Геннадий АЛЕКСАНДРОВ,

Зачем нужны предприятиям сайты?

"Скажите, как я могу купить у вас продукцию, заказав через интернет? Какие варианты оплаты и доставки?" - интересовался покупатель на сайте ОАО "Могилевдрев". Нет, интернет-заказы от физических лиц предприятие пока не выполняет. Но главное, что не только торговые фирмы, но и просто пользователи Всемирной паутины интересуются могилевской мебелью.

Продвинутый "интернетчик", прежде чем купить товар, поищет информацию о нем в Сети. Если заинтересует - выйдет на производителя, ознакомится с ассортиментом, а в итоге найдет и нужный магазин. Сайт "Могилевдрева", по сути, - виртуальная витрина с фотографиями и характеристиками моделей мебели. На любой вкус! Обычный покупатель может приобрести мебель и на заводе - на сайте есть прямая ссылка на прайс-лист с ценами. Пока для этого надо лично приехать на предприятие...

На Западе предложение и продажа товаров и услуг во Всемирной сети давно уже - обычная практика: можно сэкономить деньги на персонале, занимающемся продажами, на рекламе (через интернет больше возможностей заявить о себе на рынках). Неслучайно и правительство Беларуси настоятельно рекомендовало предприятиям усовершенствовать работу своих сайтов.

- В прошлом году ссылки на них появились и в портале облисполкома, - сообщила начальник отдела качества облкомитета экономики Наталья Никонова. - Зайдете на раздел "экономика", "промышленность", найдете перечень предприятий области. Но большинство ресурсов выполняют только информационную функцию: знакомят с предприятием и продукцией, а важно, чтобы сайты были и инструментом маркетинговой политики. В этом смысле выгодно отличаются сайты того же "Могилевдрева", "Бабушкиной крынки", "Моготекса"...

По словам специалистов, качественный и функциональный сайт должен быть как минимум на двух языках (русском и английском), содержать помимо контактной информации сведения о продукции, ее технических характеристиках, способах заказа и вывоза товаров, прейскурант цен, книгу отзывов и предложений.

На сайте могилевского завода "Электродвигатель" имеется даже виртуальный бланк заказа на продукцию, который должен заполнить потребитель. Вот только дизайн ресурса оставляет желать лучшего.

- Действительно, он не обновлялся несколько лет, - подтвердил начальник отдела маркетинга Сергей Кузьменков. - Но сейчас мы работаем над этим, хотим сделать красивую виртуальную витрину с хорошими иллюстрациями.

По его словам, на сайт за месяц заходят около 6 тыс. посетителей.

- А могу я по интернету заказать у вас соковыжималку? - спрашиваю у Сергея Кузьменкова, вспомнив, что подобные изделия (правда, импортные) сплошь и рядом предлагают интернет-магазины.

- Нет проблем, - сказал он. - Только рассчитаться придется наличными в нашем магазине и там же забрать товар. Впрочем, мы можем рассмотреть и возможность доставки товара на дом...

А вот недостаток симпатичного интернет-ресурса могилевской фирмы "ШагоВита" (в иллюстрированном каталоге которой вся выпускаемая детская обувь словно по полочкам разложена), на мой взгляд, - отсутствие ценников на продукцию.

- Во-первых, цены - коммерческая тайна, - подчеркнула начальник отдела маркетинга Татьяна Труш. - Во-вторых, мы можем указывать только отпускные цены, а с торговыми надбавками - это уже другая стоимость…

Хотя ради интереса покупателей почему бы и не обнародовать цены на обувь в фирменном магазине "ШагоВиты", который находится в стенах фабрики? Конечно, о наличии нужной обуви и ее стоимости можно узнать по телефонам торговых точек, адреса которых размещены на сайте. Вроде не сложно: позвонил, спросил, уточнил. Но за этим теряется сама суть интернет-бизнеса. Впрочем, о создании интернет-магазина обувщики не помышляют: наше дело, мол, - произвести товар. Сайт для них - прежде всего "визитная карточка предприятия", своего рода рекламный постер, чтобы ознакомившийся с товаром потенциальный оптовый покупатель связался с производителем, приехал на ярмарки.

- До Запада, где сделки проводятся по интернету, нам пока далеко, - говорит Татьяна Труш. - Наша торговля, например, интернет-заказы мало практикует - компьютеры не у всех есть… Намного чаще на сайт россияне заглядывают.

Но в принципе, считают специалисты, и белорусские предприятия могли бы работать с заказчиками через интернет не хуже западных фирмачей. Ведь деловая переписка уже сегодня ведется часто по электронной почте, по ней пересылаются и различные документы вроде договоров на поставку продукции. Только следом надо высылать по почте и заверенный печатью оригинал договора. Потому как не узаконена у нас пока цифровая подпись...

- Полноценная электронная торговля - дело будущего, но достойно заявить во Всемирной сети о своем предприятии, продукции - уже немало, - отметил директор госпредприятия "Могилевский региональный информационный центр" Сергей Войцехович. - Недавно мы совместно с комитетом экономики предложили создать ресурс с сайтами предприятий наподобие портала onliner.by., куда заходят и находят продукцию все коммерсанты. То есть он задуман как электронный магазин, где были бы представлены все виды выпускаемых на Могилевщине товаров, их характеристики - потенциальным клиентам осталось бы заказать и оплатить изделия. Но хотя часть средств на создание такого ресурса готов предоставить облисполком, лишь около 15% предприятий согласились участвовать в этом проекте.

Хотя, говорят специалисты, даже на специфический товар есть свой покупатель. И где, кроме как в интернете, можно посмотреть на всевозможные виды нужной продукции, получить информацию, сделать выбор? Допустим, белорусскому покупателю понадобилось светотехническое оборудование. Он будет искать производителей в Сети. Не найдет в Беларуси - выйдет, к примеру, на российское предприятие, на сайте которого обнаружит адрес дилера в нашей стране. И разместит у него заказ. Отечественный же производитель окажется "в пролете". А через несколько лет предприятия, не способные достойно представить свои возможности по интернету, рискуют и вовсе потерять интерес у потребителей.

-10%
-10%
-35%
-10%
-69%
-50%
-25%
-5%
-40%
-25%