Андрей Коровайко,


Полный вариант беседы слушайте тут
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Бухгалтеры устали от многочисленных нормативных актов по вопросам налогообложения. Будет ли достаточным изучить теперь только Налоговый кодекс для правильного исчисления и уплаты налогов?
 
Налоговый кодекс является ядром налогового законодательства, но не единственным законодательным актом по вопросам исчисления и уплаты налогов в Беларуси. В силу статьи 3 Налогового кодекса вопросы налогообложения, кроме Налогового кодекса, регулируются также декретами, указами и распоряжениями президента Беларуси по вопросам налогообложения; постановлениями правительства, которые принимаются на основании и во исполнение Кодекса, принятых в соответствии с ним законов и актов президента Беларуси; нормативными актами министерств, органов местного управления и самоуправления по вопросам налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных перечисленными выше актами.
 
Выходит, что ожидания бухгалтеров в части упрощения громоздкой системы налогового законодательства оказались напрасными?
 
Нет, конечно. В Налоговом кодексе нашли отражение нормы многих актов главы государства, которые трансформировались в отдельные главы Налогового кодекса, например, указ президента Беларуси от 9 марта 2007 г. № 119 "Об упрощенной системе налогообложения", в частности, глава по УСН, или статьи Кодекса, например, о вычетах по НДС (указ президента Беларуси от 15 июня 2006 г. № 397 "О некоторых вопросах исчисления и уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость"). И это, безусловно, облегчит работу.
 
Кроме того, перестанет применяться ряд постановлений правительства, которые противоречат Налоговому кодексу. Например, Налоговый кодекс не содержит норм об ограничении в составе затрат расходов по содержанию служебного легкового автомобиля. Поэтому и постановление Совета министров Беларуси от 3 мая 1999 г. № 638 "О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта", предписывающее учитывать в целях налогообложения расходы только по одному такому авто, уже утратило свою актуальность.
 
Аналогично в Особенной части Налогового кодекса не предусмотрено нормирование расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги. Но предусмотрено, что нормы на представительские расходы устанавливаются президентом, о чем говорится в подпункте 1.5 статьи 131 Налогового кодекса. Поэтому указ президента Беларуси от 15 июня 2006 г. № 398 "Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели" продолжает применяться в отношении нормирования представительских расходов.
 
Какие еще
указы будут применяться наряду с Налоговым кодексом?
 
Продолжает, к примеру, действовать и указ президента Беларуси от 24 ноября 2005 г. № 546 "О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь", в котором рассматриваются вопросы о налогообложении автомобилей, ввозимых субъектами хозяйствования, и указ президента Беларуси от 7 февраля 2006 г. № 71 "О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов" по вопросам представления банками и почтой в налоговые органы сведений о денежных переводах из-за границы. Если будут приняты новые указы, декреты, то Кодекс будет применяться в части, не противоречащей актам главы государства.
 
Законом от 29 декабря 2009 г. № 72-З "О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения" Совету министров Беларуси дан шестимесячный срок для приведения законодательства в соответствие с Налоговым кодексом.
 
Принятие Налогового кодекса накануне нового года, 29 декабря, и опубликование его в начале года, не позволило субъектам хозяйствования заранее подготовиться к изменениям в налоговом законодательстве. Как же в этом случае выходили из этой ситуации предприятия?
 
В целях предвосхищения возможных вопросов плательщиков своевременно даны были разъяснения. Так, Министерство по налогам и сборам Беларуси письмом от 17 декабря 2009 г. № 2-1-9/1099 "О налоге на добавленную стоимость" дало разъяснение порядка применения предусмотренной проектом Особенной части Налогового кодекса 20%-й ставки НДС вместо ставки в размере 18%. Рассмотрены подробно случаи, когда отгрузка и оплата товаров, работ, услуг пришлась на разные периоды - на 2009 и 2010 годы. Совместное разъяснение Минэкономики, Министерства по налогам и сборам и Минторга от 22 декабря 2009 г. № 12-01-09/6813/2-1-8/1140/12-02-05/982 разъяснило вопросы реализации товаров, находящиеся в розничной торговой сети на 1 января 2010 г. Согласно этим разъяснениям, организации розничной торговли уже после принятия новых норм налогового законодательства на 2010 год имеют право поэтапно, до 1 февраля 2010 г., осуществлять приведение цен на остатки товара с учетом нового законодательства.
 
 
Отнюдь. Изменения в налоговом законодательстве затрагивают не только вопросы налогообложения, ценообразования, но и договорные отношения.
 
Допустим, организация получила в 2009 году предоплату за продукцию со ставкой НДС 18%. Сама же отгрузка производится в 2010 году. Согласно нормам законодательства о ценообразовании, производители устанавливают и помещают в прейскурант отпускные цены без НДС. При реализации к отпускной цене необходимо применять действующую ставку НДС. Допустим, отпускная цена - 100 рублей. В 2009 году получена предоплата, исходя из ставки НДС в 18%, то есть предоплата составила 118 рублей.
 
Теперь, в 2010 году, необходимо реализовать данную продукцию. Однако при отгрузке в 2010 году продавец должен руководствоваться нормами Налогового кодекса и исчислить НДС по ставке 20%.
 
Если не менять сумму договора, то следует выделить НДС по ставке 20% из общей цены договора. Иными словами, при неизменной цене договора в 118 рублей, НДС составит 19,7 рублей, а отпускная цена - соответственно 98,3 рубля. При этом нормы законодательства о налогах соблюдены, а о ценообразовании - нет, так как отпускная цена по прейскуранту уже не соответствует цене, по которой производится отгрузка. Для соблюдения норм ценообразования необходимо либо составить новый прейскурант и подкрепить его новой калькуляцией, либо предоставить скидку с отпускной цены. В любом случае необходимо урегулировать договорные отношения.
 
Еще одним вариантом может быть изменение общей суммы договора в связи с изменением ставки НДС. Конечно, в таком случае цена договора увеличивается, и покупателю будет необходимо доплатить возникшую разницу в два рубля. Однако при этом сам покупатель сможет взять к вычету НДС в размере 20 рублей.
 
Меньше проблем, если в договоре не оговорена конкретная сумма, а сделана ссылка на прейскурант. В этом случае при получении предоплаты в 2009 году и отгрузке в 2010 году покупатель должен доплатить разницу исходя из новой ставки НДС.
 
А если обратная ситуация: продукцию отгрузили в 2009 году, а оплата за нее пришла в 2010?
 
В данной ситуации все предельно просто. Если организация учитывает выручку по отгрузке, то налоги были уже посчитаны за 2009 год с применением ставки НДС в 18%. Если же выручка определяется по оплате, то проблемы также нет. Статья 103 Налогового кодекса прямо регулирует данную ситуацию: новая ставка НДС в 20% применяется только в отношении продукции, отгруженной с момента изменения ставки НДС. А статья 100 Налогового кодекса говорит о том, что дата отгрузки является датой отпуска со склада. Поэтому, несмотря на то, что в учете реализация будет отражаться в 2010 году, ставка НДС будет применяться еще старая, 18%, так как реально отгрузка была в 2009 году и полученная в 2010 году оплата на размер ставки НДС не влияет.
 
Вызывает различные толкования применение введенной в Кодекс нормы о дате отгрузки товаров и предоставления услуг, в частности, отгрузки на экспорт. При исчислении налога на прибыль, НДС, согласно нормам Кодекса, днем отгрузки будет являться день отгрузки товаров со склада. Ранее плательщики пользовались нормой, установленной указом № 178 "О порядке проведения контроля внешнеторговых операций", согласно которой датой отгрузки и поступления товаров считалась дата их помещения под таможенный режим. Чем в данном случае руководствоваться - указом или Кодексом, ведь указ действующий?
 
Указ действующий, но, исходя даже из названия указа, он регулирует проведение и контроль внешнеторговых операций, а Налоговый кодекс регулирует налоговые вопросы. Если в Налоговом кодексе определено, что датой отгрузки является дата отпуска со склада, это распространяется и на внешнеторговые операции. Указ же действует в части контроля внешнеторговых операций, а не для налогообложения.
 
В последнее время вопросы арендной платы очень интересуют как руководителей организаций, так и бухгалтеров. В связи с вступлением в силу Налогового кодекса, произошли ли какие-нибудь изменения в части налогообложения сумм арендной платы?
 
Проанализировав положения Налогового кодекса, мы пришли к выводу, что произошли изменения в части налогообложения дохода арендодателей, а именно момента признания дохода арендодателей при исчислении налога на прибыль.
 
Ранее для целей исчисления налога на прибыль доход от сдачи имущества в аренду признавался в соответствии с учетной политикой либо на момент поступления оплаты, либо на момент сдачи имущества в аренду. То есть плательщики платили налог на прибыль либо на момент поступления денег за сданное в аренду имущество, либо при сдаче его в аренду вне зависимости от оплаты.
 
Теперь же доходы арендодателя учитываются при налогообложении прибыли на момент сдачи имущества в аренду вне зависимости от фактического поступления сумм арендной платы на счет.
 
Казалось бы, это упрощает налогообложение. Однако порядок исчисления налога на добавленную стоимость остался прежним и зависит от учетной политики. Также зависит от положений учетной политики и отражение дохода арендодателя в бухгалтерском учете. И в сложившейся ситуации заложником становится бухгалтер: ему придется по одной и той же операции в разное время рассчитывать и уплачивать различные налоги.
 
Можем ли мы утверждать, что изменился подход в отношении налогообложения сумм арендной платы?
 
Утверждать этого мы не можем. Особенностью нашей работы является то, что мы помогаем бухгалтеру проанализировать нормы законодательных актов, поскольку у рядового бухгалтера зачастую нет времени на это. И анализ показывает наличие несогласованных норм в отношении отдельных налогов.
 
Например, из налога на прибыль исчезла особенность, установленная для отражения в учете комитента (доверителя) выручки, полученной по договорам поручения, комиссии или консигнации. Заметим, что в главе 12 "О НДС" Налогового кодекса аналогичная норма сохранена. Скорее всего, законодатель не ставил задачу изменить подход к определению выручки у комитента для исчисления прибыли.
 
Ушли в прошлое инструкции Министерства по налогам и сборам, которые разъясняли порядок применения норм законов. Бухгалтер-практик хочет видеть простое и однозначное изложение норм в Кодексе, исключающее необходимость дополнительных разъяснений.
 
Для изучения позиции налоговых органов по тем или иным вопросам наша компания проводит форумы с участием экспертов, в качестве которых приглашаются специалисты министерств. В феврале мы планируем провести бухгалтерский форум по налогам - 2010.
 
Центр бухгалтерской аналитики
- что это?
 
Центр бухгалтерской аналитики - это уникальный коллектив экспертов, имеющих большой опыт практической работы с налогами. В ходе подготовки материалов наши сотрудники ежедневно проводит колоссальную работу по анализу всех имеющихся и новых документов.
 
Так, каждый месяц нами изучаются сотни новых документов. Помимо Налогового кодекса Беларуси, мы рассматриваем правовые акты и письма профильных ведомств, судебные решения, консультации и материалы прессы. Нашей основной задачей является помощь нашим клиентам-бухгалтерам в принятии правильных законных решений по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
 
"особая дата". К этой дате он должен "закрыть месяц" и представить в налоговые органы отчетность по налогам. Изменились ли в 2010 году сроки предоставления налоговых деклараций?
 
"Особую дату" никто не отменял, однако изменения по срокам представления налоговой отчетности есть, и связаны они главным образом с установлением в 2010 году календарного квартала отчетным периодом по многим налогам. Поэтому если отчетным периодом установлен квартал, то декларации предоставляются ежеквартально, но не позднее 20 числа месяца, следующего за этим кварталом.
 
Согласно нормам Особенной части Налогового кодекса, календарный квартал является отчетным периодом по местным налогам и сборам.
 
Плательщикам НДС, у которых сумма выручки от реализации, исчисленная нарастающим итогом с начала календарного года, не превышает 3 815 000 000 белорусских рублей, а также плательщикам налога на прибыль независимо от выручки, дано право самостоятельно выбирать отчетный период. По желанию это может быть календарный месяц либо квартал. В зависимости от сделанного выбора налоговая декларация представляется соответственно - или ежемесячно, или ежеквартально.
 
Аналогичный подход установлен по налогу при упрощенной системе для плательщиков, применяющих УСН с уплатой НДС. При применении упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость отчетным периодом по налогу признается календарный квартал.
 
Изменился срок представления налоговых деклараций по экологическому налогу в случае его исчисления исходя из годовых лимитов и соответствующих ставок налога. В текущем году эти декларации следует представлять не позднее 20 апреля календарного года.
 
Затронув вопрос относительно сроков представления налоговой отчетности, отмечу, что с шестого января текущего года изменена периодичность представления госстатотчетности по форме 4 "Белгосстраха", а также порядок уплаты страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Уплата страховых взносов производится поквартально. Но для плательщиков, не использовавших средства "Белгосстраха", отчеты предоставляются раз в полгода.
 
С отчетами понятно. А что вы можете сказать про сроки уплаты налогов? Они изменились?
 
По общему принципу налогового законодательства уплата налогов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Поэтому если отчитываемся ежемесячно, то ежемесячно и уплачиваем налоги. При квартальной отчетности уплата налогов будет ежеквартальной. Так что при квартальной отчетности платить придется реже, но больше.
 
По итогам работы за 2009 год в ООО будет принято решение о начислении и выплате дивидендов. В связи с введением особенной части Налогового кодекса
как будут облагаться дивиденды в 2010 году?
 
Порядок налогообложения дивидендов будет зависеть от того, кто начисляет дивиденды - белорусская организация или иностранная организация.
 
Если белорусская организация начисляет дивиденды, то она и должна исчислить и уплатить налог с дивидендов по ставке 12%. В этом случае белорусская организация выступает в роли налогового агента. Это значит, что сумма налога должна быть исчислена за счет средств участника (учредителя), кому выплачиваются эти дивиденды. Это важно помнить.
 
Второй немаловажный момент - организация, выплачивающая дивиденды, сама может быть получателем дивидендов. С 2010 года ранее полученные организацией дивиденды уменьшают налоговую базу по выплачиваемым ею дивидендам, что позволяет исключить повторное налогообложение сумм дивидендов.

Налоговая база налога на прибыль по дивидендам определяется по формуле, приведенной в пункте 4 статьи 141 Налогового кодекса Беларуси. Налог на прибыль исчисляется, как и раньше - как произведение налоговой базы и ставки налога.
 
Если иностранная организация начислила белорусской организации дивиденды, то применяется прежний порядок налогообложения. В этом случае белорусская организация - получатель дивидендов включает их в состав внереализационных доходов. Формула, указанная в пункте 4 статьи 141 Налогового кодекса, не применяется. Надо только помнить, что дивиденды, в отличие от остальных внереализационных доходов, следует обложить налогом на прибыль по ставке 12%.
 
Следует обратить внимание, что плательщики, применяющие УСН, также являются налоговыми агентами при начислении дивидендов.
 
А если белорусская организация будет начислять дивиденды физическому лицу?
 
В этом случае дивиденды будут облагаться подоходным налогом тоже по ставке 12%. Организация должна будет исчислить и удержать налог с дивидендов, используя ту же формулу, которая используется при расчете налоговой базы по дивидендам по налогу на прибыль, о которой мы говорили выше.
 
Следует отметить, что с 2010 года в отношении дивидендов, выплачиваемых физическому лицу, уже можно применять предусмотренные законодательством стандартные, социальные и имущественные вычеты при соблюдении установленного порядка их предоставления.
 
С принятием Налогового кодекса был ли
снят запрет на использование более одного служебного легкового автомобиля?
 
На самом деле и до 2010 года запрета на количество используемых служебных легковых автомобилей не было. Однако в затраты, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, включались расходы только по одному служебному легковому автомобилю. Расходы по всем остальным таким автомобилям уплачивались и не уменьшали налогооблагаемую прибыль организации. С принятием Налогового кодекса отменено указанное ограничение, и расходы по всем служебным легковым автомобилям могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.
 
Поэтому начиная с 2010 года в хозяйственной деятельности можно использовать любое количество служебного легкового автотранспорта, не боясь того, что расходы по нему не уменьшают сумму налога на прибыль.
 
В 2010 году экологический налог от сожженного топлива не уплачивается. Означает ли это, что субъекты хозяйствования могут не выписывать и не заполнять
путевые листы на служебный легковой автомобиль?
 
На основании информации, которая указывается в путевом листе, учитывается работа водителя, движение топлива и смазочных материалов; работа шин и аккумуляторов. До 2010 года на основании данных расхода топлива, отражаемого в путевом листе, также исчислялся экологический налог за выбросы.
 
В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрено, что экологический налог за выбросы от мобильных источников выбросов не исчисляется и не уплачивается.
 
Следовательно, путевой лист необходим не только для исчисления экологического налога и, конечно же, выписывать его нужно.
 
В связи с отменой экологического налога за выбросы от мобильных источников выбросов можно ли ожидать снижения стоимости грузоперевозок в пределах Беларуси?
 
Действительно, экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов участвовал в формировании тарифов на грузоперевозки автотранспортом по территории Беларуси.
 
В связи с его отменой организации могут либо пересчитать тарифы и снизить их на сумму данного налога, либо оставить тарифы прежними за счет увеличения размера рентабельности, заложенного в тарифы. Причем такая рентабельность законодательством не ограничена. Однако сумма экологического налога, например, при сжигании 100 литров дизельного топлива, составляла в четвертом квартале 2009 года порядка семи тысяч рублей. Поэтому даже в случае принятия организацией решения о снижении тарифов, они уменьшатся незначительно.
 
Предусмотрены ли Особенной частью Налогового кодекса изменения по НДС для экспортеров?
 
Изменения произошли для экспортеров, оказывающих работы и услуги по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы и услуги, непосредственно связанных с реализацией товаров на экспорт в Российскую Федерацию. Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером Беларуси, но по законодательству данные работы до 2010 года облагались в общеустановленном порядке, то есть по ставке 18%. С 2010 года созданы более благоприятные условия для субъектов хозяйствования, осуществляющих экспорт товаров, работ, услуг, установлена нулевая ставка НДС при реализации работ и услуг по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы и услуги, непосредственно связанных с реализацией товаров на экспорт в Российскую Федерацию.
 
Может ли организация, которая с 1 января 2010 г. переходит с УСН без уплаты НДС на общий порядок налогообложения,
выделить для вычета сумму НДС по остаткам товаров по ставке 20%?
 
Если товары приобретались со ставкой налога в размере 18% и эта сумма налога была отнесена на стоимость товаров, то выделению для вычета подлежат суммы НДС исходя из ставки налога в размере 18%. Данный порядок отражен в подпункте 22.4 статьи 107 Налогового кодекса Беларуси.
 
Предполагает ли новая Особенная часть Налогового кодекса новые особые режимы
налогообложения для бизнеса, которые отличаются от общего порядка уплаты налогов?
 
Нет, новые особенные режимы не вводятся. Вступление в силу Особенной части в большей степени повлияло на систематизацию существующих особых порядков исчисления и уплаты налогов, которые устанавливаются государством в определенных случаях. Теперь все они приведены и определены наряду с республиканскими и местными налогами и сборами в одном документе - Налоговом кодексе. Это, несомненно, облегчает анализ действующей в стране системы налогообложения, а следовательно, и упрощает ведение бизнеса.

Что же касается принципов установления особых режимов налогообложения в определенных сферах экономической деятельности и для отдельных категорий субъектов хозяйствования, то они сохранены.

Обязательным осталось применение соответствующего специального порядка исчисления и уплаты налогов для индивидуальных предпринимателей, занятых обслуживанием населения, игорного бизнеса, лотерейной деятельности, агроэкотуризма и ремесленной деятельности.

Налогообложение резидентов свободных экономических зон и фермерских хозяйств по-прежнему построено с учетом их роли в экономике на данном этапе и предполагает очевидную поддержку со стороны государства. Тут в большей степени учитываются интересы бизнеса, хотя право выбора налогового режима ему тоже не дано.

Субъектам малого бизнеса и организациям, занятым сельскохозяйственным производством, как и ранее, предоставлена возможность самим решать в каком порядке уплачивать налоги - в общем, по упрощенной системе налогообложения или выбрать режим налогообложения с уплатой единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.

Так что Особенная часть - новая, а особые режимы налогообложения - прежние.
  
Какие еще шаги вы предпринимаете для оказания помощи бухгалтеру в изучении Налогового кодекса?
 
Одиннадцатого января 2010 года в "КонсультантПлюс" появилась тематическая подборка "Налоговый кодекс: аналитика". Она вызвала активный интерес со стороны пользователей "КонсультантПлюс", так как на данный момент это один из первых источников аналитических материалов по измененному налоговому законодательству. Мы планируем активно пополнять ее новой актуальной аналитикой, ежемесячно включать около 80 эксклюзивных вопросов-ответов и статей сторонних авторов плюс аналитику Центра бухгалтерской аналитики. К тому же с начала января проходят интересные семинары "Налоги-2010", в качестве лекторов на которых выступают независимые эксперты, аудиторы. Силами специалистов центра бухгалтерской аналитики проанализированы нормы Особенной части Налогового кодекса по сравнению с нормами, действовавшими ранее (многочисленные законы, декреты, указы и др.) в виде сравнительной таблицы, что очень наглядно показывает изменения.
 
Товар отгружен в 2009 году. В товарно-транспортной накладной указана ставка НДС 18 %. Оплата поступила в 2010 году. Выручка продавца определяется по моменту "оплаты". По какой ставке необходимо продавцу исчислить и уплатить НДС в бюджет?
 
В данном случае применяется ставка 18%, потому что ставка в 20% применяется по товарам, отгруженным с момента изменения законодательства, вне зависимости от метода определения выручки - по отгрузке или по оплате.
 
Стоит ли рассматривать принятие Налогового кодекса как революционное событие в сфере бизнеса, либо существенных изменений в налогообложении не произошло, а только лишь осуществлен свод ряда законов, касающихся вопросов налогообложения?
 
Введение Особенной части Налогового кодекса - безусловно, знаковое событие для бухгалтера. Есть единый документ, который регулирует не только сами республиканские и местные налоги, но и особые режимы налогообложения, налогообложения отдельных категорий субъектов хозяйствования. В нем систематизированы те нормы законодательных актов, которые раньше регулировались разными нормативными актами и которые было сложно учитывать субъектам хозяйствования. Но ничего революционного в сфере бизнеса с принятием Особенной части Налогового кодекса не произошло.

PR
-10%
-10%
-15%
-15%
-10%
-35%
-10%
-15%
-21%
-10%