаяся повышенным спросом у небольшой торговли. Сколько пунктов из этих двух перечней совпадают, так и осталось загадкой. По крайней мере, на пресс-конференциях чиновники неудобный вопрос стараются обойти.

Печально, потому что лозунг «На каждый товар найдется свой купец» звучит архаично до дикости. Маститые специалисты утверждают: завоевать современный рынок уже не получится ни рекламой, ни слоганами, ни яркой упаковкой. На первое место выходит его величество личный маркетинг, персональные продажи, когда производитель с продавцом учитывают интересы не сегментов или прослоек покупателей, а лично каждого клиента. И это возможно. Ведь работают же по такой схеме некоторые продавцы мебели, автомобилей, иной раз за каждым клиентом даже закрепляется персональный менеджер. И международные гуру маркетинга утверждают: скоро на таких же принципах придется продавать большинство товаров, а не только премиум-класса. Как ни парадоксально, но наплыв информационных технологий выводит на первый план в продажах личный контакт продавца и покупателя. И не важно, реализуешь часы «Ролекс» за несколько десятков тысяч долларов или простенькие джинсы с майкой.

Увы, немало еще производителей полагают: их дело наштамповать товар, а проявлять душевность при его реализации — дело профессиональных торговцев. Крупному предприятию сложно учитывать пожелания каждого из десятков тысяч своих покупателей, но для промышленности голосом потребителей становятся их дистрибьюторы, дилеры, оптовики, крупные партнеры из розничной торговли… Словом, для успеха на рынке необходимо строить под свои нужды товаропроводящие сети, по которым не только перемещается товарная масса, но и возвращается информация о рынке, отражающая все его тенденции.
Вот и возник некорректный вопрос: работают ли в том направлении отечественные производители с малыми предпринимателями? Знают ли, где продают ипэшники их товар, кому, по каким ценам, что необходимо подкорректировать в продукции, чтобы малый бизнес взял ее на реализацию больше?

-15%
-30%
-20%
-10%
-20%
-50%
-10%
-24%
-10%