Андрей Коровайко,

фотоПравильная логистика должна быть эффективным инструментом увеличения прибыли компании. Об оптимизации складских издержек, минимизации запасов, использовании ресурсов логистики поставщика, - о правильной логистике в программе "Время бизнеса" на TUT.BY рассказывал Александр Тарашкевич, заместитель генерального директора по логистике ЗАО "Холодон", ведущий консультант по логистике консалтинговой группы "Здесь и Сейчас".

В чем сущность логистики? Может быть, это просто какой-то модный термин? Что за ним стоит?


Отчасти это, действительно, модный термин. Кто-то воспринимает логистику только как транспорт, кто-то воспринимает как закупку. Я бы предложил воспринимать логистику немного по-другому: это некий симбиоз всех сфер деятельности - закупки, транспортировки, хранения, маркетинга и даже сервисов. Чаще всего мы воспринимаем логистику как некий участок работы, где проводится закупка, доставка, хранение, отгрузка, перемещение каких-то товаров. Но этот термин можно внедрять даже в финансовую сферу, где будут перемещаться не товары, а финансы.

Есть шесть золотых правил, которые используют все логисты: нужный товар, в нужном месте, нужного количества, нужного качества, в нужное время, с минимальными затратами. Эти шесть правил определяют само понятие "логистика". По сути, это оптимизация движения товара, и над тем, как это оптимизировать, работает целая наука.

Очень часто специалисты ввязываются в эту работу, говорят о том, что у них великолепно работает логистика, а на поверку, при более глубоком анализе, оказывается, что они работают только с малой частью.

Я бы предложил воспринимать логистику не как локальную работу. Она должна быть интегрирована в работу всего предприятия, управления им, в финансовое обеспечение компании.

Все ли должны становиться специалистами в этой области? Нужно ли каждой компании заводить логиста, чтобы выполнялись эти шесть основных правил?

Все зависит от того, какая цель стоит перед предприятием. Деятельность любой компании направлена на получение прибыли. И если предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, соответственно, руководство должно решить, принимать ли на работу такого специалиста. Если оптимизация не нужна и текущая ситуация устраивает, возможно, такой специалист и не нужен. Хотя динамика развития бизнеса такова, что если ты стоишь на месте, тебя обгонит кто-то другой - это как бег на длинную дистанцию.

Что включает в себя логистика предприятия?

В большинстве случаев это закупка, транспортировка и хранение товаров. Логистика очень хорошо работает, когда компания имеет сеть филиалов, и оптимизация доставки товаров на склады филиалов тоже является логистикой. Хотя в последнее время я замечаю, что многие предприятия стали применять логистику при отгрузке товаров клиенту. Например, я недавно покупал холодильник. Мне позвонил водитель и сказал, что товар мне привезут к двенадцати часам. Я уже был готов к этому времени, но в 12 часов он не приехал. Потом мне объяснили, что водитель перепутал улицы, когда прокладывали маршрут. И как раз это прокладывание маршрута, оптимизация по расстоянию, времени и издержкам - это и есть логистика. В моем случае водитель сам для себя сделал логистику. Конечно, он не специалист, но начал движение к тому, чтобы сэкономить издержки предприятия.

фотоЧьи ресурсы можно использовать в логистике? Обязательно ли это должны быть ресурсы самого предприятия?


Лучше всего сделать гибрид: использовать и свои ресурсы, и те, которые может предложить поставщик или другая компания. Это нормальная практика, когда работу за тебя делает кто-то другой, а ты просто за это платишь. Предположим, у вас есть небольшой склад. Вы можете нанять туда персонал, заложить товар и хранить его там, но если вам поставщик предложит регулярно привозить товар и не создавать запасы, почему бы и не воспользоваться этим. Поставщик тоже получает от этого выгоду, так как имеет постоянного клиента в вашем лице. Обе стороны от этого выигрывают, и в итоге товар становится дешевле.

Есть такое понятие "ценность товара". Я воспринимаю это как симбиоз цены товара, его качества, доступности, сервиса, который может предложить поставщик на этот товар. Всё вместе составляет ценность товара. Основная задача логистики - это как можно лучше ее сохранить. Когда товар вышел с конвейера, у него появляется какая-то ценность, и чем ближе товар будет к покупателю, тем его ценность повышается.

Очень часто своими действиями, неграмотной логистикой мы наращиваем издержки и уменьшаем ценность продукции. Например, чем дольше товар лежит на складе, тем меньшую ценность он представляет для покупателя. И задача логистов - сделать так, чтобы эта ценность не упала, а лучше всего, чтобы еще и поднялась.

Склады - это тоже логистика, это одна из ее основных сфер деятельности. Склады позволяют логистам максимально себя реализовать: это и оборудование склада, и персонал, и работа склада, планирование потоков. Там можно в полной мере применить такое понятие, как бизнес-процесс. Можно заранее, не проводя каких-то больших опытов, просчитать пропускную способность склада, оценить его работу.

Как в таком случае можно оптимизировать складские издержки?

В качестве ответа на этот вопрос я расскажу историю, которая произошла с моим знакомым. В октябре прошлого года из-за непростой экономической ситуации, он решил сэкономить и сократил часть персонала склада. В первые два месяца склад работал нормально, издержки уменьшились. Но он не рассчитал другое: его склад был недостаточно оптимизирован, и когда стало меньше персонала, он не смог обеспечить весь необходимый ручной труд. Пропускная способность склада упала, и в декабре, в самом горячем месяце, 30% товара он просто не отгрузил. Не потому, что товара не было, не потому, что он не хотел это сделать, а потому, что был не в состоянии - не хватало людских ресурсов. Когда провели аналитику склада, выяснилось, что именно это стало причиной существенных потерь. Приглашенный логист просчитал, сколько стеллажей нужно поставить на складе, какое оборудование нужно приобрести, чтобы работать на стеллажах. Появилось высотное хранение. Кроме того, логист просчитал бизнес-процесс. Когда стали укладывать товар на стеллажи, 30% площадей освободилось. Тогда хозяин поставил перегородку, и сдал свободные площади в аренду.

На сегодняшний день аренда позволяет компенсировать издержки, которые хозяин понес на стеллажи и оборудование, и пропускная способность склада увеличилась в два раза. Теперь ему не нужно столько хранить, потому что товар проходит очень быстро, товар стал доступен клиенту. Цена на товар даже уменьшилась, потому что уменьшились издержки на единицу хранения, отгрузка товара увеличилась, качество товара улучшилось, потому что на стеллажах уменьшилась вероятность его повреждения и улучшились условия хранения. Конечный потребитель получает товар по хорошей цене, быстро и качественно. Кроме того, появилась возможность сервисного обслуживания. Таким образом, ценность товара была увеличена.

Не нужно ждать момент, когда работа склада ухудшится, нужно уже сейчас, пока еще только начало года и не налажены массовые поставки товаров из Европы, проводить логистику складских помещений.

По итогам непростого прошлого года многие пришли к ситуации, когда склады забиты под завязку. Может ли логистика помочь разгрузить складские запасы?

Безусловно, может. Такая ситуация сложилась по нескольким причинам. Нестабильность экономики подталкивает заранее приобретать товар, чтобы не "попасть" на изменение цены. Кроме того, покупательская способность потребителей стала ниже. Товар, который сейчас находится на складе, никуда не денется, его все равно нужно продавать.

Логистика может помочь уменьшить стоимость хранения этого товара, соответственно, для конечного потребителя он меньше будет расти в цене и появится его привлекательность. Логистика может нормально спланировать пополнение каких-то позиций и с минимальными затратами пополнить запасы.

Тем, у кого сейчас большие запасы, я бы посоветовал две вещи: первое –- поработать со своим складом, минимизировать свои издержки, и второе - сделать для себя выводы, как сделать, чтобы этих запасов больше не возникало. Возможно, нужно взять грамотного закупщика, специалиста по логистике, который более обоснованно будет делать следующие заказы, будет планировать запасы и уметь хорошо считать.

В 2009 году возникла нехватка руководящего персонала. У нас есть директора компаний, специалисты по закупкам, а руководителей среднего звена, руководителей отделов практически нет. Можно быть хорошим логистом, но плохим администратором. Поэтому я бы посоветовал всем руководителям подучить свой персонал: 2010 год будет нелегким, а логистика - такая наука, которая требует не только оптимизации, но еще и организации.

Где в Беларуси можно получить нормальное образование логиста? Где можно повысить его профессиональную квалификацию?

Совершенно точно свою профессиональную квалификацию логиста можно повысить в нашей компании "Здесь и Сейчас". Мы проводим достаточно много различных семинаров, у нас есть среднесрочный курс по корпоративной логистике, где мы предоставляем возможность слушателям познакомиться не только с закупочной логистикой, но и с транспортной, и с логистикой распределения. В этом году стартуют новые программы, которые позволяют не только обучить человека логистике, но и подготовить грамотного руководителя, человека, который будет уметь правильно вести переговоры и общаться со своим персоналом.

Мы привыкли к тому, что на складе работает дядя Вася, который буквально живет на этом складе по много лет. Безусловно, его опыт очень важен, но есть одно "но": мы не стоим на месте, мы постоянно изменяемся, и вместе с нами меняются технологии работы на складских помещениях. Как правило, дяди Васи не готовы к новым технологиям, но готовы работать со складскими программами и комплексами, которые позволяют учитывать все. Они не готовы работать с документацией нового образца, и очень важно, чтобы молодое поколение, которое выпустится из университета, пришло со своими навыками. Для этого мы и проводим свои программы.

Многие белорусские вузы ввели у себя специальность "логистика", но, к сожалению, я столкнулся с выпускниками, которые прекрасно знают книжные формулы, но абсолютно не понимают, как их применить. Наверное, болезнь такого образования заключается в том, что практики применения своих знаний она не дает.

Есть ли какие-то особенности нашей страны, с которыми нужно считаться при работе с логистикой?

Нужно, во-первых, учитывать законодательство: в ряде случаев оно у нас достаточно жесткое и сложное. По формированию накладных оно намного сложнее, чем законодательство других стран. С одной стороны, это хорошо, потому что появляется больше порядка. Но, с другой стороны, эти особенности не дают возможности быстро оформляться. Когда специалист по логистике что-то планирует и при этом в каком-то учебнике читает, что какая-то процедура должна оформляться определенный срок, нужно примерить этот срок на Беларусь.

Нельзя не учитывать и менталитет нашего населения и работников. Например, я участвовал в создании логистики в первом магазине "Гиппо", и мы запланировали четкую регламентацию по времени приемки товара. Первые полгода водители, которые привозили товар, не могли понять, почему им предъявляются такие жесткие требования - для них это было непонятным новшеством.

Какое программное обеспечение в сфере логистики, так называемые ERP-системы, используются на предприятиях Беларуси? Какие программные пакеты вы могли бы посоветовать?

Программных продуктов достаточно много, они все разные. Как правило, специализированное программное обеспечение в логистике используют крупные предприятия. Если предприятие небольшое, достаточно использовать программы "1С-Бухгалтерия", "Галактика", любой продукт, которым вы пользуетесь. Главное, чтобы этот продукт позволял централизованно обмениваться информацией: в логистике одним из главных составных звеньев является обмен информацией. Все подразделения компании должны понимать друг друга, и эта сфера взаимодействия должна быть очень четко налажена. Если предприятие что-то закупает, об этом должны знать все: и финансисты, и склад, который должен готовиться к приему этого товара, и маркетологи. Поэтому я бы не советовал какой-то конкретный программный продукт, каждая компания при выборе программного продукта должна ориентироваться на объем своей деятельности.

Нет принципиальной разницы в том, чем вы пользуетесь, главное - как пользоваться программой и то, насколько ваша информация доступна другим вашим сотрудникам.

фотоСейчас в Беларуси появляются логистические центры. Каково их назначение?

Логистический центр - это большое предприятие, основной сферой деятельности которого является логистика. Это предприятие, призванное принять товар, хранить его и по указанию заказчика отгрузить товар в нужном количестве, нужного качества и в нужное клиенту время. Логистический центр строится для того, чтобы сэкономить собственные средства. Многие российские и европейские логистические центры впечатляют. Например, центральный логистический центр в Финляндии имеет 68 ворот для отгрузки товара, площадь склада составляет 56 тыс. квадратных метров, там работает полторы тысячи человек. Работа построена очень четко, без единого сбоя. Все процессы, которые происходят внутри предприятия, четко описаны, используется дорогой программный продукт, настроенный под нужды центра. За счет того, что идет качественный обмен информацией, все процессы отлажены, этот склад успешно работает.

Меня всегда удивляет, как неумело Беларусь пользуется своим положением. Мы находимся на дороге, которая ведет из Европы в Россию и обратно. Этим нужно пользоваться. В России, возле Москвы, построено достаточно много логистических центров: товар караванами приходит туда, складируется и потом распределяется по получателям товара. Мы же, как на вокзале, смотрим, как огромный поезд проходит мимо нас. Хорошо, что в нашей стране принята программа по строительству логистических центров, хорошо, что мы обратили на это внимание, и, думаю, это будет хорошим подспорьем нашей стране: проще привезти товар сюда, распределить его здесь и получить доход от этой деятельности. Но для этого нужна квалификация, нужны знания, а знания нужно черпать. Я всегда отмечаю, что логистика - это склад знаний, которые ты должен накапливать и не бояться их применять.

Как могут пользоваться логистическими центрами предприятия, которые никак не связаны с логистикой, у которых нет своего логиста? Могут ли они пользоваться услугами этих центров?

Можно смоделировать ситуацию. Например, возьмем среднее предприятие, которое занимается импортом товаров из Европы. В штате работает специалист по логистике, специалист по внешнеэкономическим связям, который владеет английским языком, неплохо разбирается в закупках, ведет прямые переговоры и делает заказы. Идет заказ автомобиля, автомобиль становится под загрузку, идет через границу - и все это время работает логистика, контролирует каждое его движение. Хорошо, если ваша компания большая и вы совершаете крупные закупки. Если ваша компания небольшая, грузы сборные, работать с ними тяжелее.

Товар пришел к вам, и его нужно разместить на склад. Для этого нужны складские работники, и хотите или нет, но два-три человека в штате должны быть. Если в Беларуси будет логистический центр, вы смело можете заказать товар у европейского производителя или поставщика, но этот товар приедет не к вам на предприятие, а на этот центр. Там его примут, уложат на склад, и будут ждать вашего распоряжения, после которого он будет отправлен вашему покупателю.

В такой ситуации вам не нужен склад, не нужен персонал на складе, и в этом случае квалификация вашего закупщика не должна быть достаточно высокой, потому что все остальное сделает центр. А, возможно, вам не понадобится и закупщик: можно будет заказать товар напрямую у поставщика и передать его на обслуживание сотрудникам логистического центра.

В тяжелые времена выгодно пользоваться логистикой поставщика. Мы привыкли всё делать сами, а задача поставщика заключается в том, чтобы принять заказ и назначить день отгрузки товара. Почему бы не предложить ему привезти товар вам на склад? Возможно, стоимость такой услуги будет намного дешевле ваших затрат. Нужно пользоваться такими услугами, и сейчас поставщики сами готовы на это идти, потому что они тоже проводят минимизацию издержек и хотят сэкономить свои средства.

Как попасть на ваш семинар?

Обращайтесь в компанию "Здесь и Сейчас". Вы можете зайти на сайт компании, и если вам будет недостаточно той информации, которая там размещена, звоните, и вам обо всем расскажут более подробно. Я стараюсь, чтобы люди, которые приходят на мои семинары, не только получали знания от меня, но и чтобы они общались между собой и обменивались опытом.

Независимо от того, какие семинары будут посещать люди, обучение должно быть: жизнь идет, всё меняется, поэтому квалификация должна постоянно повышаться.

Специализация логиста - занятие закупками и транспортом. Я бы рекомендовал руководителям предприятий особое внимание обратить на среднее звено. Для многих это болезненная тема, и когда на предприятие придет действительно толковый руководитель, человек, который будет обладать определенными навыками, с директоров снимется значительная часть нагрузки.

Давайте еще раз напомним основные задачи, которые ставит перед собой логист. Как можно грамотно выполнять эти задачи?

фотоПервое правило - это нужный товар. Для того чтобы понять, какой товар действительно нужен, я бы советовал логистам больше уделять внимания изучению самого товара. Зачастую на работу приходят специалисты, которые великолепно умеют закупать, но говорят, что им все равно, что закупать. Когда ты понимаешь все тонкости товара, работать становится намного легче.

Товар должен быть нужного качества. Мы не можем дистанционно понять, качественный ли товар мы заказываем, но в этом и есть суть переговорного процесса, чтобы от поставщика получить как можно больше информации о продукте. Не ленитесь смотреть в интернете, читать в прессе какое-то мнение об этом товаре - это может помочь.

Просчитайте нужное количество товара: чтобы вы всегда могли получить его у поставщика, ведите с ним диалог. Обменивайтесь планами поставок с поставщиками, вовремя их корректируйте.

Товар должен быть доставлен в нужное место. Я знаю, что все выбирают склад там, где им удобнее. Но просчитайте все издержки, которые вы понесете, когда этот товар вы будете доставлять клиентам.

Грамотно минимизируйте средства, которые вы тратите на логистику. Нельзя проводить минимизацию локально, экономить только на цене. Это разовая вещь, которая ни к чему глобальному не приводит. Экономить нужно комплексно: если вы сэкономили на цене, смотрите, как можно сэкономить на доставке, хранении, отгрузке, на таможенных переходах.

Доставляйте товар точно в срок. Знаю по себе: если я несколько раз прихожу в магазин и не нахожу нужного мне товара, я просто иду в другой магазин. Плохо, когда товар есть вчера, и не очень хорошо, когда он появится завтра. Товар нужен сегодня, здесь и сейчас.

Эти шесть правил должны работать в комплексе.

Логистика - это наука, и, как любая наука, она требует знаний. Не ленитесь получать эти знания, и даже если вы допускаете ошибку, используйте ее до конца. Ошибки позволяют активизировать вашу работу. Исправляйте ошибки, делайте выводы и постоянно оптимизируйте свою работу.

Любая работа должна быть организована. Если в вашей компании есть логисты, постарайтесь, чтобы им работалось комфортно, чтобы у них был грамотный руководитель, который понимал бы, что и как они делают, и делал всё возможное, чтобы это делалось легче.
-20%
-35%
-15%
-21%
-30%
-45%
-40%
0066856